Новости – Люди












Люди
Помочь рогоносцу

Фото: ИТАР-ТАСС, Валерий Бушухин.
Частный детектив из Астрахани рассказал «Русской планете» о своей работе
24 января, 2014 14:56
8 мин
– Вас трудно найти. На двери ни таблички, ни указателя, — я вхожу в небольшую комнату административного здания.
– Кому надо, тот найдет, — меня встречает мужчина лет сорока. С виду обыкновенный астраханец. Только глаза очень внимательные и почти военная выправка.
– Я сюда недавно перебрался, неделю назад снял офис. Раньше работал на дому.
Петр Григорьев (Имя, фамилия изменены. — Примеч. ред.) сразу требует от меня полной конфиденциальности. Говорит, что никто не пойдет рассказывать о своих проблемах детективу, который раздает интервью журналистам.
Частным сыском он занимается уже более двух лет. До этого почти десять лет служил в правоохранительных органах. Работу свою любил, но вынужден был оставить.
– По какой причине ушли из полиции?
– Много всего накопилось. В какой-то момент решил изменить свою жизнь. Но идти в службу охраны, как многие мои коллеги, не хотел. Сыскное дело мне подходит — есть и опыт, и связи в полиции. Супруга с детьми сначала удивились, что я из правоохранительных органов перешел в сферу услуг, но сейчас все довольны. Я сам себе хозяин: зря не рискую, в опасные дела не лезу. Доход, правда, зависит от клиентов, но пока не перевелись ревнивые мужья, без куска хлеба не останусь.
Согласно федеральному закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», стать настоящим сыщиком может человек старше 21 года, имеющий высшее юридическое образование и опыт оперативно-следственной работы в течение трех лет. Этот вид деятельности требует получения лицензии, за которой следует обращаться в полицию. Там будущего «Холмса» тщательно проверяют: не завершил ли он службу из-за скандала, нет ли у него проблем с законом. Если все в порядке, выдают лицензию частного детектива сроком на пять лет.
По словам Григорьева, рынок частных детективных услуг в Астрахани еще только начинает формироваться. Агентств, которые занимаются частным сыском, не больше двух-трех. Таких «одиночек», как Петр, тоже немного.
– Мы все друг друга знаем, город ведь небольшой. Конкуренции особой нет, я даже рекомендую некоторым своим клиентам обратиться к коллегам, если занят или дело мне не подходит.
– А какие дела вы не беретесь расследовать?
– У меня уже такой опыт, что я почти всегда при первой встрече понимаю, если клиент меня обманывает или чего-то недоговаривает. Главное в работе частного детектива — быть хорошим психологом. Я не берусь за дела «с криминальным душком». Например, недавно один нехороший человек хотел использовать меня в качестве наводчика. Просил узнать, когда хозяев загородного коттеджа не будет дома. Догадываетесь, что я ему ответил?
Чаще всего, детектива просят проследить за неверными супругами. Что логично: в полицию с такой проблемой не пойдешь. Реже частных сыщиков просят найти людей, или собрать информацию об организации или конкретном лице.
– Помню, один пенсионер попросил меня встретить курьера из секс-шопа. Заказал интимную игрушку, но панически боялся огласки. Я согласился выполнить это задание за приличное вознаграждение. Посылка оказалась весьма объемной. Я буквально умирал от любопытства: «Что же там такое?» Но взял себя в руки и удержался. Подозреваю, что мой клиент заказал надувную женщину, — с улыбкой вспоминает Петр.
Астраханский детектив считает, что сотрудники полиции иногда сами вынуждают людей обращаться к сыщикам. С заявителями в полиции даже не разговаривают, ограничиваясь стандартными фразами, вроде: «Ведется следствие». Поэтому, к частным сыщикам, которые их всегда внимательно выслушивают и стараются помочь, астраханцы относятся с особым доверием.
– Недавно следил за супругой одного бизнесмена. Тому были нужны неопровержимые доказательства измены. Пришлось притвориться сантехником, чтобы попасть в квартиру любовника этой дамочки, — говорит Петр.
– И вам не жаль сдавать любовников всяким рогоносцам? Вдруг семейный конфликт закончится трагедией?
– Когда я только начинал свой бизнес, то решил, что это их дело, как они воспримут информацию. Меня чужие семейные разборки не касаются. Просто собираю материалы и передаю его заказчику. Только однажды засомневался. Одна лесбиянка попросила меня проследить за подругой. А я выяснил, что та тайно встречается с мужчиной. Но я решил, пусть сама разбирается со своей ориентацией.
По мнению Петра, самая простая задача в его работе — это розыск человека. Конечно, бывают и загадочные исчезновения. Но обычно в таких случаях достаточно заглянуть в базы данных полицейских структур, и готово. Далеко не все жители Астрахани знают, где и как нужно искать, поэтому и обращаются за помощью к частному детективу.
Никаких фиксированных цен на услуги у Петра нет.
– Я оцениваю сложность работы, затраченное время, сопутствующие расходы и материальный достаток моих клиентов — так и определяю стоимость работы. Если придется ехать в отдаленное село и опрашивать местных жителей, то стоимость такой работы не менее 5 тысяч рублей. А выяснить, с кем общается и чем занимается в свободное время внучка какой-нибудь пенсионерки, можно и за одну тысячу. Для бизнесменов, которые хотят узнать подробности о возможных деловых партнерах, расценки гораздо выше.
– Помните, какой была самая дорогостоящая услуга?
– Один руководитель в прошлом году попросил меня составить подробные досье на всех сотрудников его организации. Работа заняла много времени и сил. Я запросил тысячу евро, и он заплатил без возражений. А самую маленькую сумму — сто рублей — я взял со старушки за найденного кота. Не хотел за это дело браться. Я не занимаюсь розыском домашних животных, но бабушка так сильно убивалась из-за Мурзика, что мне не стало ее жалко. Была весна, и кот, как выяснилось, просто убежал погулять.
В основном клиенты находят Петра по объявлениям в газетах и через Интернет. Некоторые — по рекомендации знакомых. Два года назад приходилось ждать звонков, потом работа стала более интенсивной, появилось много заказов. Но и сейчас бывают дни вынужденного простоя.
– Не принято у нас обращаться к частным детективам. А на Западе это давно в порядке вещей. Многие астраханцы почему-то стесняются. Думают, что услуги сыщика им не по карману, — рассказывает Петр корреспонденту «Русской планеты».
С каждым клиентом детектив обязательно заключает договор, в котором тщательно прописаны права и обязанности сторон. Получив задаток на бензин и другие расходы, приступает к работе.
– Перед началом расследования нужно все тщательно обдумать, чтобы не бегать без толку, — объясняет Петр.
Астраханский детектив уверен, что он умеет задавать вопросы соседям и знакомым так, чтобы они ничего не заподозрили.
– Слежу за объектом в любое время дня и ночи. Если нужно, меняю внешность, иду на различные уловки и хитрости. Собираю сведения. Потом собранные улики — фотографии, записи разговоров или копии документов — передаю клиенту. И он расплачивается со мной за работу. Иногда подключаю к расследованию действующих сотрудников полиции, если дело сложное или требуется их поддержка. Сам стараюсь не рисковать.
– А у вас есть пистолет?
– По закону мы, частники, имеем право только на газовый пистолет или баллончик.
– Приходилось ли применять оружие?
– Да. Прошлой зимой какие-то хмыри пытались меня ограбить, пришлось вспомнить боевой опыт. Оказывается, иногда просто по улицам ходить опасно.
Петр отказывается говорить об участии в каких-либо громких делах последнего времени, объясняя это конфиденциальностью своей работы. Про неудачи же говорит спокойно:
– Не все дела удается раскрыть. Иногда люди уезжают на заработки в другой регион и словно в черную дыру проваливаются. В таких случаях я честно признаюсь родственникам, что ничем не могу помочь, к сожалению. Бывает, любовники замечают слежку, несмотря на все мои предосторожности. Но такое случается очень редко.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости