Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Титульная страница
Русская планета
Титульная страница

Как стать жалобщиком и истцом

Корреспондент РП отправилась в супермаркеты Томска с практикующими юристами
Елена Коваленко
18 декабря, 2013 13:28
3 мин
Нелегко выбрать покупку в период праздничных скидок и акций. Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ.
С экспертом Анной Брыниной мы идем в магазин одежды, где началась распродажа.
– Обратите внимание на объявление: «Товар с распродажи возврату и обмену не подлежит». Это нарушение прав потребителя! — возмущается Анна. — Почему-то люди считают, что так и должно быть, и практически не жалуются на такие ситуации.
По ее словам, на распродаже покупатель обладает теми же правами, что и при обычной покупке. Товар можно точно так же вернуть, соблюдая стандартные условия: он не должен быть в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, кассовый или товарный чек.
– Вы знаете, что ваше объявление нарушает закон о правах потребителя? Почему я не могу вернуть свитер, купленный по этой акции? — спрашивает Анна у консультанта в торговом зале.
– Мы всегда принимаем товары к возврату или обмену, а на эти позиции объявлена акция, поэтому их не меняем, — отвечает продавец-консультант Юлия.
– То есть обменять нельзя будет, а просто вернуть можно? — уточняем мы.
Продавец скрывается за прилавком и отмалчивается. Мы просим позвать администратора. Сотрудницы перешептываются между собой, кто-то из них уходит. Минут через десять нам сообщают: «администратора сейчас нет, подойдите после обеда».
– Думаю, руководство прекрасно знает, что такие объявления нарушают закон, — говорит Анна Брынина. — Скорее всего, в нас заподозрили журналистов или «тайных покупателей», и после нашего ухода объявление уберут.
По ее словам, при возврате продавцы могут напомнить о том, что товар куплен на распродаже. Но если заходит разговор о Роспотребнадзоре или суде, они сразу меняют свою позицию.
– Помимо закона о защите прав потребителей, у нас есть Правила торговли, Правила продажи отдельных видов товаров, Гражданский кодекс. И нигде нет упоминания о том, что товар, продающийся со скидкой, не подлежит обмену и возврату, — уточняет юрист.
Охранники часто не пускают в зал с вещами крупнее дамской сумочки, утверждая, что таковы правила магазина. По мнению юриста, это незаконно.
– Ссылайтесь на статью 421 Гражданского кодекса, — советует она. — Магазин не может заставить вас положить вещи в ячейку — это прямое нарушение гражданского законодательства, где закреплен принцип свободы договора.
Вместе с Анной мы заходим в один из супермаркетов с пакетами, в которых лежат покупки из других магазинов. Секьюрити на входе предлагает нам положить их в ячейку. Мы отказываемся, но предупреждаем его, что у нас «чужие» товары, на которые есть чек. Он кивает и тут же теряет к нам интерес.
– Почему вы не настаивали, чтобы мы оставили пакеты в ячейке? — интересуемся мы.
– Нам сказали, что нужно только предлагать это. Обычно все равно под одеждой выносят — шоколадки, сырки, даже алкоголь пытаются. Не в сумках. Раньше строже к этому относились, потому что столько видеокамер не было, — рассказывает Михаил (имя указано на бейдже. — Примеч. авт.). — Если покупатель ничего не взял, он спокойно показывает сумку. А вот воришки сразу пытаются качать права, кричать, что мы не имеем права обыскивать.
– Но вы же не имеете права досматривать сумки? — уточняет Анна.
– Не имеем, — неохотно соглашается молодой человек. Но потом добавляет:
–Добровольно-то они могут показать. Мы никого не заставляем.
Анна Брынина отмечает, что осматривать вещи покупателей могут только сотрудники полиции при наличии законных оснований для подозрения. Охранник, требующий показать сумку, превышает полномочия — это может грозить проверкой его ЧОПа и штрафом, если вы обратитесь в правоохранительные органы.
- На моих глазах в супермаркете девушка случайно разбила банку огурцов. Менеджеры требовали оплаты. А она растерялась совсем, — рассказывает Григорий Шиманин, житель Томска. — В интернете писали, что это вина не покупателя, а сотрудников магазина. Они поставили товар так, что его легко уронить. Говорю: «Платить девушка не будет, это ваша вина, вспоминайте российское законодательство». Даже представился адвокатом — я блефовал — попросил вызвать полицию и составить протокол. В итоге администраторы утихли, и девушка спокойно ушла, оплатив только те огурцы, которые купила.
Перед праздниками такие ситуации происходят довольно часто: расстояние между заставленными стеллажами в супермаркетах заполнено покупателями. Ребенок может задеть товар болтающейся на резинке рукавицей, взрослый – сумкой или тележкой.
Согласно нормативам — ГОСТ «Розничная торговля. Классификация предприятий» и СНиП «Общественные здания и сооружения» — минимальное расстояние между стеллажами в магазине должно составлять 1,4 метра при общей торговой площади магазина в 100 м². А выставленные в проходах рекламные стойки и паллеты с акционными товарами сокращают ширину прохода.
– По Гражданскому кодексу, покупатель имеет право не возмещать убыток, если докажет свою невиновность. Свидетели и запись камеры видеонаблюдения помогут определить, действовал ли он намеренно или все произошло случайно, — рассказала корреспонденту РП Екатерина Малолетко, специалист юридической клиники Российской академии правосудия.
В случае, если магазин будет настаивать на возмещении ущерба, она советует покупателям обращаться в суд. Для этого нужно вместе с администратором магазина и свидетелями составить акт о порче имущества.
– Часто сталкиваюсь с тем, что продавцы «не успели» переклеить ценник на товарах — с полки берешь его по одной цене, а на кассе пробивают другую,  — рассказывает покупательница Дарья Тельмахович. — В прошлом году, закупая продукты перед новым годом, мы заметили, что некоторые товары нам пробили по другой цене. Специально вернулись в торговый зал и сверили все цены с чеком: в общей сложности разница составила почти 100 рублей!
Екатерина Малолетко говорит, что в такой ситуации магазин нарушает статью 10 Закона «О защите прав потребителей»:
– Объяснения, что продавцы не успели или забыли поменять ценники, магазину не хватает персонала — не оправдание. Даже если чек пробит, деньги уже уплачены и только после этого вы обнаружили, что истратили больше, чем намеревались. Вы вправе потребовать, чтобы вам вернули излишне уплаченную сумму или обменяли злополучную покупку обратно на деньги. Тут главное — проверить свой чек, не слишком удаляясь от кассы. Это вообще должно войти в привычку.
В случае, если деньги не возвращают, стоит написать жалобу в Роспотребнадзор: контролирующие инстанции выпишут административные штрафы. Должностным лицам — в 1–2 тыс. рублей, а самому магазину — в 10–20 тыс. рублей.
темы
3 мин