Новости – Люди












Люди
«Выход был — вахты или идти в бандиты»

Фото: avito.ru
Кем работают ивановские вахтовики и как это отражается на экономике региона
22 декабря, 2014 18:03
9 мин
Сколько людей из Иванова и области работают вахтовым методом в Москве и других регионах, узнать сложно. Данных об их количестве, даже приблизительных, нет ни в областных Центре занятости и организации профсоюзов, ни в комитете по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции. По словам председателя комитета Татьяны Сергеевой, такой учет не ведется.
В маленьких городах Ивановской области вахтой работают почти все, кто может это делать, особенно мужчины, но уезжают и женщины. Порой, это единственный способ прокормить семью. Квалификация особого значения не имеет: достаточно одного желания заработать.
– Я пять лет проработал вахтой, теперь, слава богу, нашел нормальную работу. Тоже в Москве, не надо мотаться каждые две недели туда-сюда, — рассказал РП житель Родников Александр Смирнов (имя он попросил изменить). — Строил жилые дома в столице. В сфере строительства, наверное, больше всего вахтовиков. На стройках народ был со всей страны и из ближнего зарубежья. Я был устроен официально, жил в общаге, а мои знакомые в вагончиках. Ни о каких столовых речи не шло — обедали на коленках, всухомятку. Работали по 12 часов, выходной — один день в неделю. Это очень тяжело. Я был свидетелем нескольких смертей. Люди просто падали, наверное, из-за усталости. Никто не выяснял причин, просто сообщали родственникам, что человек умер. Мы были там как рабы.
После тяжелой вахты уставшие люди по дороге домой всегда выпивали.
– Обратная дорога — это самое ужасное, — продолжает Александр. — Шесть часов в автобусе с полупьяными попутчиками очень выматывают. Страшно вспоминать. Деньги, которые привозишь домой, сам же и тратишь. Но на тот момент это была единственная возможность нормально зарабатывать. Жить на 7–10 тысяч рублей семьей невозможно, а большей зарплаты в Родниках нет. Выход был — либо вахты, либо уходить в бандиты.
Нередко вахтовики сталкиваются с недобросовестными работодателями…
– Я полгода уже не получал зарплату. Работаю вахтовым методом на железной дороге, разъезжаю по всей стране, — говорит житель Наволок Юрий Веселов. — Продолжаю ездить на вахты, верю, что мне заплатят. Когда возвращаюсь домой, ездим с женой на Урал торговать постельным бельем. А как жить? Специалисты моей квалификации в Ивановской области не требуются. В Наволоках зарплата — 10 тысяч. Работал и в Сочи, когда там строили олимпийские объекты. Путин хорошо платил — 50 тысяч за вахту. А с тех пор все хуже и хуже. Вахтовиков часто обманывают — один мой знакомый работал в 4 фирмах, а заплатили ему только в одной.
И тяжелыми условиями труда.
– Мой муж две недели назад вернулся с вахты из Москвы, со стройки, — говорит жительница Родников Анна. — Работали на 12-этажном доме. Утром их поднимали на верхний этаж, а по вечерам должны были спускать. Но рабочий день порой затягивался до 5 утра, а к 8 снова на работу. Кормили очень плохо, как в тюрьме. Муж приехал, словно из Бухенвальда, похудел на 15 килограммов. Деньги ему так и не заплатили. Дома неделю лежал с температурой.
Однако самым большим испытанием становится долгая разлука с семьей.
– Моя семья распалась как раз из-за моей работы. Пока был на вахте, мое место занял другой мужчина, — говорит житель Наволок Сергей Крылов. — Я работаю вахтой уже 10 лет. 45 дней тружусь с одним выходным в неделю, 15 дней отдыхаю дома. Платят очень достойно, я строю и ремонтирую газопроводы. Работаю по 10 часов в сутки. Условия нормальные: живем в вагончиках, есть теплые туалеты и душ.
– Я работаю вахтой в одном из московских детских домов семейного типа, — рассказала РП Анастасия Соловьева. — Неделю с детьми живу в квартире, стираю, убираю, учу с ними уроки, присматриваю, неделю нахожусь дома. Работаю уже 5 лет, чувствую, что это мое. Да и зарплата очень хорошая: фактически за две недели работы я получаю там в три раза больше, чем за месяц в родниковском колледже. Правда, я сына немного подзапустила. Воспитываю его без мужа, оставляла на своих родителей. Он почувствовал свободу и в воспитании, и в деньгах, и стал хуже учиться. Сейчас все позади, он поступил в вуз, но все равно я чувствую, что виновата перед ним.
Прокормить свою семью в небольших городах и поселках всегда было сложно. Первые вахтовики появились несколько веков назад, когда в селах и деревнях люди начали заниматься промыслами.
– Тогда было понятие «отходники». Так называли людей, которые полгода занимались сельским хозяйством, а на зиму уходили зарабатывать деньги в города и крупные поселки, в самой губернии и за ее пределами, — рассказал РП ивановский краевед Александр Тихомиров. — По сути, это была та же самая вахта, только длительная. Вахтовым методом работали и на фабриках в XIX — начале XX века. Интересно, что тогда летняя вахта оплачивалась для работников по повышенной ставке: фабрике важно было сохранить на летний сезон работников, которые массово возвращались домой, к своим огородам.
По словам краеведа, чаще всего отходниками работали плотники (они трудились целой бригадой), коробейники и художники Палеха и Холуя, которые расписывали храмы по всей России. Среди представителей этих профессий складывались целые династии отходников, которые не мыслили своей жизни без разъездов.
– Это была совершенно нормальная ситуация, которая ни в коей мере не вредила региону–«донору». Не могли же художники Палеха, например, всю жизнь расписывать один храм в своем селе. Естественно, они вынуждены были путешествовать по стране, — добавляет Александр Михайлович.
В советские времена понятие «трудовая вахта» стало в первую очередь ассоциироваться с освоением Сибири, Дальнего Востока и Севера.
– Тогда работа вахтой была нужна государству, а не самим работающим. Люди ехали осваивать новые земли не всегда по собственному желанию, чаще их туда посылали, — рассказал РП кандидат исторических наук, краевед Александр Семененко. — Конечно, вахты были длительные, по несколько месяцев, если не лет. Государству было выгодно, чтобы приезжие оставались там, а потому для них строили поселки, создавали все условия. Образ целинника был романтическим — он строил новую жизнь с чистого листа.
Вахты в современном их понимании возникли, по словам Александра Семененко, в 1990–х годах, когда в условиях закрытия предприятий в малых городах огромное количество людей, прежде занятых в производстве, остались без работы. Тогда для большинства из них единственным выходом из бедственного положения была работа в крупных городах. Для Ивановской области это была Москва. С тех пор экономическая ситуация в области несколько улучшилась, но, тем не менее, родной регион до сих пор не в силах прокормить своих жителей.
– Ивановской области не повезло: мы находимся на таком удалении от Москвы, что совершать ежедневные миграции на работу и обратно нашим землякам невозможно. Единственный выход — работать вахтой, — рассказал РП кандидат социологических наук Илья Куприянов.
– Получается замкнутый круг, — рассуждает экономист, начальник отдела межрегионального маркетингового центра «Иваново» Дмитрий Кабанов. — В Москву, которая, как пылесос, высасывает из соседних регионов все необходимое для себя, уезжают либо самые квалифицированные, либо самые трудоспособные работники. И не важно, навсегда или на вахту: для региона в экономическом плане они потеряны. Из-за этого регион–«донор» не может развивать свое производство, реализовывать новые проекты. А именно это нужно для того, чтобы люди оставались работать на родине.
По словам Дмитрия Кабанова, проблема оттока кадров из глубинки характерна для всей России. Уезжают те, кто просто не может найти работу, чей труд низко оплачивается, а также учителя, няни, воспитатели — люди, помогающие «высвобождать» руки трудоспособному населению. Таким образом, область лишается не только представителей важных социальных профессий, но и матерей, которым становится не с кем оставить детей, уверен экономист.
Отъезд рабочих на заработки в Сибирь нельзя сравнивать с теми трудовыми вахтами, которые существовали в Советском Союзе.
– Сейчас они осуществляются посредством частных компаний, а им не выгодно развивать инфраструктуру вокруг мест работы вахтовиков. Поселки на местах добычи полезных ископаемых уже не строят, — говорит Дмитрий Кабанов. — И все-таки в масштабах страны «северные» вахтовики приносят огромную экономическую пользу. А вот «московские» вахты только вредят, на мой взгляд. Ведь некоторые предприятия можно было бы перенести в Ивановскую область, работающие платили бы налоги в родной регион, а не пополняли бюджет столицы. Вот и получается, что наша промышленность деградирует, а инфраструктура потихоньку сворачивается.
– Наравне с явными минусами работы вахтой есть и плюсы. Во-первых, это реальная возможность заработать деньги, которых нет в нашем регионе. Во-вторых, эти деньги тратятся на родине, в поселках и малых городах, пополняя местный бюджет, — считает Илья Куприянов. — Конечно, долгое отсутствие одного из супругов негативно сказывается на морально–психологическом климате в семье. Но, с другой стороны, супруг привозит деньги на содержание семьи, что, в конечном счете, ее укрепляет. И когда речь идет о выживании, мало кто задумывается о психологическом климате.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости