Новости – Люди












Люди
Каждый олень что-то означает

Абашевская игрушка. Фото: Алина Кулькова / «Русская планета»
Как обычные жители села Абашево делают знаменитые глиняные игрушки
24 апреля, 2015 16:10
7 мин
В небольшом селе Абашево Спасского района Пензенской области живут чуть больше 200 человек. Практически в каждом доме здесь продолжают старую традицию — лепят абашевские игрушки. Специально для этого в домах или даже на улице выкладывают печи, а материала на сельском глинище хватает и для тех, кто учился своему мастерству у дедов, и для новичков.
– Никто не помнит о времени возникновения промысла, — рассказывает председатель Абашевского сельсовета Ирина Герасина. — Еще на заре XX века старики говорили, что раньше практически в каждом дворе крутились гончарные круги, чадили печи для обжига изделий — горны, слышалась трель готовых свистулек. Именно тогда окончательно сформировался облик знаменитой абашевской игрушки: животные с длинными массивными шеями, небольшой головой, глубоко процарапанными глазками. А вот в коротеньких ножках сказочных существ проявился не только символизм мастеров (коротенькое — значит основательное, крепко стоящее на земле), но и практичность. Игрушки на базар носили в котомках, и, конечно, стройные длинные ноги в таких узелках ломались.
«Игрушечное» дело было поставлено на поток. Кустари собирались в артели. Одни добывали глину, другие занимались лепкой, третьи — глазировкой, а кто-то с обозом возил посуду, орлов на печные трубы, копилки и игрушки по долам и весям на продажу. Сформировались династии гончаров: Зоткины, Матвеевы, Малышевы, Блиновы, Еськины.
Кажется, что абашевские игрушки здесь повсюду. На подоконнике одного из домов стоит олень с золотыми рогами. Навстречу мне идет школьница с большим рюкзаком, в руках у нее свистулька в виде красивого белого лебедя. А под ногами вдруг вижу глиняный осколок от кувшина.
– Такого добра у нас много, — улыбается жительница села Галина Николаевна. — Вот что значит: все веками копилось. Старой глиняной посуды очень много.
Лепят абашевские игрушки в основном дома: либо поодиночке, либо объединяются в кружки.
Когда 25 лет назад в селе заработала Абашевская лаборатория, многие ходили туда заниматься. Руководителем стала Ида Калимуллина — художник, перебравшийся из Башкирии в Пензенскую область.
– Одно время я работала руководителем изостудии в Казани. Там мои ученики принесли мне книгу Геннадия Блинова «Чудо-кони, чудо-птицы», в которой было написано про абашевскую игрушку, — вспоминает Ида Сафиевна. — Так как я очень люблю народные промыслы, изучала их по всей России, изделия, которые делали абашевские мастера, меня очень заинтересовали. В 1984 году я приехала в Абашево, купила здесь домик и осталась, начала учиться мастерству у старейших профессионалов гончарного дела.
В 1990 году председатель колхоза передал помещение бывшего правления колхоза, а затем общежития под жилые квартиры и одно помещение под лабораторию Абашевской игрушки. За свои деньги Калимуллина провела в помещение свет, телефон, водопровод, сделала проект для газификации.
– Только посмотрите, как необычно выглядят абашевские игрушки, — она показывает фигурку барыни. — Видите, какая она красивая, целомудренная. А вот посмотрите на яркую филимоновскую игрушку. Это тоже барыня. Но души в ней, на мой взгляд, нет.

Ида Калимуллина. Фото: Алина Кулькова / «Русская планета»
В феврале этого года по приказу директора областного Дома народного творчества в лаборатории отключили газовое отопление, сняли и увезли газовый счетчик и печь для обжига творческих и учебных изделий из глины.
– Мне предложили перейти работать в здание сельской администрации или Дома народного творчества, которое находится в Пензе, — говорит Калимуллина. — Но мне такой вариант не подходит. Вы бы оставили свой родной дом? Вот и я не могу. Тем более, ездить постоянно в Пензу не получится. Из села до города добираться около трех часов. А в здании администрации протекает крыша, к тому же работать художники могут круглосуточно, а там это придется делать по расписанию. Для меня самым лучшим вариантом была бы передача здания Абашевской лаборатории в собственность. Можно было бы спокойно продолжать работать.
По словам Иды Сафиевны, пока ей приходится работать дома. Игрушки сохнут при комнатной температуре. Когда на улице станет теплее, их можно будет обжигать в земле.
– Но все равно нужна хорошая печь для обжига, — продолжает она. — Она удобна тем, что позволяет постепенно прибавлять температуру. Той, которая стояла в лаборатории, мы пользовались пять лет, стоила она 26 тысяч рублей. Думаю, на покупку новой понадобится не менее тридцати.
А печь необходима. Ближе к лету для знакомства с абашевской игрушкой приедут ученики одной из городских школ. Несколько дней они будут жить в палатках и учиться на мастер-классах у местных.
Некоторые местные жители уверяют, что могут заниматься народным промыслом и дома.
– Выйдя на пенсию, я решила научиться лепить абашевскую игрушку, — рассказывает жительница Абашева Татьяна Ермакова. — Несколько уроков взяла у Иды Сафиевны, а теперь работаю дома. У моих знакомых рядом с домом есть горн, в котором обжигают игрушки. Свои шедевры я им и отношу. Процесс изготовления игрушки очень долгий. Сначала на глинище нужно набрать глины, потом хорошо проморозить ее, например у меня она несколько месяцев лежала в погребе. Следующий момент: глину нужно размягчить в холодной воде, выбросить из нее весь мусор. Только после этого ей можно придать форму, просушить, обжечь и покрыть краской. За неделю у меня получается 40 небольших игрушек-свистулек.
По словам Татьяны Ермаковой, Абашево — село мастеров. Одна улица занимается лепкой свистулек, другая — горшков.
– Каждая игрушка что-то означает, — говорит она. — Олень символизирует гармонию с природой, собака с щенком — материнство, абашевская птичка олицетворяет мечту, медведь — силу и надежность.
Другой мастер, Екатерина Аникеева, из староверов. Промысел переняла у дедов и прадедов. Дома у нее стоит большая глиняная скульптура в виде орла, вокруг которого обвивается змея.
– Это знаменитый Василий Зоткин придумал, — говорит она. — Раньше в каждом доме такая была. Хотя традиционный размер игрушек — в ладонь. А окрашивали их в прошлых веках луковым взваром. Сейчас ему на смену пришли масляные краски.
Аникеевой предлагали крупно заработать на изготовлении игрушки — сделать 1000 штук за месяц для одного из московских музеев. Она отказалась: все здесь делают штучный товар и только в небольших количествах.
Но промышленное производство абашевской игрушки в России тоже есть — это фабрика в Спасске Пензенской области. Здесь не только производят глиняные изделия, но и проводят экскурсии и мастер-классы за 500 рублей с человека.
– Люди узнают все о производстве керамических изделий: от заготовки сырья до обжига их в печах, — рассказывает РП генеральный директор ЗАО «Абашевская керамика» Юрий Щербаков. — Им рассказывают об игрушке, о различных видах обработки и подготовки глины, изготовлении посуды, кашпо.
Самолепные игрушки авторы могут забрать с собой на память — неокрашенными. Отдельно можно попросить художников их расцветить, тогда готовую статуэтку хозяину вышлют по почте.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости