Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Комары в гареме Тамерлана

Фото: Наталья Горяйнова
Создатели оперы «Легенда о граде Ельце» — о роли погодных условий, энергетике зрителей, интерактивности и религиозном подтексте
Наталья Горяйнова
11 августа, 2014 15:01
11 мин
Более двух тысяч человек собрались 8 августа на правом берегу Быстрой Сосны, чтобы в третий раз посмотреть оперу «Легенда о граде Ельце». Действие оперы происходило на сцене, построенной на берегу реки, на самой реке и в ее окрестностях. В постановке участвовало около 300 человек: артисты театров Москвы и Липецкой филармонии, сводный симфонический оркестр, Саратовский губернский театр хоровой музыки. В массовых сценах, сценах боя и Крестного хода были задействованы ельчане и липчане: участники клубов исторической реконструкции «Копье» и конно-спортивного клуба «Кристалл». Корреспондент «Русской планеты» поговорила с создателями оперы о том, с какими трудностями они столкнулись во время работы над оперой.
Сюжет оперы разворачивается в трех временных отрезках: в 1395 году, когда Тамерлан двинул свои войска на Русь, в 1941 году, когда была вскрыта могила Тамерлана, и в наши дни. В основу положена легенда о неожиданном спасении Руси от Тамерлана. Железный хромец уничтожил Елец, но на Москву не пошел. Согласно преданию, он был поражен и напуган явлением Божией Матери, защитницы Руси.
Премьера оперы состоялась в 2011 году. В 2012 году постановка была повторена, в 2013 в ряде городов России прошел концертный вариант оперы. За это время «Легенда о граде Ельце» сама «обросла» легендами.
Художественный руководитель и директор Липецкой областной филармонии Наталия Мекаева:
– Думаю, в таких грандиозных постановках, как «Легенда о граде Ельце», от нас мало что зависит. Есть какая-то сила, которая всем движет и всех направляет. Например, в Псков привозили оперу Большого театра «Псковитянку». Она первый год прошла с большим успехом. Решили повторить, но не сложилось. Когда возникла идея создания своей оперы, которая привязана к истории Липецкой земли, нас сразу поддержала администрация области, нам выделили финансирование, а это ведь огромные средства. Сложился костяк артистов, которые играют в этой опере, хотя жизнь есть жизнь, и у нас происходят замены. У нас один артист филармонии попал в больницу. Врач обещал сделать все, чтобы он был готов к выступлению, потому что сам уже купил билет на оперу.
Хотя, признаюсь, во время репетиций и постановки у меня первое время были сомнения, состоится ли опера. Во-первых, мы очень зависим от погоды, так как действие происходит на открытом воздухе. И, самое главное, для меня эта постановка — религиозная. Ключевая сцена — это явление Тамерлану Божьей Матери. И хотя мы ставили оперу по благословению, у меня были сомнения: правильно ли мы делаем, получится ли, как задумывали, можно ли эти события представлять в виде шоу, ведь собирается очень много людей. И вот перед премьерой в 2011 году, когда я садилась в машину, чтобы ехать в Елец, стоящая у подъезда бабушка вдруг перекрестила автомобиль. Опера прошла успешно. Я потом наблюдала за соседкой: машины она ничьи специально не крестила. На следующий год накануне постановки прошел сильный дождь, и я думала: зря мы затеяли это все, наверное, опере не суждено быть. И вот опять надо ехать в Елец, я сажусь в машину, и опять эта бабушка, она с кем-то разговаривала, чисто автоматически перекрестила машину. Это меня как-то успокоило.
Так что опера «Легенда о граде Ельце» становится своеобразным брендом Липецкой области, на это событие приезжают люди из разных регионов. Это, действительно, уникальное событие. Где еще в России делают такие грандиозные постановки?
Композитор, пианист, народный артист России Александр Чайковский:
– Музыку к опере я написал достаточно быстро, за месяц. Больше времени заняла работа над сценарием. Либретто написал липецкий писатель Николай Карасик. Он выбрал стиль большой классической оперы, как у Римского-Корсакова, а мне хотелось соединить все с сегодняшним днем, сделать оперу современнее. Я вспомнил, что смотрел передачу о раскопках могилы Тамерлана, которые проводились в 1941 году. Мы потом ввели эту сцену в оперу. Моя знакомая либреттистка, режиссер Ротмира Ползунова придумала несколько интересных ходов в опере.
Музыка писалась легко, наверное, не обошлось без вмешательства высших сил. Камнем преткновения для меня стала необходимость показать сцену явления Божьей Матери Тамерлану — не знал, как к этому подступиться. Работа застопорилась. Потом вдруг понял, что музыка должна быть написана в стиле церковного канона. После этого я быстро написал и сцену явления, и финал оперы. Но уже потом во время репетиции пришлось дописывать музыку. У нас же интерактивная опера, кони выбегают на берег реки, а потом по постановке должен идти хор. Но кони такую пыль поднимали, что певцы задыхались. Пришлось растягивать музыку, чтобы пыль успела улечься.
На репетициях иногда доходило до смешного. Сцена битвы — бьются татары с русскими. Татар мало, русских много. Я говорю Исаакяну(режиссер оперы Георгий Исаакян. — Примеч. авт.): «Это не по Станиславскому, нам же зрители не поверят, что такая небольшая горстка татар разгромила такие многочисленные войска русских». А он отвечает, мол, никто не хочет биться за войско Тамерлана. Но потом уговорили часть дружинников перейти на сторону завоевателей.
Была и мистика. В 2011 году, когда состоялась премьера оперы, стояла страшная жара. В день премьеры стали заходить тучи, такие тяжелые, грозовые, сверкали молнии вдалеке. Мы так прикинули: через полчаса-час должен начаться ливень. Думаем, все нам испортит. И мы видим, как туча надвигается, надвигаемся, останавливается на противоположном берегу у Вознесенского собора и уходит. Мы были в шоке. Думали, что придется отменять оперу, но туча ушла, и у нас все получилось.
Писатель, автор либретто к опере «Легенда о граде Ельце» Николай Карасик:
– Идея создания оперы принадлежит вице-губернатору Липецкой области Людмиле Кураковой и директору Липецкой филармонии Наталии Мекаевой. Когда вышла моя книга «На страже молний», мне предложили написать драматическое произведение в форме либретто о нашествии Тамерлана на Елец и противостоянии ему князя Елецкого Федора с войском. Я — автор трех исторических повестей, так что работать в ретроспективе для меня не проблема. Но либретто нужно было написать в максимально короткие сроки, за два-два с половиной месяца. Приходилось работать по 10-12 часов в сутки. И если образ Тамерлана сразу сложился у меня, так как много исторической литературы есть про этого военачальника. То о князе Федоре практически ничего нет, информацию пришлось искать по крупинкам, хотя он принимал участие в Куликовской битве с Дмитрием Донским, участвовал в сражениях с Тохтамышем. Так что мне пришлось много фантазировать.
Исполнитель роли князя Федора Елецкого, солист Большого театра Олег Долгов:
– Самое трудное в этой опере — играть на таком большом пространстве с большим количеством артистов. Когда была первая постановка, в 2011 году, оркестр от нас был далеко, было плохо его слышно, нужно был смотреть на мониторы, но их слепил свет. Пришлось петь по наитию. А чтобы хорошо спеть на открытом воздухе, нужно иметь очень хорошую аппаратуру. Если я на таких просторах без микрофона исполню арию, то зрители только увидят, как я рот открываю. Поэтому, когда в 2012 году во время генеральной репетиции начался ливень, мы в первую очередь спасали костюмы и микрофоны, о себе и не думали.
Руководитель конной группы, директор конно-спортивного клуба «Кристалл» Екатерина Егорова:
– Так уже получилось, что вся конная группа у нас — девушки. Лишь один мужчина. Он играет роль гонца. Больше повезло девушкам, которые будут изображать войско Тамерлана. Они скачут в легкой форме. Нам приходится надевать на себя настоящие доспехи. Реальный вес доспехов — 25 килограмм, но для девушек их сделали десятикилограммовыми. Чтобы они не натирали тело, мы их внутри обложили ватой. Представляете, какая парилка в них!
Я получаю огромное удовольствие от этой работы, хотя были и очень опасные моменты. В 2012 году, когда спускались с Кошкиной горы, показывая движущиеся войска Тамерлана, нам под копыта лошадей должны были бросить дымовые шашки. Мы попросили бросить шашки, когда проскачем, чтобы лошади не пугались. Но шашки запустили практически под хвост, это прибавило сцене огоньку. Лошади просто помчались, нам помогло удержаться в седле мастерство. Зрители, думаю, получили большое удовольствие — сцена вышла эффектной.
Так как это не кино, а живое действие, не обошлось без накладок. По сценарию, гонец должен трижды выходить: сначала сообщает, что подступает войско Тамерлана, потом — что оно у стен города, в третий раз гонец появляется раненный с вестью, что Тамерлан разбил русское войско. Но когда выступали в 2011 году, в первый раз, получилась накладка — гонец замешкался, а дальше по сценарию по берегу должны промчаться лошади. Лошади скачут, а голос-то человеческий идет, так как гонца озвучивает другой артист. И получается, что выходят лошади, говорят человеческим голосом, но на эту накладу никто уже не обратил внимания.
Руководитель ансамбля восточного танца «Жемчужина» Татьяна Дорош:
– У моего коллектива маленькая сцена — гарем Тамерлана. Девушки должны красиво пройти и красиво возлежать на коврах. Когда мы первый раз выступали, в 2011 году, не подумали, что будем долго находиться на свежем воздухе. Вечера холодные, комары, а девушки практически раздеты. Их сцена длится 20 минут, так за эти 20 минут их практически съели, девчонки все были искусаны. Это уже потом, во второй раз вместе с косметикой в обязательном порядке брали средства от комаров. Но мальчишки из клуба реконструкторов вокруг моих девушек вились как мухи, и от них средств не было — любови всякие происходили. Но, слава Богу, все уцелели — замуж не вышли, и снова в полном составе будем выступать и в этом году. Правда, одна наша танцовщица, Сабина Ахмедова, так прониклась действием, что поступила в театральный колледж имени Леонида Филатова. Специально приезжает из Москвы, чтобы и в этом году участвовать в постановке оперы.
Несмотря на то, что мы ставим легенду, я не верю в мистику. Наверное, сказывается 26-летний врачебный опыт. Но я верю в то, что когда собирается такое большое количество людей в определенном месте с определенной целью, вырабатывается мощная энергетика. Это уже само по себе фантастично, и в таких случаях все обычно получается.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ