Новости – Люди












Люди
Такси подано

Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин
Как устроена работа брянского такси
20 января, 2014 08:34
9 мин
22-00, остановка «Комсомольский», в обиходе именуемая «Полтинником». Так прозвали кинотеатр имени 50-летия ВЛКСМ. Сейчас в его здании ночной клуб. Автомобиль моего знакомого — таксиста Сергея Михайловича — припаркован чуть поодаль. Я его не сразу замечаю — машина не желтая, шашечек тоже нет.
Таксует Сергей Михайлович вот уже 20 лет. Тогда, в девяностых, личный автотранспорт многим помогал выживать. Сейчас один из бывших коллег Сергея Михайловича по частному извозу занимает видный пост в городской администрации. Другой — стал успешным бизнесменом. Третий — уехал за границу. А Сергей Михайлович по-прежнему за рулем. Начинал он на машине своей жены. С супругой уже восемь лет как в разводе, сейчас ездит на собственном автомобиле.
– Триста пятьдесят рублей в сутки плачу за пользование коммуникатором. По нему принимаю заявки. Вот, посмотри. Сейчас в районе сорок две машины. Мы в очереди шестнадцатые. Значит, скоро поедем.
Действительно — прошло чуть минут десять — и поехали. Вызов в пятый микрорайон, на улицу Брянского фронта. Пассажир — мужчина лет тридцати. Просит отвезти его на железнодорожный вокзал. В пути молчит, сосредоточенно о чем-то размышляет. Сергей Михайлович нахваливает погоду. Наконец-то выпал снег. И создал водителям дополнительные удобства.
– У нас улицы плохо освещаются, когда снега нет и грязь — совсем темно.
Мы не торопясь подъезжаем к вокзалу.
– В половине двенадцатого бывает столпотворение, настоящие пробки. Пару раз пассажиры высаживались здесь, на повороте, или метров через десять. Около двенадцати на Москву отходят сразу два поезда — фирменный «сотый» и проходящий из приграничного Климова. Отсюда и обилие авто — люди спешат на вокзал. В это время бывает под завязку забита и небольшая стоянка, специально отведенная для такси. Стоянка появилась у вокзала недавно, но водителям она не нравится. Без нее парковаться было удобнее.
Высадив пассажира, переезжаем через путепровод и пристраиваемся на улице Димитрова, возле входа в сквер. Совсем рядом с администрацией Володарского района. Специальных шашечек на машине у Сергея Михайловича нет специально.
– Вообще-то я должен перед выходом на маршрут проходить медицинское и техническое освидетельствование. Его проводят у нас на базе, с десяти до двенадцати часов. Но не всегда бывает время и желание. Так что сейчас езжу без путевого листа. Если остановит ГИБДД — то я как бы и не таксист.
В Володарском районе сейчас простаивает довольно много такси, но долго заказа мы не ждем. Подошел мужчина, попросил довезти до «Макаронки» — микрорайона рядом с центром.
– Сейчас «бордюров» стало меньше — говорит Сергей Михайлович, высадив мужчину. — Примерно один из десяти пассажиров. Прежде — едва ли не каждый четвертый. Бывало, чуть ли не под колеса бросались, чтобы остановить такси.
«Бордюрами» брянские таксисты называют тех, кто ловит машину самостоятельно, не вызывая по телефону. Эту тенденцию Сергей Михайлович объясняет распространением мобильной связи. По-прежнему много «бордюров» только во время праздников. По телефону вызвать такси тогда сложно — вот и ловят машины кто как может.
Неподалеку от «Макаронки» расположены ночные клубы «Куба» и «Рок-Сити» в гостинице «Турист». Оттуда такси начнут вызывать только после двух ночи. Сергей Михайлович клубную клиентуру, впрочем, не жалует:
– Пьяные, накуренные, обдолбанные … Ведут себя нагло. Хотя на них неплохо заработать можно. Однажды вез двоих в багажнике. Ну, собралась толпа в шесть человек. Просят: «Довези, шеф». Ну, я что? Говорю: если хотите — полезайте. Взял с них двойной счетчик.
Щедрость клиентов, кстати, в последнее время идет на убыль.
– В прежние времена люди на такси ездили побогаче и покруче что ли. Сейчас цены демократичнее стали. Раньше платили веселее. Собственно, и счетчиков не было. Сразу договаривались. Помню, одного клиента от почты в Бежицы до площади Партизан довез за триста рублей. Году в девяносто девятом или двухтысячном — тогда это были реальные деньги! Другой со мной тысячной бумажкой расплатился — сдачи, говорит, не надо. А вот сегодняшнего кадра помнишь, которого отвезли на вокзал? По счетчику двести двадцать девять рублей, он дал двести тридцать. Хорошо хоть рубль сдачи не потребовал — бывают и такие.
В 90-е годы вообще, по словам таксиста, поездка на такси была делом не только наглядным, но и статусным: как говорила героиня гайдаровской комедии: «Наши люди в булочную на такси не ездят».
Сергей Михайлович вспоминает такую историю: на заре его таксисткой деятельности, году в девяносто четвертом или девяносто пятом, машину почти на полдня зафрахтовали какие-то отчетливо уголовные личности.
– На них, — признается таксист, — и смотреть-то было страшно. Блатные эти ездили по всему городу, решали свои дела. Честно говоря, боялся, что не заплатят. Нет, дали аж стодолларовую бумажку. Это и теперь очень неплохие деньги за день работы. А тогда — целое состояние.
Сейчас гораздо чаще на такси начали ездить студенты. Часто вызывают днем к вузам: БГУ, техническому университету, технологической академии и другим. К университету МВД нередко доводится подъезжать за пассажирами. Раньше, примерно до начала двухтысячных, рассказывает таксист, учащуюся молодежь почти не приходилось обслуживать.
При этом по старым временам Сергей Михайлович не скучает. Сейчас стали поменьше «кидать». Хотя и в нынешние времена желающие прокатиться на халяву встречаются.
– Вот позавчера сел один хмырь у «Электроники». Сказал отвезти на Второй Брянск, к «Юбилейному». За площадью Партизан попросил остановить, мол в киоск за сигаретами заскочу. И с концами.
А вообще однажды Сергея Михайловича за сутки «кидали» три раза. Причем последний раз — женщина.
– Такая приличная девушка с виду. Очень вежливая. Спокойная. Никак не подумаешь, что может подлянку сотворить.
Зато Сергея Михайловича ни разу не грабили, бог миловал.
А вот его знакомому Вите как-то не повезло. Но случай тот был курьезный. Некий страшно пьяный дядечка пытался хватать Витю за горло, требовал денег. Но Витя просто дал дяде по голове и выкинул из машины. Даже в полицию, которая тогда еще была милицией, заявлять не стал.
На «Макаронке» вызова ждем довольно долго. Ближе к полуночи поступает вызов в переулок Пилотов. Едем через Старый Аэропорт. По пути Сергей Михайлович жалуется на брянские дороги, которые убиты особенно на окраинах:
– В районе Дизельного полный *****. Или на Отрадное попробуй проехать в Бежице. Голимая стиральная доска. Хотя говорят, что дороги ремонтируют, но там-то олимпийский огонь не понесут.
Предстоящее околоспортивное событие и беспокоит таксистов, и вроде сулит им дополнительный «навар». Говорят, что едва ли не на полсуток плотно перекроют движение на основных магистралях города. Спрос на таксомоторные услуги возрастет, но передвигаться по городу будет трудно.
На переулке Пилотов забираем парня с девушкой, они в ссоре. Кажется, девушка приревновала своего кавалера к подруге. После того, как пассажиры, расплатившись, высадились на Орловской в Бежице, Сергей Михайлович вспоминает, что не раз бывал свидетелем бурных сцен в своей машине.
– Однажды муж с женой даже подрались. Женщина била своего милого туфлей.
На Бежице не остаемся — возвращаемся в Советский район. Около половины второго приходит вызов к главному входу стадиона «Динамо».
– Случайно, не из «Дежа Вю» клиентов забирать?
«Дежа Вю» — заведение, где тусуются «сексуальные меньшинства».
– Да нет. Тех обычно свои развозят, — говорит Сергей Михайлович.
В машину садятся двое мужчин среднего возраста. После расставания с клиентами Сергей Михайлович замечает, что ему совершенно не интересны интимные пристрастия пассажиров.
– Будь они «голубые», «серые» или зеленые в крапинку. Лишь бы платили.
Вскоре делаем еще один рейс в Бежицу, на этот раз к ее окраине, Камвольному комбинату. Сергей Михайлович недоволен. В этих краях в глухую ночь пассажиров найти не так просто. А бывает, приходится ехать и за город. Такие поездки таксисты не слишком жалуют.
– По счетчику выходит лишних сто, ну максимум двести-триста рублей. Но назад пассажиров найти сложно. Хочешь — там стой до утра, хочешь — назад едь порожняком. А бензин ведь нынче дорог.
Чистый заработок Сергея Михайловича за двенадцать часов работы составляет примерно тысячу рублей. Иногда чуть больше.
– При этом учти, что у меня своя машина, я плачу лишь за коммуникатор. А ребятам, которые такси берут в аренду у компании, приходится выкладывать еще тысячу рублей в сутки. И надо им серьезно горбатиться, чтобы заработать более-менее приличные деньги.
Ночь заканчивалась без особенных происшествий. На остановки стягивается народ, торопящийся на работу, а Сергей Михайлович собирается домой — позавтракать и отдохнуть несколько часов. С обеда снова выходить на линию.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости