Новости – Люди












Люди
Особенности национальной езды

Во время заезда. Фото: Роман и Дарья Нуриевы
Как проходили соревнования «Ладога-трофи 2014» в Карелии
6 июня, 2014 07:20
13 мин
Российское бездорожье не ругал только ленивый. Но ленивые на трофи-рейды не ездят. Нынешними белыми ночами квадроциклы, внедорожники и самодельные прототипы в 18-й раз обогнут Ладогу. 1 200 км делают эти соревнования крупнейшими в России и заставляют завидовать иностранцев.
Стартуют с Исаакиевской площади Петербурга. Для городских зевак технику провозят по специальному подиуму. Затем старт. 31 мая гонщики достигли границы Карелии, а сегодня они уже под Видлицей, на другом берегу Ладоги.
Добрались не все. Организаторы кивают на небо:
– Природа внесла очень серьезные коррективы. За последние три недели натекло так, что лебедка уже стала родной. Те броды, которые были не больше чем на колесо, стали вообще непроходимыми, отсюда все эти объезды.
Недаром питерский подиум и лагерь у озера Таусъярви разделяет болото Неодолимое. Преодолевшие его переживают за французскую команду.
– А что с ними случилось? — спрашиваем усталого участника.
– Увязли. Машины оставили в болоте, пешком вышли. Созваниваются, хотят пригнать кемперы. Ладно, питаться-то они лягушками могут, но где-то ночевать надо, они же там в лесу.
Остальные съезжаются ночевать на луг. Команде тяжело обойтись только пилотом и штурманом: кто-то должен обеспечивать быт — подыскать место, установить палатки, приготовить ужин. Занимаясь готовкой, можно и не увидеть гонки. Мимо дымящихся котлов направляемся к латышскому флагштоку, под которым нашли демократичное решение проблемы.

В лагере готовят обед. Фото: Роман и Дарья Нуриевы
Мы две разные команды, но база у нас единая. Реально каждый едет за себя. Как я говорил организаторам, мы только спим вместе, — улыбается высокий худощавый латыш. Инд прекрасно говорит по-русски. — Два человека, из каждой команды по одному, делают лагерь. Ну и чтобы никого не оставить в обиде, сами меняемся между собой. Сегодня вот наш с Синди день. Мы решили, пусть лучше каждый по одному дню не увидит, зато увидит остальные все дни. Нас 11 человек на две команды. Кстати, один из нас 11-летний мальчик.
– Мальчик? А он что делает?
– Он не едет за рулем, но по карте уже шарит немножко. Бегает на точки, фотографирует и считает там, если надо.
– Конечно, у вас же квест. Важно не просто преодолеть трассу, но и найти в указанных местах зашифрованные цифры, так?
– Да, дали нам как-то формулу, чтобы подставить туда собранные на точках цифры с каждого дня. Мы, когда формулу записывали, перепутали знак деления с минусом. Когда эту ошибку поняли, прошло уже часа два. Могли приехать первыми, а приехали в итоге девятыми. Теперь взяли мальчика — у него свежее математика в голове!
– Как вы считаете, в чем вообще главная сложность соревнований?
– Главная сложность, как ни странно, — устроить быт. Видите, у нас отдельная машина с прицепом, все загружено. Это самое главное — чтобы вечером приехали все и можно было просто отдохнуть. Сели, покушали, выспались нормально. Мы едем сюда не как на соревнования, мы едем сюда отдыхать после зимней депрессии.
Пока участники отдыхают, в лагере дежурит собственная служба безопасности — мужчины в бордовых жилетах. Они следят, чтобы не было дебошей, краж и заторов. Все и правда культурно. Гонщики по соседству рассказывают о первом дне, угощают водкой, просят только стереть с диктофона их матюки. На поле заезжает фургон с надписью «Баня на колесах».

Бездорожье в первом базовом лагере. Фото: Роман и Дарья Нуриевы
– В Прибалтике есть подобные соревнования? — возвращаемся мы к латышам.
– Есть, но масштаб меньше. У нас они проходят день или два обычно.
– А сюда сколько раз уже приезжали?
– В «туризме» уже третий раз, в «спорте» ехал один раз.
– Это разные зачетные группы?
– Да. В «туризме» едут обычные машины. Среди технических видов спорта он из дешевых. У кого есть джип, просто сел и поехал. Только резину другую поставить и лебедку для подстраховки. Сейчас многие переходят в «туризм» — больше удовольствия получается. И проще, и мир видишь, интереснее. Новых людей легко привлечь, можно взять тех, которые вообще первый раз едут.
– А как вы тренируетесь?
– Никак. Самая лучшая тренировка — те маленькие соревнования, которые у нас проводят. Мы ездим на латвийские соревнования, эстонские, литовские еще. И тогда приезжаем сюда.
В лагерь съезжается все больше машин. Мы, наконец, замечаем прототип. Угловатая кабинка на тракторных шинах, крылья подпирают мощные рессоры, в кабине висят грозди проводов.

Ремонт самодельного автомобиля-прототипа. Фото: Роман и Дарья Нуриевы
– Что у вас за машина?
– Самоделка. Что там спрашивать, и так видно. Половина от трактора запчасти, половина от иномарок. В воде колесами гребет и так плавает: скорость небольшая, 4–5 км/ч. Сегодня довольно сложное болото было, половину пути пришлось рядом с машиной идти. Когда воды где-то по пояс, ей даже хуже приходится, чем остальным машинам — она всплывает и беспомощно повисает, колеса крутит. В открытой воде лучше идет.
– А как тренируетесь?
– На болота выезжаем. Они у нас в Твери рядом есть.
– Как вы считаете, в чем вообще главная сложность соревнований?
Механик не дает гонщику подумать:
– Дима, ты не угадал, дифференциал в порядке!
– Да? Шуруп все-таки развалился?
– Тебе повезло!
После этого диалога Дмитрий отвечает нам:
– Самое главное — машину не сломать!
Самая большая машина в лагере — оранжевый самосвал. Служба безопасности присматривает за тем, чтобы в нем оказывался весь мусор. А вот от грязи никуда не деться, и внедорожники застревают прямо у палатки руководства. Проходит еще одна белая ночь, и живописный луг все больше приобретает вид танкового полигона.
Посторонних в лагерь не пускают. На спецучастках, спрятанных в глубине леса, тоже нет зрителей, а есть зарегистрированные гости на собственных автомобилях. Например, спортсмены из Тулы:
– Мы с Костей на следующий год хотим поучаствовать, а сейчас приехали «на разведку». Вчера выехали, ничего еще не знаем, увязались за колонной трейлеров и приехали в лагерь. Организаторов не найти. Сидим, ждем, когда гонка начнется. До вечера прождали, а тут уже все с нее начали возвращаться. Так ничего в первый день и не увидели.
Прессу, чтобы увидела все, сажают в двойную кабину новенького Mercedes-Benz Unimog. Штурман хвастается, что по проходимости этот автомобиль уступает только гусеничному транспорту. Отъезжая, Unimog одновременно вытягивает застрявших посреди лагеря Mitsubishi Pajero и «Газель». Пробираемся к первому сегодняшнему спецучастку по узкой лесной дороге. Машина ревет, продираясь сквозь ветки. Гигант в гонке не участвует. В салоне шутят: «у носорога плохое зрение. Но при его весе и характере это не его проблемы». На встречные джипы мы смотрим сверху вниз. За очередным поворотом машин оказывается совсем много.
– Это старт?
– Нет, это то место, куда смогли доехать «пузотерки».
Достигнув спецучастка, Unimog высаживает нас прямо в грязь. Трибун, разумеется, нет. Пройдя по трассе, находим операторов в засаде. Впереди поворот, из-за которого машины должны вылетать на заболоченный участок дороги. Мы слышим звук мотора, дрожат верхушки деревьев, камеры целятся на красочный пейзаж, но гонщик сворачивает через кусты на съемочную группу. Все кидаются врассыпную. Когда на дорогу вдруг выезжает квадроцикл, все рады, потому что шансов у него нет. Но тот вовремя дает задний ход — и тоже в кусты. Журналисты волнуются:
– Ну хоть бы кто-нибудь утонул!

Квадроцикл форсирует очередную водную преграду. Фото: Роман и Дарья Нуриевы
Единственный добродушный человек в нашей компании — разговорчивый болельщик с банкой пива. Он из соседней финской Иматры. Говорит, что русский язык сложный, но он выучил, потому что живет в приграничном регионе. У его команды проблемы («масляный насос капут»), они чинятся в Финляндии и завтра вернутся.
– Вы часто приезжаете на «Ладогу-трофи»?
– Каждый год обязательно. Всю гонку, если машина не сломается. Наша машина — «гитлерваген».
– Что-о?!
– «Гитлерваген». Россияне так говорят. Ха-ха-ха-ха, — смеется он по-фински, с расстановкой. — А немцы говорят Geländewagen.

«Гитлерваген» знаменитого участника трофи — Турбодеда. Фото: Роман и Дарья Нуриевы
– А в Финляндии нет таких гонок?
– Нет. Одно- иди двухдневные, короткие есть. Природоохранники у нас такие, что нельзя. Здесь легче.
Гонка идет вокруг Ладоги, как ураган: мощными бамперами валятся сосны. Проход самых зрелищных участков, дюнного и пляжного, в этом году отменен из-за протестов экологов. Дюнам нашли замену. А вот GPS незаменим: боялись, что отключение наземной структуры отразится на его работе в России. В итоге, правда, напортачили сами.
– Это не уровень, ребята, — возмущаются бывалые, встречаясь с организаторами в лагере лицом к лицу. — Нас считают, извините меня, за лохов, которым можно дать погрешность 100 метров — и бегите ищите.
Находятся недовольные и самими заданиями. Но тут организатор умеет постоять за себя. Кому-то не понравилось, что пришлось ездить на отдаленную точку — маяк на Ладоге:
– Мы время теряем. Лучше бы поспали на два часа больше, — слышен женский голос из толпы.
– Понимаете, если мы сюда едем спать, то лучше ехать в Турцию или Египет. А если терять калории и что-то красивое увидеть, мы едем сюда.

Во время заезда. Фото: Роман и Дарья Нуриевы
– Ну вот мы как раз и ехали сюда посмотреть что-то красивое, а пришлось считать полоски на березках, — другой женский голос недоволен заданиями, которые нужно было исполнять на точках.
– Понимаете, ребята, когда я задаю вопросы типа «сколько помещений в доте?», возникают разночтения. Дот все посетили, а посчитали по-разному. Тогда я начинаю рисовать полоски или цифры на березе. Сразу претензии, что неинтересно, задайте нам вопрос. Я снова задаю вопросы — начинаются разночтения…
– А не надоедает каждый раз ездить вокруг Ладоги? — обращаемся к уже знакомому экипажу прототипа из Твери.
– Пока лет 5–10 ездишь, трассу меняют, она разная. А потом начинает повторяться. Мы в 2007-2008 годах все выиграли, и «Ладога» стала неинтересной после этого. Теперь вернулись.
С тем же вопросом подходим к знакомому «туристу» из Латвии.
– Я уже в прошлом году сказал, что, наверное, не поеду. Если те же самые люди, те же самые машины, уже неинтересно. В этом году поехал из-за того, что появилась новая команда. Еще я сравнил точки этого года и прошлого. Для сегодняшнего дня, может быть, пара точек только совпадает. Хотя и метка может быть другая уже на точке. Все постоянно меняется. Нет смысла ставить те же самые точки. Потому что если мы потеряем интерес, то мы не поедем, кто-то еще не поедет. Информация была, что, может, даже GPS не будет работать, так для нас это даже интереснее.
– В какое время заканчивается дневная гонка?
– Бывает, что приезжают после обеда, бывает — часов в восемь. Мы обычно стараемся не спешить. Приехали на точку, и если нравится, просто сидим, балдеем. Если что-то увидим интересное, смотрим.
– И что вас впечатлило у нас, кроме бездорожья?
– Мне вообще нравится Карелия, потому что тут очень меняется рельеф и объекты, которые мы смотрим. Старые финские церкви, мраморный каньон, водопады. В этом году снова будет объектом заброшенная кирха, куда надо забраться наверх, позвонить в колокол и посмотреть год его отливки. Была и в прошлом, и в позапрошлом году эта точка, я уже запомнил год отливки колокола — но мы все равно поедем туда, и залезем, и позвоним.
Мы познакомились в прошлом году с россиянами из деревни недалеко отсюда, ночевали одну ночь у них. Сейчас созвонились, поедем к ним опять. А на следующей неделе будем в месте, где снимаем обычно баню по-черному. Вечером приедем туда, отдохнем. Мы тут пробуем испытывать все, что можно, по максимуму. Это и есть то, что привлекает нас сюда.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости