Новости – Люди












Люди
Бизнес на костях

Фото: Евгений Биятов, РИА Новости.
Как торгуют покойниками в Пензе
4 февраля, 2014 16:36
6 мин
Ритуальные услуги в Пензе предоставляют больше 40 фирм, не считая свободных агентов. И рынок этот переживает сейчас не лучшие времена — конкуренция на нем очень высока.
За каждый заказ похоронные фирмы борются. «Русская планета» обсудила рынок ритуальных услуг Пензы с Ринатом Абубикировым, руководителем ООО «Курган», крупнейшего городского предприятия в этой отрасли.
В 90-е годы Ренат занимал должность заместителя директора МУП «Спецбюро» — муниципальной организации, которая в то время заведовала в Пензе всеми кладбищами. Позже он решил открыть свое дело.
Сейчас ООО «Курган» оказывает полный спектр ритуальных услуг.
– Со мной вместе из «Спецбюро» ушли многие специалисты, все они по сей день трудятся в «Кургане», — рассказывает Абубикиров. — Да больше нам и не надо, людей хватает. У меня каждый освоил несколько специальностей. Один и тот же человек может гроб сделать, могилу выкопать, на вынос выйти, а еще и за руль катафалка сесть.
Рынок ритуальных слуг, по словам Рината — одна из самых хаотично развивающихся отраслей.
– Работать в ней может, кто угодно, — говорит он. — Никакого контроля ни со стороны государства, ни со стороны общества не существует. Раньше наша деятельность лицензировалась, сейчас — нет. Поэтому похоронные конторы возникают чуть ли не каждый день. Казалось бы, возросшая конкуренция должна снижать стоимость ритуальных услуг, а получается наоборот. Не секрет, что данные о смерти человека активно продаются. Торгуют ими те, кто обладает первичной информацией о том, что человек умер. То есть те, кто сидит на телефонах в полиции и скорой помощи. Это не чисто пензенская проблема. Это беда всей России. Как с ней бороться, никто не знает. Так вот сейчас за каждое сообщение о смерти конторы платят своим информаторам-стукачам по 8–10 тыс. рублей. Допустим, сегодня возникает еще одно бюро ритуальных услуг. К информаторам приходит новый человек и говорит, что будет платить им 15 тыс. рублей за слив. Что делают остальные? Повышают гонорары! Это как своеобразный аукцион: кто больше заплатил, того и покойник. Я не циник, кстати, это правда. Отсюда и баснословные цены за полный похоронный комплект, ведь в стоимость закладывается откат информатору. К тому же нельзя предугадать, что завтра не появится еще одна контора, не говоря уже о всюду снующих свободных агентах-менеджерах, которые занимаются перепродажей ритуальных услуг, а своего производственного фонда не имеют. Сколько их? Не знаю.
По словам Абубикирова, ежегодно в Пензе совершается около 7 тыс. захоронений. В среднем каждое обходится клиенту в 35–40 тыс. рублей. В год объем рынка ритуальных услуг достигает 245–280 млн рублей. Не менее 70 млн рублей из них идет на оплату информаторов. Разумеется, налогов с откатов никто не платит. Неофициально работают и многочисленные агенты.
– Я принципиально не пользуюсь услугами информаторов, — утверждает Ринат. — Сначала ждал, что клиента отпугнут цены у конкурентов, и он пойдет ко мне. Благодаря своему неучастию в покупке информации, я не повышал цены уже года два. Но не тут-то было. Как только где-нибудь умирает человек, его со всех сторон атакуют похоронные агенты. Они не оставляют ему времени на то, чтобы осознать происходящее, задуматься, сравнить цены. В 90-х годах ритуальное обслуживание было более человечным. Сочувствие там было, участие. Само словосочетание «подкупить врача» язык не поворачивался сказать. А сейчас? В ритуальном бизнесе лишь лицемерие, ложь и алчность.
Несколько лет назад Абубикиров пытался создать в Пензе Лигу добросовестных ритуальных компаний. Предприятия, вошедшие в нее, должны были бы придерживаться единого устава и единых цен на услуги, вместе решать возникающие проблемы, выходить с инициативами в законодательные органы. Вместе делать отрасль цивилизованной. В итоге, ни у кого из конкурентов «Кургана» желания объединиться не возникло.
– Раз не удалось ввести внутренний контроль отрасли, надо побеждать ритуальный хаос извне, — говорит Ринат. — Нашему бизнесу срочно нужен контролирующий орган. Не тотальный, а скорее координирующий. Это может быть, например, общественный совет. Такие действуют при некоторых структурах. В него могли бы войти специалисты ритуальной отрасли, а с ними политики, ветераны, юристы, бизнесмены, журналисты. Орган должен координировать взаимодействие между ритуальными агентствами, муниципальными службами, общественными организациями и гражданами. Порядок нужен и контроль.
По мнению Абубикирова, первое, что должен сделать контролирующий орган — обрушить систему подкупа и информирования. Тогда и цены на ритуальные услуги упадут чуть ли не в два раза.
А еще лучше, если на отрасль обратит внимание государство. Еще в 2003 году Ринат ездил в Госдуму на парламентские слушания на тему «О практике применения федерального закона “О погребении и похоронном деле”». Тогда планировали внести изменения в закон, и пензенец выступил с инициативой о создании в регионах органов, контролирующих ритуальную сферу. На память о том событии у Рената осталась брошюра с законом и карточка участника парламентских слушаний. Прошло 10 лет, но ничего не изменилось.
ООО «Курган» является хозяйствующим субъектом кладбища, которое занимает 40 га. По утверждению Абубикирова, 80% прибыли уходит на содержание и благоустройство погоста. Это прокладка дорог и тротуаров, подвод воды, вывоз мусора, санитарная очистка территории, уборка снега в зимнее время и тому подобное. Из муниципального бюджета средств на это не выделяется.
– Общественно-государственное регулирование решило бы многие проблемы ритуального дела, — говорит Ринат. — Хочется быть честным, но трудно быть таковым в одиночестве.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости