Новости – Люди












Люди
Как форсировали Вятку

Военнослужащие ЦФО перед награждением по итогам маневров Центр-2015. Фото: Алексей Вологдин / «Русская планета»
Кировская область стала одним из шести регионов проведения командно-штабных учений «Центр-2015»
28 августа, 2015 15:58
7 мин
Шесть регионов, 6 тыс. военных, 750 единиц техники. Форсирование рек в Ярославской, Кировской и Ульяновской областях, строительство полевых аэродромов для тяжелых военно-транспортных самолетов в Оренбуржье. 25 августа на Вятских полянах прошли одни из самых масштабных учений в истории города, на них побывал корреспондент РП.
Первое, что впечатлило еще при подъезде — свежегрейдированная полевая дорога. От площадки для стоянки транспорта и посадочной площадки для вертолетов к командному пункту ведут специальные мостики, вокруг пункта, который разместился на обрыве, глина высокого берега засыпана свежевзбороненным песком. Остальное, для современного человека более привычно: на мониторы выводится изображение переправы через Вятку то ли со специальных камер, то ли с беспилотников, а звук транслируется с нескольких мощных колонок.
К встрече замминистра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова готовились не только военные. Когда на горизонте показался вертолет, областные и районные чиновники выстроились около командного пункта и двинулись в сопровождении толпы журналистов и девушек в национальных костюмах по направлению к посадочной площадке. Правда, вышла небольшая осечка. Первым бортом прибыли помощники замминистра. Представляясь губернатору, генерал-лейтенант Кузьменков с трудом сдерживал улыбку.
Прибывший через несколько минут в сопровождении командующего центральным округом и других генералов и офицеров замминистра был напротив скорее угрюмым. Невысокий, сутулящийся 60-летний генерал армии выглядел явно усталым.
Большие маневры — испытание не только для солдат, но и для командования. Ярославль, Вятские Поляны, Ульяновск… Что интересно, целый ряд этапов «Центра-2015» проходят в непосредственной близости от крупных и средних населенных пунктов.
Генералы расселись на командном пункте. Доклад командира саперного батальона. И буквально за полчаса перед нашими глазами развернулась целая история. Нападение. Попытка подрыва. Спецназ отражает атаку условного противника. Подразделение химзащиты проверяет подъезды к переправе. За считанные минуты понтонный пролет в половину Вятки закрывается. Под прикрытием барражирующих вертолетов Ми-24 по мосту длинной в несколько сот метров идет большая колонна военной техники.
И все это происходит на фоне мирной жизни вятскополянских обывателей. По капитальному мосту, который по легенде был уничтожен, продолжает двигаться транспорт. В деревне на берегу, в десятке метров от зоны «боевых действий», общаются бабушки. Строители коттеджа забрались на крышу и наблюдают за тем, как колонна военных КАМАЗов втягивается на мост.
Все. Первый акт почти окончен. Перед отъездом на вторую точку ребята из местного военно-патриотического клуба устраивают перед высшими армейскими чинами показательные выступления. Упражнения с огнестрельным и холодным оружием, рукопашный бой… Работают не хуже настоящих военных. Правда, высшие армейские чины спешат. На их лицах читается нетерпение. Генералов тоже можно понять, служба.
На вторую точку журналисты прибыли раньше генералов. Они в сопровождении чиновников добирались на теплоходе. Война — войной, а обед по расписанию, как говорится.
За полчаса ожидания второго акта была возможность более подробно познакомиться со вторым объектом. В полутора километрах от действующего железнодорожного моста переброшенные на Вятку бойцы 43 отдельной железнодорожной бригады, которая базируется в Самарской области, возвели целую сеть путей и сооружений.
Понтонный мост НЖМ-56 перебросили под деревню Мухино из Чувашии. Меньше чем за 10 дней около 400 военнослужащих 109 отдельного понтонно-мостового железнодорожного батальона при содействии железнодорожников ввели в эксплуатацию мост общей длиной почти 400 метров, из них 265 — надводная часть. Кроме того, рядом была сооружена паромная железнодорожная переправа, которая способна в сутки перевозить до 150 вагонов или платформ с военной техникой.
Пока журналисты устанавливали камеры, а прибывшие вместе с нами полковники изучали выставку оружия вятскополянского завода «Молот», местные жители постепенно заполнили откос на противоположном высоком берегу Вятки. Все были готовы к началу зрелища.
Диверсант на гидроцикле взрывает один из понтонов. Водолазы обследуют конструкции моста. Подорванный решено заменить. Понтон выводят, перебазируют к берегу. В это время переброска техники осуществляется с помощью парома под прикрытием дымовой завесы.
Замененная у берега за несколько минут секция понтона возвращается на прежнее место. Однако переправа вновь подвергается нападению. Взорваны железнодорожные пути к парому. Диверсионная группа подбила БТР. На помощь железнодорожному батальону приходит спецназ, переброшенный с помощью МИ-8. Условный противник разбит. По мосту под прикрытием вертолетов начинается движение поездов и колонн военной техники.
Пожалуй, единственное, о чем сожалеешь, наблюдая за всем происходящим, это то, что приходится быть на командном пункте, а не на переднем крае. Хотелось бы быть там, где простые солдаты отбивают пусть и условное, но нападение; опускаются на дно Вятки; двигают многотонные секции моста.
Пока готовится награждение, подхожу к начальнику главного управления железнодорожных войск генералу Олегу Косенкову.
– Товарищ генерал-лейтенант, разрешите обратиться?
Генерал слегка улыбается. То ли его позабавило такое обращение от штатского, то ли Олег Иванович просто в приподнятом настроении, доволен действиями подчиненных. Их я и прошу охарактеризовать.
– Хорошо или плохо — это не про задачу. Задачу нужно выполнять,— бравирует генерал. — Поставленную задачу выполнили в установленные сроки. Я был уверен в своих подчиненных. Задача реальная. Выполнена в реальные сроки без нарушения техники безопасности.
Делюсь своими впечатлениями. Построить железнодорожный мост с подходами и пустить по нему движение — это грандиозно.
– На это мы и предназначены, чтобы выполнять такие задачи,— улыбается в усы генерал-лейтенант, извиняется, поскольку спешит к началу награждения.
Уже после него появилась возможность задать вопрос и замминистра обороны. Дмитрий Булгаков явно расслабился и даже шутил с журналистами.
– Войска решают свои задачи. Я скажу честно, я испытываю только гордость за них. На сегодняшний день иначе не скажешь,— генерал армии тоже был доволен действиями подчиненных.
Он также пояснил основной замысел учений «Центр-2015». Главная задача — отработать переброску войск на театр военных действий с преодолением всех барьерных рубежей. Дмитрий Булгаков не стал акцентировать, на каких театрах военных действий войска могут столкнуться с большими реками и водохранилищами, форсирование которых военные Центрального округа (ЦВО) отрабатывали на Волге и Вятке. В то же время Никита Белых, высоко оценив новый опыт мобилизационной подготовки и взаимодействия с военными, выразил надежду, что эти навыки ему и его подчиненным не придется применять на практике.
%FOTO%
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости