Новости – Люди












Люди
Кандидатский максимум

Отсутствие больших денег на телеэфиры в итоге принесло кандидату Березкину симпатии избирателей. Фото: личная страница Эрнста Березкина в Facebook
Как оппозиционер Эрнст Березкин набрал на выборах главы Якутии почти треть голосов
19 сентября, 2014 07:56
7 мин
Прошедшие выборы главы Якутии названы одними из самых конкурентных в стране. Лидеру, кандидату от «Единой России» Егору Борисову, который занимает пост президента республики уже четыре года, досталось менее 59% голосов. Зато выдвиженец от оппозиционной партии «Гражданская платформа» Эрнст Березкин набрал 29,49%. К примеру, Алексей Навальный на выборах мэра Москвы в 2013 году получил 27,24%. Корреспондент «Русской планеты» попросила экспертов проанализировать предвыборную кампанию Березкина, чтобы понять, как ему удалось набрать почти треть голосов, по минимуму оплачивая телеэфиры.
– У меня не было огромного бюджета, чтобы покупать полосы в газетах и эфиры на телевидении, — признается корреспонденту РП Эрнст Березкин. — Это стоит слишком дорого, особенно учитывая, что многие издания вдруг резко подняли тарифы. Поэтому пришлось поработать ногами, дойти до избирателя. Встречи и беседы проводил я сам, мои доверенные лица и сторонники.
Стратегия личных встреч, возможно, не сработала бы во многих других регионах, где численность населения выше и проживает оно менее компактно. Однако в Республике Саха почти половина жителей — 46% — живут в столице региона, Якутске.
– Это в средней полосе России, которая состоит из множества небольших городов, нужно объехать их все, чтобы попытаться донести свое мнение до избирателей, — рассуждает в беседе с корреспондентом РП социолог Сергей Меркушев. — Учитывая короткий промежуток времени, отведенный на избирательную кампанию, сделать это почти нереально. Поэтому неизбежно придется транслировать свою точку зрения через СМИ. А в Якутии вполне реально поговорить с половиной заинтересованных лиц, не покидая столицы региона. Поэтому привлечение такого инструмента, как СМИ, становится не настолько принципиальным. Достаточно нанести несколько предвыборных визитов в такие города, как Нерюнгри, Мирный, Ленск, Алдан — и все или почти все избиратели республики охвачены.
От этой якутской особенности Березкин (как мог бы и любой другой кандидат на его месте) только выиграл.
– Кредит доверия у телевидения и печатной прессы в России традиционно невысок, — говорит корреспонденту РП культуролог Вадим Завадский. — Сказываются 70 лет, прожитые при СССР, когда с экранов и страниц газет говорили одно, а вокруг происходило совершенно другое. Поэтому у нас больше верят СМИ под названием «ОБС» — «Одна баба сказала». Сарафанное радио работает лучше, чем любая реклама. А предвыборным речам избиратели доверяют больше, если могут посмотреть в глаза кандидату, который их произносит.
Из отсутствия массированной рекламы в СМИ жители Якутии еще и сделали выгодный для Эрнста Березкина вывод: раз нет денег на дорогую агитацию — значит, никакие заинтересованные корпорации этого кандидата не финансируют.
– Россияне с подозрением относятся к любой политической фигуре, в положительный образ которой вкладываются большие деньги, — рассуждает социолог Сергей Меркушев. — Раз на пиар того или иного лица некто тратит огромные средства, значит, он рассчитывает со временем получить прибыль от своих вложений. Если на продвижение политика расходуются миллионы, значит, со временем ему придется вернуть «инвестору» миллиарды. Причем, естественно, не из своего кармана, а за счет ресурсов и экономики того региона, где он баллотируется и выигрывает. Работает и обратный принцип: нет дорогостоящей «предвыборки» — значит, никакая финансово-промышленная группировка за кандидатом не стоит. Он самостоятельная фигура, которой не придется выплачивать свои долги за счет жителей региона. К такому человеку доверия больше.
Эксперты говорят, нужно учитывать и то, что, не имея возможности покупать эфирное время и газетные полосы, Эрнст Березкин тем не менее постоянно присутствовал на телевидении и в печатных СМИ. За это заплатили… соперники.
– В Якутии явно переборщили с черным пиаром, — говорит «Русской планете» политтехнолог Даниил Яценко. — При повышенной дозе он может начать работать в пользу объекта, на который направлен, а не против него. Так и получилось. Государственные телевидение и пресса три четверти своего внимания уделяли очернению Березкина и лишь оставшуюся четверть — перечислению плюсов официального лидера Борисова. Зрители и читатели в итоге запомнили имя «негодяя» Березкина, а не «супергероя» Борисова.
– Кем только меня за это время не объявили, — подтверждает Эрнст Березкин. — Оказалось, что я и наркоман, и ярый националист, и республику хочу развалить. Всего не перечислить.
Политтехнологи, устроившие Березкину черный пиар, не учли еще одного обстоятельства: легко очернить человека пришлого, биография которого населению неизвестна. А Эрнст Березкин был министром финансов Якутии, заместителем председателя правительства, депутатом Ил Тумэна III и IV созывов. Он местный, и его помнят.
И «знакомое лицо», которое почти не появлялось в СМИ со своими новыми заявлениями, избиратели воспринимали по старой памяти. Портрет сложился такой: чиновник, ничем себя не запятнавший и — молодой. На 16 лет моложе своего основного соперника Борисова.
– 44 года — отличный возраст для политика, — говорит корреспонденту РП психолог Роман Ольшевский. — Ушли юношеский максимализм, резкость суждений. Пришли опыт и умение принимать взвешенные решения. После сорока политик не станет метаться из стороны в сторону, он станет последовательно проводить свою линию. Времени, чтобы добиться поставленных задач, у него хватит, активности и энергии тоже.
Березкину удалось еще и то, на что рассчитывают многие кандидаты от оппозиции, выстраивая свою агитацию. Он собрал протестные голоса. Некоторые избиратели, поставившие «галочку» в бюллетене за кандидата от «Гражданской платформы», фактически голосовали не за него, а против Егора Борисова. Протестное голосование признал даже сам победитель: «Высокий процент голосов за Эрнста Березкина говорит о стремлении некоторой части населения к переменам, и это будет учтено в дальнейшей работе», — заявил после выборов Егор Борисов.
Березкин, кстати, убежден, что реально он набрал не 29% , а намного больше.
– К сожалению, в Якутии применили ту же технологию, что и во многих других российских регионах — досрочное голосование, — объясняет проигравший кандидат. — Если раньше на выборах в Республике Саха голосовали 4–4,5 тыс. человек, то сейчас проголосовали почти 25 тысяч, и очень многие из них — досрочно. А бюллетени, полученные на досрочном голосовании, проконтролировать нельзя. Когда бюллетени с 3 по 14 число лежат на избирательных участках, нет возможности отправить наблюдателей на каждую УИК, чтобы они круглосуточно следили, что там происходит.
Сейчас предвыборный штаб Березкина собирает и комплектует материалы о нарушениях, допущенных в ходе выборов. Если вдруг это изменит результаты в пользу оппозиционного кандидата, то технология проведения его избирательной кампании вызовет еще больший интерес политологов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости