Новости – Люди












Люди
«Нам звонят, чтобы мы вытащили иголку из пятки»

Большинство звонков в скорую оказываются ложными. Фото Валерии Белоус
Как устроена служба «Скорой помощи» во Владивостоке
6 мая, 2014 18:44
10 мин
С 1 июня служба «Скорой медицинской помощи» в Приморье будет разделена на экстренную и неотложную. Впрочем, такая схема существует с незапамятных времен и ничего существенно нового в ней нет. Разве что к работе «неотложки» теперь подключатся городские поликлиники. Как будет происходить их взаимодействие, кто сейчас уже принимает звонки больных и на что они жалуются, выясняла корреспондент «Русской планеты».
«Потребительский экстремизм»
– Все вызовы по экстренным ситуациям попадают на станцию по телефону «03» или «103», по сотовому — «030», — начинает экскурсию заместитель главного врача по медицинской части КГБУЗ «Станция скорой помощи Владивостока» Олег Сорокин. —Звонки поступают в оперативный отдел диспетчеру. Специалист после разговора с пациентом заносит всю исходную информацию в электронную карточку. Затем диспетчер пробивает по базе, какие бригады свободны и связывает их профиль с жалобой вызывающего. От него же и зависит срочность выезда бригады скорой помощи. Ведь проблемы со здоровьем могут быть разного характера — одно дело, когда у человека поднялась температура, и он испытывает недомогание, и куда хуже, если кто-то потерял сознание. Тем не менее мы не оставляем без внимания никого. Бригады выезжают ко всем по мере того, как освобождаются.
Начмед объясняет, что специальной консультативной службы у них нет, но пациент сам объясняет, почему и в какой помощи он нуждается. Если диспетчер по какой-то причине не способен самостоятельно принять решение, он переводит звонок на старшего врача оперативного отдела.
– Все вызовы скорой помощи делятся на экстренные и неотложные, — продолжает Сорокин. — Первые относятся к таким случаям, когда есть большая угроза жизни и состоянию здоровья человека. Как правило, это признаки нарушения дыхания или сознания, наличие кровотечения или прогрессирующее ухудшение самочувствия на фоне различных симптомов. Экстренная помощь оказывается незамедлительно. К неотложным поводам относятся обострения хронических заболеваний, проблемы с давлением, скачки температуры тела. На неотложные вызовы выезжают в «отсроченном» режиме сразу после экстренных.
Пациентам, по словам заместителя главврача, в помощи не отказывают никогда. Но физически врачи не всегда могут это сделать: вызовов много, а бригад мало. К тому же, население злоупотребляет своим правом на бесплатный профосмотр на дому.
– К сожалению, нам все чаще приходится сталкиваться с «потребительским экстремизмом» — завышенным требованием к скорой помощи от пациентов, которые не хотят тратить свое время на очереди в поликлинике. Но скорая помощь, прежде всего, рассчитана на экстренные случаи. Ведь у нас нет полного спектра лекарственных препаратов и необходимого оборудования, которые позволяют лечить людей, — объясняет специалист.
Для того, чтобы оказать неотложную помощь горожанам, часть вызовов решено передавать поликлиникам. Сейчас во Владивостоке такая связь установлена с поликлиникой №1 и №3, в перспективе эта практика будет распространена на все амбулатории города.
– Обмен информацией происходит в сетевом режиме: наш оператор принимает звонок от пациента и направляет его в виде электронного текста доктору в медучреждение. Если врач берется за больного, то к нему он должен прибыть в течение двух часов. В случае отказа от выезда по каким-либо причинам, на жалобу пациента отправляется бригада «неотложки», — заключает Сорокин.
Скорая слушает
Основная нагрузка на диспетчеров ложится вечером, когда закрываются дневные медучреждения. Час-пик — после шести часов. Люди возвращаются с работы, у кого-то обостряются страхи, появляются новые расстройства.
– На город выведено всего пять диспетчерских линий — кадров не хватает, — объясняет старший врач оперативного отдела, исполняющая обязанности заведующего Елена Пшенникова. — Все диспетчеры — медработники. Случайных спецов с улицы здесь нет.
Примечательно, что некоторые пытаются дозвониться до скорой помощи по телефону «01». Для приема таких звонков в оперативном отделе стоит красный стационарный телефон без кнопок.
– Зачастую пациенты отказываются уточнять адрес, свой телефон и жалуются на то, что диспетчер задает им «лишние» вопросы. На самом деле, уточнения просто необходимы. Полученная информация позволяет нам установить обратную связь: выяснить, не улучшилось ли состояние больного, возможно, что-то порекомендовать, если задерживается скорая, ну и так далее, — рассказывает Елена.
По ее словам, случается, что люди вызывают скорую для человека, лежащего на асфальте, и не уточняют никаких обстоятельств, потому что сами в этот момент проезжают мимо в автобусе.
– А подозрительный объект полежал и пошел дальше своей дорогой. Но бригада-то выехала. Так и тратится время скорой помощи, которое она могла подарить другим более нуждающимся в ней пациентам, — негодует старший врач.

– Я слушаю вас, — громко отвечает на звонок диспетчер, прервав наш разговор. На другом конце провода кто-то очень сильно нервничает.
– Успокойте истерику. Дайте ей водички, — советует диспетчер. — Так, давай, детка, без матов. Успокой подружку свою. Ваш телефон. Я поняла остановку. Постарайтесь ее успокоить. Если получится, перезвоните нам.
Раздается звук сирены. Желтая машина с мигалкой на крыше быстро отъезжает от станции.
– Это не самый худший вариант, — комментирует «истерику» старший врач. — Бывает, население звонит нетрезвое, и выражается так, что и русских слов не разобрать.
В сутки каждый диспетчер принимает 200-300 звонков. И только 20% из них действительно требуют отправки бригады скорая помощь.
Вспомогательное средство оперативного отдела — навигация. Программа показывает район обслуживания, улицу, по которой передвигается каждая конкретная бригада, и даже скорость, с которой они едут.
Во Владивостоке — два поста и пять подстанций скорой помощи. Каждая из них расположена таким образом, чтобы на место вызова в любую точку города машины теоретически прибывали в течение 20 минут. Но не всегда одна подстанция обслуживает только свой район, из-за чего врачи, бывает, серьезно задерживаются. К тому же, медработников с каждым годом становится все меньше. Проблему с привлечением новых кадров в «Скорую» решить никак не могут.
– Помню, что пять лет назад на станции было около 80 бригад, сейчас — чуть больше 30, — рассказывает фельдшер бригады интенсивной терапии (БИТ) Анастасия Завьялова (Фамилия изменена. — Примеч. ред.). — Если у местных врачей есть возможность уехать и им поступает интересное предложение, то они легко переезжают из города. Мне же здесь очень нравится. Несмотря на большую нагрузку и усталость, даже приходя домой, я все равно думаю о работе.
Анастасия работает здесь уже шесть лет. Каждую смену, в среднем, она выезжает на помощь 10-15 раз.
Принято. Выезжаем
После того, как поступает вызов, врачи выезжают со станции в течение нескольких минут. По громкоговорителю раздается команда: бригада тут же хватают оранжевые сундучки с медикаментами и идет на крыльцо. Подъезжает машина. В нее загружаются и отправляются. В таком режиме они живут круглосуточно. Отдыхают бригады между вызовами часто по 15 минут, а в час-пик и вовсе работают без остановки.
– «Бригада “10”, машина “40”», — на все здание кричит старший диспетчер.
Мне разрешают отправиться на вызов со спецбригадой, они же — БИТ (Бригада интенсивной терапии. — Примеч. ред.). В их команде водитель, два фельдшера — Анастасия и Алексей, и врач Иван Бартовщук. Едем на инфаркт миокарда. На Хабаровскую, узнаю я от медиков. Вызов экстренный.
В автомобиле играет веселая музыка. Пахнет спиртом и больницей. Фельдшеры натягивают синие перчатки. Мне выдают кофту персонала. Через семь минут мы стоим у лифта.
Перед нами в узкий небольшой подъемник заскакивает пожилая женщина. В лифт следом заходим я и Настя. Мужчины остаются ждать на первом этаже.
– А потом еще жалуются, что «Скорая» долго едет, — произносит Настя, но незнакомка как будто не слышит. Просит нажать на кнопку «9».
В квартире — лежачий больной, шестидесятилетний мужчина. У него склероз, и он уже много лет не встает с постели. Год назад перенес инфаркт. Сегодня, по словам родственников, ему стало плохо, и они решили вызвать на дом врача.
Иван Бартовщук задает пациенту вопросы: есть ли у него жар, головная боль, колит ли в сердце или в груди. Пациент отнекивается, говорит, что все в порядке.
– У него давление скачет. Завышено, — вступает в диалог сожительница.
Фельдшеры делают кардиограмму. Считывает показания доктор. Больному дают таблетку под язык, после чего измеряют кровяное давление и делают внутримышечный укол.
– Случай не был критичным. И на такие процедуры мы часто ездим, — поясняет мне после Иван. — Этот вызов насторожил только тем, что пациент в принципе находится в тяжелом положении.
По его словам, большинство владивостокцев вообще не могут о себе позаботиться. У многих дома элементарно нет цитрамона и зеленки с бинтом.
– Возможно, пока кто-то находится на грани жизни и смерти, скорая мчится на помощь человеку, который, просто не может справиться с головной болью или расстройством желудка. И это не шутка! Нам звонят, чтобы мы вытащили иголку из пятки, мы приезжаем, а пациент уже сам ушел в травмпункт, — сокрушается доктор. — Семь из десяти взрослых пациентов забывают, как сбить температуру или хотят избавиться от хронической болезни, ни разу ее не лечив.
Мы возвращаемся на станцию. Не успеваем приехать, как снова раздается голос диспетчера: «Бригада “10”, машина “40”. На выезд!»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости