Новости – Люди












Люди
«Я готова ехать в любую школу»

Первые беженцы в Читу прилетели меньше двух недель назад. Фото: сайт ГУ МЧС России по Забайкальскому краю
Как трудоустраивают в Забайкалье украинских беженцев с детьми
28 августа, 2014 13:00
7 мин
Детей украинских беженцев в Забайкалье спешно распределяют в учебные заведения, а их родителей — на работу, пытаясь успеть до 1 сентября. Среди 572 вынужденных эмигрантов, прибывших в регион, есть 112 семей с детьми школьного возраста. Корреспондент «Русской планеты» встретилась с теми, кто еще ожидает распределения в пункте временного пребывания, и выяснила, где будут и где пока не смогут работать семейные беженцы.
Сны о скальпеле
Харьковчанка Ирина Петровец — хирург, у нее больше 15 лет стажа работы. В 2008 году она переехала с мужем и сыном в Донецкую область.
– Мужу предложили повышение, но с переводом в другой город — в Краматорск, — рассказывает Ирина корреспонденту РП. — Я сначала так была огорчена: тут все свое, родное. Жизнь хотелось обустраивать именно в Харькове. Но потом ничего, согласилась. Все взвесили и перебрались. Разве я могла подумать, что такой ужас ждет нас впереди?
Муж Ирины, Константин Петровец, погиб в Краматорске 16 июня 2014 года.
– И все остановилось. Но я понимала, что не могу, просто не имею права опускать руки, потому что есть сын, есть Захар. В этом году он пойдет во второй класс. Мы терпели, сколько могли. Если бы я была одна, не уехала бы из Краматорска. Правда. Пусть бы было, как было. Но 11 августа, когда ночь мы провели на кафельном полу в ванной комнате: я положила сына на пол, а сама сверху легла... В пять утра мы сбежали с одной сумкой. Хоть куда. Купили билеты просто туда, куда были. Так оказались в Забайкалье, в Чите. Каждый день гуляем с сыном на улице: небо мирное, люди вокруг добрые, приняли нас хорошо. И все ему говорю: «Сынок, как же мы далеко от войны!» Нашим соседям тут война снится, а мне каждую ночь видится, как скальпель в руки беру, как оперирую, палаты, яркие лампы операционных, реанимация, этот звук перебираемых инструментов медсестрой. Вон, аж мурашки!
Пока Ирина, как и ее приезжие коллеги, вернуться за операционный стол не может.
– В торговлю, за прилавки — пожалуйста. Еще на какой-то неквалифицированный труд... Но зачем мне это? Я такой опытный хирург, я пользу могу приносить, спасать жизни.
Марина Ярощук — учитель с пятнадцатилетним стажем. Преподавала географию в школе № 3 города Славянска.
– Я вообще по квалификации учитель химии и биологии, но, помню, был кадровый голод в начале 2000-х. Молодые педагоги не хотели идти в школы совсем. Учителя географии у нас не было. Потом как-то увлекло меня, и я аттестацию прошла как географ. Химия и биология отошли на второй план, — рассказывает Марина корреспонденту «Русской планеты». — Вообще географы — редкие учителя: в школе всегда почти есть один географ, и больше-то не нужно. Вот и здесь, как выяснилось, напряженка с такими педагогами нет, да и химики-биологи на местах работают и уходить не собираются. Как же быть нам? И с подтверждением дипломов сложно. А мне уж и тем более сложно: представляете, по диплому я биолог, а работала географом. Хотя я готова хоть в какую школу, даже в удаленный район Забайкалья, лишь бы к доске опять, к детям. И чтобы дочка училась в той же школе, где я работать буду. Для нас это 1 сентября будет испытанием, потому что сегодня уже вон, несколько дней до начала учебного года, а у нас все ясности нет.
«С такой бедой мы не сталкивались никогда»
В социальных службах края говорят, что проблемы с трудоустройством беженцев они обсуждают каждый день. Некоторых уже отправили в районы в радиусе 500 км от Читы, в некоторых случаях — ближе.
– На сегодняшний день трудоустроены семьи беженцев в Петровск-Забайкальский, Улетовский, Оловяннинский, Читинский, Газимуро-Заводский районы, — говорит РП главный специалист-эксперт отдела государственной службы занятости населения Забайкальского края Ксения Ермолович. — Наибольший спрос — на неквалифицированных рабочих: каменщиков, плотников, рамщиков, поваров, штукатуров. Особенно эти специальности востребованы в районах.
По информации краевой службы занятости, сейчас в Забайкалье чуть более двух тысяч вакансий, 355 из которых — рабочие места с жильем. Средняя зарплата составляет примерно 13500 рублей.
Но в случае с семейными беженцами круг вакансий сужается. Правительство края поставило перед Минобразования задачу распределить детей по школам рядом с рабочими местами родителей. Или наоборот — трудоустраивать в зависимости от близости учебных заведений. Чиновники говорят, что они стараются учитывать и то, в школе с каким уклоном раньше учился каждый ребенок.
– Люди приезжие, город знают плохо, районы — тем более. Поэтому школы и рабочие места будут рядом, — заверяет РП заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Наталия Шибанова. — Мы планируем решить вопрос с местом жительства семей, а также с их трудоустройством, до 1 сентября текущего года. Чтобы дети вовремя сели за парты, как положено. Но, конечно, будут подвижки по времени. На этот случай в пунктах временного размещения уже оборудованы образовательные комнаты, лекотеки, куда первое время будут приходить педагоги и заниматься с детьми на месте.
У врачей и учителей с Украины, особенно семейных, ситуация еще сложнее. По российским законам, медицинское или педагогическое образование, полученное в этой стране, само по себе не дает права работать в РФ: надо подтверждать квалификацию. Как будут организованы квалификационные экзамены для беженцев — еще не ясно.
– Мы просим приезжих отнестись с пониманием: мы делаем все от нас зависящее. С такой бедой мы не сталкивались никогда, — говорит Ксения Ермолович. – Да, сейчас предлагаем им (беженцам — Примеч. РП.) разную работу, хоть что-то, чтоб они могли устроиться сами, детей отправить в школы и на что-то жить! Но с ними зачастую сложно договориться, они же к предложениям о временном трудоустройстве не по специальности относятся с обидой. Люди почему-то не понимают, что, какими бы пострадавшими они ни были, они граждане иностранного государства. Подтверждать свою квалификацию им придется, так же как если бы они приехали в Англию, Америку, Японию… Да куда угодно!
Специалисты центра занятости уточняют: переэкзаменовка ждет не всех украинских докторов. В случае если образование они получили на Украине в период до 16 мая 1992 года либо после 26 мая 2000 года, их дипломы признаются на территории Российской Федерации. Фармацевтам и провизорам также придется сдать специальные экзамены в соответствующих учебных заведениях. После получения лицензии Росздравнадзора на занятие определенными видами деятельности они смогут трудоустроиться по профессии.
На сегодняшний день на учете в Минобразования Забайкалья стоят 80 детей с Украины. 27 из них 1 сентября пойдут в школу, еще шесть — в детские сады. Напомним, что первый самолет с беженцами в Читу прибыл 16 августа. То есть менее чем за две недели социальным службам удалось трудоустроить почти половину семейных переселенцев с детьми. Как заявляют краевые власти, всего они готовы принять в регионе до 1,5 тыс. украинских граждан.
Имена и фамилии беженцев по их просьбам в тексте изменены.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости