Новости – Люди












Люди
Рожденный 9 мая

Газета «Советская Сибирь» от 9 мая 1945 года
«Русская планета» выяснила, как сложилась жизнь режиссера и философа Владимира Бродянского — ровесника Победы
10 апреля, 2015 17:59
9 мин
Режиссер, хлебопекарь и философ Владимир Бродянский появился на свет в День Победы в 1945 году в Новосибирске. Подтверждение этому выложил на страницы в Facebook новосибирский писатель и краевед Игорь Маранин в виде скриншота фотографии из местной газеты «Советская Сибирь» от 10 мая 1945 года. Там изображен Владимир вместе с матерью, заметка чуть ниже — написана ей самой:
«Сегодня, 9 мая, у меня родился сын.
Счастливыми глазами матери смотрю я на него. В какой радостный, незабываемый день ты родился, мой мальчик!
С молоком своим привью я тебе любовь к нашей могучей Родине, к великому Сталину, чей гений провел наш народ через все испытания войны к полной победе над врагом.
Ты, сын мой, сделаешь свой первый шаг по земле, навсегда очищенной от фашистской нечисти, по священной советской земле, где расцветут новые сады. И детство твое будет безоблачным, как и этот день, в который ты увидел свет.
Как назвать мне тебя? Иосифом! В честь мудрого вождя, которому сегодня весь народ шлет слова горячей любви и благодарности.
Инженер Г. Бродянская».
Корреспондент РП выяснял, как жил и где находится сейчас уроженец Сибири.
Родители маленького Бродянского оказались в Новосибирске в результате эвакуации, где провели зиму 1944–1945 годов и наступившую весну. Отец — Ян Соломонович Бродянский — был предпринимателем, до революции владел кожевенными заводами в Юзовке (нынешний Донецк). В советское время продолжал работать в коммерции. Мать — Галина Владимировна Подольская, в молодости занималась в театральной студии, а позже работала на производстве.
Бродянский-младший так описывал родителей в автобиографии «Страшнее Бога зверя нет»: «Судьба ответственно отнеслась к выбору родителей для меня. Отец был человеком веселым, остроумным и очень добрым, и малограмотным, но нетерпимым ко лжи и фальши и … жестко справедливым. Поскольку предпринимательская жилка, не дававшая отцу покоя, никак не сочеталась с экономической политикой страны, то после каждой новой “авантюры” отца снова сажали. Когда мама приехала ко мне на спектакль в Лодейное Поле, она вспомнила, что с этой самой площади у вокзала отправлялась к отцу на свидание, в очередной раз отбывавшему срок в лагере за свое “предпринимательство”. Мама же была человеком высокообразованным, тонким и обаятельным, красавицей, обладавшей артистическим талантом. А также доброй и щедрой, готовой всегда прийти на помощь попавшему в беду».
Владимир Бродянский с детства отмечал у себя целеустремленность, позднее переросшую в максимализм. Мальчик в итоге получил имя Владимир, а не Иосиф, как было сказано в заметке. По словам Марии Бродянской, дочери Владимира, «бабушка (Галина Бродянская. — Примеч. РП.) передумала, рассудив, что еврейскому мальчику будет непросто жить с именем Иосиф».
Переломный момент в жизни Бродянского случился в 7 классе. «Когда я писал сочинение по теме «Молодогвардейцы», то вдруг почувствовал, что мне стыдно писать про этих погибших ребят, моих ровесников, заезженными, казенными словами, книжными штампами. Своих слов я тоже не нашел. Сочинение так и осталось ненаписанным», — писал Владимир Янович в своей автобиографии. Интерес к учебе был потерян.
Школа, как и последовавший техникум, остались неоконченными. Юный Бродянский сначала устроился в слесарную мастерскую по оборудованию вагонов Московского вокзала, а затем на телефонную станцию при фабрике «Ленсукно».
Образование он все же продолжил в вечерней школе. Однако гораздо больший интерес Владимир испытывал к иностранной литературе. Тогда, в начале шестидесятых, «железный занавес» немного приоткрылся, и в магазинах появились книги Фолкнера, Ремарка, Хемингуэя. Чтение и оформило в Бродянском наследственный интерес к театру. Сначала была неудача в студии Ленинградского ТЮЗа, где Владимира исключили после первого семестра. Зато в студии Московского ТЮЗа в молодом ленинградце разглядели талант. Дальнейший путь был определен — заочное отделение факультета режиссуры народных театров Театрального училища им. Щукина.
Как раз в те годы с Бродянским познакомился будущий российский писатель и поэт Владимир Алейников. В телефонном разговоре с корреспондентом РП Владимир Дмитриевич отметил:
– Это был невероятно обаятельный парень с глазами эльфа, очень начитанный. С людьми он сходился запросто, девушки к нему буквально липли.
Последующее десятилетие после «Щуки» Бродянский отдал сцене. Все студии и театры, где работал Владимир Янович, не перечислить. Психолог Мария Соловейчик в 1972 году занималась в младшей группе театра-студии при ЛГУ, которую как раз возглавил Бродянский.
– Была ли для Бродянского приоритетной задача воспитания актера? Мне кажется, что в тот период он рассматривал театр, прежде всего, как средство воспитания человека, — отметила Мария Соловейчик. — И, может быть, даже не отдельного человека, а сообщества единомышленников, преданных одной идее. Однажды он пригласил всю студию на читку повести Натальи Баранской «Неделя как неделя». Когда чтение закончилось, то выяснилось, что цель этой читки совсем не создание спектакля, а формирование у нашего коллектива разделенного представления о жизненных ценностях, так сказать, общей идейно-художественной платформы.
Владимир Янович приводил студентов к себе домой, в коммунальную квартиру на углу Большой Морской и Почтамтского переулка. Он считал, что вследствие моральной и душевной сплоченности коллектива, появляется возможность создавать проникновенные театральные постановки.
– Небольшая Володина комната казалась глубокой, как колодец, по стенкам которого высоко вверх уходили самодельные деревянные стеллажи — книги, книги, книги, и каждая — мечта библиофила. А на дне колодца — на тахте, у стола, по углам копошилось братство, разговаривая, смеясь, попивая чай и слушая песни Галича и Окуджавы, которые Володя пел под гитару, — рассказывает Мария Соловейчик.
В качества дебюта в театре-студии Бродянский выбрал пьесу Александра Володина «Назначение». Министерство культуры тогда не жаловало Володина, но на постановку Бродянского был дан «зеленый свет».
– Когда спектакль был почти готов, Володя позвал на одну из репетиций Александра Володина. И он пришел! Конечно, Володин был настроен доброжелательно, хвалил нас, стараясь отмечать конкретные удачные моменты… На моей памяти ни у одного из студийных спектаклей не было такой удачной сценической судьбы, как у «Назначения». Мы играли его не только в университетской аудитории, куда приходили в основном друзья и близкие, но и на настоящей публике, в настоящем театре, с кулисами и гримерками, в доме народного творчества на Рубинштейна. И с успехом! — говорит Соловейчик.
Из театра-студии ЛГУ Бродянский ушел в студию института Холодильной промышленности, перетянув туда нескольких своих актеров, в частности, Дмитрия Астрахана.
– Он был совершенно растворен в Бродянском, копировал его во всем — в жестах, интонациях и даже в одежде (черное кожаное пальто), так что когда они начинали спорить о чем-то, стоя друг напротив друга, казалось, что Володя говорит со своим отражением в зеркале, — вспоминает Мария Соловейчик.
Кстати, по словам Владимира Алейникова, именно Бродянский посоветовал Астрахану идти по пути режиссера, а не становится актером, как изначально задумывал Дмитрий.
Сам же Бродянский спустя время оставил театр и неожиданно переехал в деревню в Ленинградской области.
– Он не спрашивал жену, хочет ли она ехать, считал, что так правильно и должно быть, — отмечает Мария Соловейчик.
Приятель Бродянского, инженер-физик Роман Ануев вспоминает, как строил баню в деревне у Владимира Яновича:
– Тяжело было с ним работать — внезапно открылся со стороны упрямства, во всем стоял на своем и моих советов даже слушать не хотел. Никогда не мог толком с ним договориться.
Никакой работы Бродянский не гнушался. Был дворником, волонтером в детском ожоговом центре, грузчиком. А в конце восьмидесятых посетил в Крыму первую в СССР семинар-конференцию нетрадиционных методов лечения. И здесь произошло невероятное — у Бродянского открылся дар целительства.
Владимир Бродянский раздарил все книги и одежду, а затем, спустя какое-то время, уехал в Израиль на девять лет. Там Владимир Янович нашел себя в профессии хлебного пекаря. Намного позже, в двухтысячные, Бродянский, вернувшись в Санкт-Петербург, откроет свою хлебопекарню с бездрожжевым хлебом.
После Израился, Бродянский начнет следовать, по выражению Алейникова, «своим энергетическим потокам».
– Насколько мне известно, он в одиночку поднимался на Килиманджаро и Эльбрус, был в Гималаях и на острове Пасха. Потом, неожиданно, приехал в Бахчисарай и купил там дом, который позже с легкостью для себя продал, успев запомниться всем и каждому, кто жил рядом с ним, — говорит Владимир Дмитриевич.
В 2012 году неожиданно для всех своих друзей и близких Бродянский исчез. Он полностью раздал все свое имущество, продал оставшуюся недвижимость и ушел в неизвестность. По словам Алейникова, незадолго до своего исчезновения Бродянский при встрече упомянул, что «приходит моя пора».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости