Новости – Люди












Люди
Союзная оккупация
После Первой мировой северный Сахалин еще несколько лет оставался под оккупацией Японии.
Как Сахалин участвовал в Первой мировой войне
4 августа, 2014 12:16
5 мин
4 августа Россия вступила в Первую мировую войну, начав наступление на Восточную Пруссию. Хотя на Сахалине, южная часть которого в тот период принадлежала Японии, военных действий почти не было, фактически Первая мировая для острова затянулась на 10 с лишним лет.
– Хотелось бы напомнить о двух вполне очевидных вещах, которые нередко почему-то упускаются из вида, — рассказывает «Русской планете» кандидат исторических наук Ольга Сорокоумова. — Во-первых, Япония довольно быстро вступила в Первую мировую войну. А во-вторых, Южный Сахалин в то время был японским. Таким образом, Первая мировая война не могла обойти стороной и сахалинцев. Более того, разворачивавшиеся на Дальнем Востоке события повлияли и на судьбу северного Сахалина, в то время российского.
Япония в Первой мировой воевала на стороне Антанты, то есть формально была союзником России. В войну наши восточные соседи вступили 15 августа 1914 года. Япония предъявила Германии ультиматум: отозвать германские войска с Тихого океана, вывести корабли из Циндао, передать Японии Шаньдунский полуостров и германские тихоокеанские колонии.
Для ответа на ультиматум был дан срок в 8 дней. Когда его не последовало, 23 августа Япония объявляет войну Германии, а 25-го — Австро-Венгрии.
– В общем, поначалу Япония, в самом деле, действовала как наш полноценный союзник, — говорит Ольга Сорокоумова. — В 1914 году она вернула России броненосцы и крейсер — «трофеи» предшествующей войны. Наличие союзника на востоке позволило России перебросить на запад сибирские полки, через Дальний Восток во Францию отправился русский экспедиционный корпус, а японский флот участвовал в военных действиях на Средиземном море. Если же говорить о вовлеченности Сахалина и сахалинцев в те события, то, пожалуй, конкретно на тот момент военные тяготы почувствовали на себе только те, кто подлежал мобилизации, и их семьи. По некоторым свидетельствам, жители южного Сахалина часто даже и не знали, что государство, подданными которого они являются, воюет.
По сути говоря, боевые действия японской армии на Дальнем Востоке ограничились взятием Циндао. К слову, именно там впервые в истории был применен обстрел морской артиллерией наземных целей. Но дальше начались события, сыгравшие существенную роль в судьбе Сахалина.
– Япония, что называется, пользуясь случаем, стала распространять свою экспансию на российские дальневосточные территории, — рассказывает «РП» историк Николай Емельянов. — Особенно интересен был Японии Северный Сахалин — территория чрезвычайно значимая для нее в военном и экономическом смысле. Теперь представим: в Европе — кровопролитная война, в России — революция и гражданская война. Самое время воспользоваться такой сумятицей. Япония наладила активное сотрудничество с Белой армией.
Ключевым для Сахалина, говорит Николай Емельянов, стал так называемый Николаевский инцидент. Город Николаевск-на-Амуре в 1918 году был занят воинскими подразделениями Антанты. С того времени в Николаевске на постоянной основе дислоцировался японский гарнизон численностью 350 человек и находилось около 500 человек японского гражданского населения. Зимой 1920 года город был осажден большим партизанским отрядом, численностью около 6 тыс. человек. И, несмотря на заключенное с японцами перемирие, партизаны, которыми руководил анархист Яков Тряпицын, устроили в городе настоящий погром. Погибло все японское население Николаевска — и военное, и гражданское.
– Япония использовала эти события как повод к вторжению на российские дальневосточные территории, — говорит Николай Емельянов. — Тогда же был занят и Северный Сахалин. На острове приказом генерала Козимы, возглавлявшего японские экспедиционные войска, были упразднены все российские учреждения и институты и взамен им организованы японские. Точно так же и прежние законы были объявлены недействительными — теперь на Сахалине действовало японское законодательство. На японские были изменены русские названия населенных пунктов, улиц, городских инженерных сооружений и так далее. Местные жители праздновали японские праздники, соблюдали принятые у японцев традиции — словом, жили как японцы. Ни в коем случае нельзя сказать при этом, что японцев воспринимали как врагов, оккупантов. Они, во-первых, и не бесчинствовали. А во-вторых, в глазах сахалинцев оставались союзниками по недавно отгремевшей Первой мировой, к тому же многие из них были награждены российскими орденами и медалями.
Другое дело, добавляет Николай Емельянов, что в этот период с острова были вывезены немалые объемы полезных ископаемых, некоторые виды ценнейших пушных зверей практически полностью истреблены, а местные музеи распрощались с самыми дорогими своими экспонатами — их отправили в Японию.
Японское присутствие на Северном Сахалине продолжалось 5 лет — до 1925 года, когда был заключен Пекинский договор, или советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений. Согласно ей в мае 1925 года Япония вывела свои войска с северного Сахалина, и с этого момента он стал частью Советского Союза. Можно считать, говорит Николай Емельянов, что в это же самое время для острова в определенном смысле закончилась Первая мировая война.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости