Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Фото: Марина Сенина

Теряет высоту

Как работал, менялся и чем живет сейчас крупнейший в России планерный аэроклуб
Марина Сенина
17 июля, 2014 19:12
12 мин
Одно из знаменитых и неповторимых мест Орловской области — Центральный планерный аэроклуб им. С.Н Анохина — в этом году отмечает 75-летие со дня основания. Еще двадцать лет назад аэроклуб пользовался большой популярностью у гостей со всей страны и даже зарубежья. Сегодня же не каждый житель Орловской области сможет сказать, где он находится. «Русская планета» попыталась разобраться, почему легендарное место, воспитанники которого ставили мировые рекорды, забыто в наши дни.
14 января 1939 года Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР в Орловской области появился аэроклуб Осоавиахима. Один из первых в стране, клуб расположился в двенадцати километрах от города в деревне Пугачевка. С первых же дней здесь обучали пилотов гражданской и военной авиации. В это же время открылась и школа, в которую набирали учащихся 9-х и 10-х классов. Инструкторы-летчики преподавали школьникам азы летного дела и теорию полета. А потом началась война.
–  Большинство выпускников аэроклуба в годы войны ушли на фронт. Наш клуб подготовил тогда пятерых Героев Советского Союза! — рассказывает руководитель полетами Центрального планерного аэроклуба имени С.Н. Анохина Александр Маслов. — Кроме того, было выпущены просто сотни летчиков, как гражданской, так и военной авиации. Когда военные действия приближались к Орлу, аэроклуб был переведен в Тамбовскую область. Только в 1951 году он вновь вернулся на свое первоначальное место.
В послевоенные годы в аэроклубе существовало три звена: самолетное, планерное и звено парашютной подготовки. Все три отряда подготовки быстро набирали популярность среди жителей не только области, но и страны.
1985 год. Кубок городов первого салюта, Орел. Укладывают парашюты после прыжка. Фото: Архив Александра Маслова
В 1959 году появилось еще одно направление — спортивное самолетное звено, развитие которого происходило с нуля. Результаты не заставили себя долго ждать. Летчики-спортсмены орловского аэроклуба первыми в стране освоили чехословацкие самолеты типа «Тренер-акробат».
Через год состоялись республиканские соревнования на спортивных самолетах. Орловская команда была единственной, которая выступала на новых агрегатах. Летчики выполняли фигуры прямого и обратного пилотажа.
С 1964 года воспитанниками аэроклуба было установлено четыре мировых и несчетное количество всесоюзных рекордов. В этом же году орловский аэроклуб принял Чемпионат мира по планерному спорту.
- У нас было множество рекордов высоты. Летали до высоты 6,5 тысяч метров. В те годы также активно проходила подготовка курсантов, — вспоминает Александр Маслов.
Спустя еще два года, 4 августа 1966 года, воспитанники клуба Тамара и Валерий Загайновы установили мировой рекорд: на планерах «А-15» совершили групповой полет, преодолев расстояние более 740 км. В истории советского авиационного спорта полет такой дальности ранее никогда не выполнялся.
В 1967 году под руководством орловского тренера Юрия Малютина команда планеристов СССР стала победительницей Чемпионата социалистических стран. Всего в мероприятии участвовало 14 стран.
– В 1964 году председателем Центрального Комитета ДОСААФ был организован Центральный спортивный планерный клуб ДОСААФ СССР, — рассказывает Александр Маслов.
Аэроклуб затронула реорганизация: сменилось руководство, в 1968 году было ликвидировано самолетное звено.
– Осталось два звена: планерное и парашютное. В те годы нам дали на подготовку курсантов Волчанского авиационного училища. Параллельно этому шла подготовка сборной команды СССР, планеристов, — вспоминает Александр Маслов.
Кубок городов первого салюта. Орел. На старте. Фото: Архив Александра Маслова
В 1969 году Центральному планерному аэроклубу присвоили имя Сергея Николаевича Анохина — первого заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза.
– В начале 70-х годов организовывались поездки за рубеж для команды планерного спорта. На базе нашего клуба проводились Чемпионаты Европы 1982 года, этап Первенства мира по купольной акробатике, Чемпионат мира по модельному спорту и ракетно-модельному спорту, — рассказывает руководитель полетами аэроклуба. — На первом женском чемпионате Европы по планерному спорту наша орловская спортсменка Тамара Свиридова стала абсолютным чемпионом мира и получила звание заслуженный мастер спорта СССР.
В конце 80-х годов база орловского аэроклуба была переобустроена. Теперь она включала в себя стоянку летной техники, капитальное большое здание и взлетно-посадочную полосу без твердого покрытия. В это время активно проводились различные чемпионаты по планерному спорту и первенства среди парашютистов.
– Годы, которые я провела в нашем аэроклубе, — лучшие в моей жизни. В 80-х годах я с командой парашютистов объехала всю страну. Мы выезжали на различные соревнования совершенно бесплатно. Нам выдавали парашюты, кормили и учили бесплатно, — делится воспоминаниями парашютистка Галина Дрожжова. — В клубе было интересно и весело: уже более 25 лет как я не прыгаю, а эмоции, пережитые в то время, до сих пор остаются в памяти. Такое время забыть невозможно. Пусть я и вспахала носом все поля Орловской области, но оно того стоило.
Раньше на этих вертолетах поднимались в небо, но последние годы они просто доживают свои дни на земле. Фото: Марина Сенина
Большие перемены, не в лучшую сторону, начались четыре года назад. В 2010 году большое здание на аэродроме закрыли: система отопления к тому моменту уже не функционировала, учебный корпус  перестал работать. Закрылись столовая на сто мест и гостиничный корпус на восемьдесят номеров.
Спортсмены из других городов стали останавливаться в старой деревянной казарме. Некоторые просто разбивали палатки на территории аэроклуба. По словам Александра Маслова, сейчас люди живут в старом здании, которое построено в 1965 году. Новое, посвежее, требует капитального ремонта.
Все нуждается здесь в ремонте, а денег ни на что нет.
– Казармы восстановлению уже вряд ли подлежат: проще снести их и построить новые. Но на это нужны деньги. Денег никто не выделяет: сами потихоньку выживаем, — рассказывает водитель-буксировщик Валентин Коробов.
Отсутствие средств отразилось и на ландшафте территории аэроклуба: все заросло травой и кустарником. Валентин Коробов отмечает, что траву выкашивать некогда, но надеется в скором времени срубить «хотя бы крапиву». Пока время уходит на проходящие соревнования и на самостоятельный ремонт техники.
– В настоящее время клуб еще подготавливает сборную страны по планерному спорту. Сейчас у нас 25 спортсменов. Раньше было намного больше. Хорошего мало: летчиков нет, то в Калуге была подготовка, сейчас и там не готовят, летают одни старики, у нас осталось три человека. Когда я был заместителем начальника полетов с 1979 года, у нас было 24 летчика, сейчас — три, и подготавливали курсантов, и сборная так же была. На соревнованиях раньше летало 80 планеров и 20 самолетов-буксировщиков. Сегодня—30, — рассказывает Александр Маслов.
С конца 2013 года в Центральном планерном аэроклубе ликвидировали парашютное звено. Теперь желающим прыгнуть с парашютом в области нужно искать другое место. Причина та же — отсутствие денег и устаревшая техника.
– Самолетов нет, вышел срок эксплуатации, надо ремонтировать, а денег нет. У парашютов также вышли сроки эксплуатации. Чемпионат проводить не на чем и не с чем. Самолеты «Вильга-35» этот год долетают и остановятся, если не решить вопрос их капитального ремонта, — утверждает Александр Маслов.— У нас и планеров много. А поднимать их нечем.
Начальник Центрального планерного аэроклуба Дмитрий Азаров на возрождение парашютного звена в аэроклубе смотрит пессимистично.
– Появление парашютного спорта пока не планируется. Не хотелось бы во главу угла ставить какую-то одну из тех причин, по которым парашютное звено было ликвидировано. Здесь целый ряд обстоятельств, — поясняет Дмитрий Азаров. — Но в ближайшее время точно ситуация не изменится в лучшую сторону.
Раньше благодаря государственной поддержке и ДОСААФ выделялись средства на обеспечение учебной работы аэроклуба. Сейчас из-за отсутствия финансирования со стороны федеральных и муниципальных властей аэроклуб проводит полеты только за счет спортсменов.
Главное здание аэроклуба. Фото: Марина Сенина
– Все занятия платные. Есть теоретическая подготовка и практическая. У нас занимаются, в основном, только москвичи. Орловских человека три. За счет москвичей пока и существуем. Ни из ДОСААФ, ни из других источников клуб финансирования не получает. Живет с аренды помещений, ну и на небольшое количество денег, которые на соревнования выделяет министерство спорта, — рассказывает Александр Маслов.
– Тогда, в 80-х, было свободнее, денег не платили. У меня было 120 прыжков за 20 лет. Прыгал всегда на открытие и закрытие сезонов. Сегодня все платное. И цены большие потому, что все дорожает: бензин, масло и все остальное. За просто так никто не будет летать, — добавляет Валентин Коробов.
Нехватка денег влияет и на стабильность работы сотрудников аэроклуба: после закрытия сезонов они вынуждены уходить в неоплачиваемый отпуск.
– Раньше было много и техников, и водителей, и летчиков. Все позиции сокращены. Сезон заканчивается, распускают по домам всех. Кто-то до апреля находит себе работу, потом возвращается, кто-то просто дома сидит, — делится Валентин Коробов.
И все же, несмотря на непростое положение в аэроклубе, традиция проведения чемпионата сохраняется. В 2014 году уже был проведен Чемпионат страны по планерному спорту. В нем за первое место сразились тридцать участников из одиннадцати регионов России. Орловскую команду представляли шесть пилотов. С 20 июня по 4 июля прошли соревнования Кубка России по планерному спорту в клубном классе планеров. В мероприятии приняли участие около 34 представителей различных регионов страны.
Планер у входа в аэроклуб. Фото: Марина Сенина
– Планерный спорт будет развиваться однозначно. После кризисных 20 лет ситуация начинает стабилизироваться, тенденция развития выравнивается, просыпается интерес к планерному спорту. Надеемся, будет и дальше так. А центр планерного спорта — это Орел. И это исторически так. Правда, сами орловчане почему-то плохо об этом помнят и знают. Мы прилагаем определенные усилия и в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону, — говорит Дмитрий Азаров.
Поделиться
ТЕГИ
12 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ