Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Эту традицию мы соблюдали еще в советские времена»

Как ногайцы из поселка Сулак поминали своих предков

Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Муса Мусаев / «Русская планета»
17 мая ногайцы из дагестанского поселка Сулак совершили обряд поминовения предков. Они читали молитвы, готовили хинкал, раздавали милостыню. А их земляки, проживающие севернее в Кизлярском, Тарумовском и Ногайском районах, провели обряд жертвоприношения. В качестве милостыни они раздавали мясо жертвенных животных. Корреспондент «Русской планеты» посетил кладбище и место приготовления хинкала — блюда, которым, согласно обряду, насыщали души покойных.
– Обычно ногайцы, как и все мусульмане, посещают могилы родственников во время Курбан-байрама. Тот же самый обряд, но уже с необычным этническим оттенком в майские дни совершает часть ногайцев, проживающих в междуречье Терека и Сулака, — говорит вице-президент конгресса тюркских народов и член высшего совета федеральной национально-культурной автономии ногайцев России «Ногай Эл» Янгурчи Аджиев. Вместе с ним мы отправились на поселковое кладбище. Ногайцы, проживающие в Кизлярском, Тарумовском и Ногайском районах Дагестана, отмечают эту традицию несколько по-иному. Они режут скот и раздают мясо как милостыню.
Как рассказал Янгурчи Аджиев, согласно историческим сведениям XIX века, 14 ногайских аулов в междуречье Терека и Сулака входили в вольное общество «Торгу ногай». Торгу — это нынешний поселок Тарки, где видимо ранее тоже проживали ногайцы. Сейчас народ исторически называемый «Торгу ногай» не владеет сельскохозяйственными землями. Поселок Сулак — единственный крупный населенный пункт, где живут ногайцы, которые не смешались с другими дагестанскими народами.
Сейчас состав населения в междуречье Терека и Сулака стал многонациональным, рассказывает Аджиев. В XX веке с гор на равнину переселились аварцы, даргинцы, кумыки, лезниги, лакцы. Многие ногайцы ассимилировались с этими народами. Мононациональных ногайских населенных пунктов осталось только два. Это Сулак и Новая коса.
17 мая сулакцы всем поселком ходили на кладбище. А через несколько дней на другое кладбище к могилам своих предков пойдут жители Новой косы.
На пустыре вокруг кладбища скопилось много машин и мотоциклов с колясками. Сулакцы съезжают с трассы и расходятся к могилам своих родственников, дедов, прадедов, а потом обходят могилы сельчан. Собравшиеся не ожидали, что сход на кладбище будет столь массовым. Ночью шел дождь, утром еще накрапывало. А днем дождь снова усилился. Тем не менее, было многолюдно. Проезжающие по трассе «Махачкала–Астрахань» автомобилисты удивлялись, с чем связано такое скопление людей.
Фото: Муса Мусаев / «Русская планета»
– Зов предков, — коротко объяснил свое появление на кладбище уроженец Сулака Салман-Хаджи Абиев. Он приехал из Нового Уренгоя, где много лет живет и работает. — Эту традицию мы соблюдали еще в советские времена, когда я был маленьким. Сельчане пришли к могилам предков. Посидеть, помолчать, пообщаться, угостить друзей, помолиться, чтобы всевышний воздал близким ушедшим в иной мир, — говорит Абиев и добавляет, что еще соскучился по родным местам.
Весна в этом году была дождливой. От этого трава стоит местами выше человеческого роста. Косить ее на кладбище не принято. Тоже мусульманская традиция. Не усердствуйте в уходе за могилами, говорится в священном писании. Люди стоптали траву, повалили колючки вокруг могил.
Женщины берут из пакетов рис, осыпают могилы, а проходящим мимо сельчанам раздают сладости. Это садака (милостыня). Затем они усаживаются возле могил и коллективно читают молитву. Кто-то из родни, знающий арабский, читает вслух с маленькой книжки, остальные вторят ему про себя.
Кладбище начинается со «свежих» могил XX–XXI веков. Здесь похоронены участники войн времен Золотой орды, Великой Отечественной войны, а также войн нашего времени. В первом ряду — могила сержанта полиции Абдул-Манапа Даудова, полицейского, который погиб от рук боевиков. На могиле исламский символ — звезда и полумесяц, родовой знак в виде буквы «Т», и орден мужества, которым он был награжден посмертно.
Даудов погиб в 2010 году, находясь в служебном УАЗе, который преградил путь автомобилю террориста-смертника. «Нива» с 50 килограммами тротила в багажнике пыталась протаранить ворота базы ДПС в Махачкале, чтобы проехать к плацу, где в это время личный состав выстроился на утренний развод. Там террорист замышлял взорвать бомбу. УАЗ с сотрудниками спецподразделения (СОБР), среди которых был Абдул-Манап Даудов, перекрыл дорогу «Ниве», машина взорвалась. Все шестеро полицейских, находившихся в УАЗе, погибли. Тем самым Абдул-Манап и его коллеги спасли жизнь десяткам полицейских, которые находились на плацу.
Вместе с Янгурчи Аджиевым мы осмотрели старое кладбище. Возле некоторых могил — зеленые знамена на высоких древках. Аджиев объяснил: флаг принято устанавливать, если во время похорон кто-то в небе увидел знамение.
Трава у старых надмогильных плит нам по плечи. Из травы поднимаются верхушки плит и головы памятников. Захоронены тут в основном знатные люди. На памятниках — отличительные знаки. На могильных плитах — головы погребенных, выточенные из камня-песчаника и надписи на аджаме (арабское письмо, приспособленное к языкам народов Дагестана — Примеч. авт.). Одни перекошены, на других время стерло надписи. Обычно местные жители надевают резиновые сапоги. Во время ходьбы по мокрой траве ноги быстро промокают. Однако с дождем нам, можно сказать, повезло: в засушливую погоду можно наткнуться на ядовитую змею — гюрзу.
По словам Аджиева, на мужских могилах надмогильные плиты подчеркивают человеческий силуэт: туловище, голова и, если совершил хадж, головной убор с повязкой. Плиты на женских могилах полукруглой формы с небольшими выступами. На каждой могиле — родовой знак. Судя по ним, ногайцы не однородны по происхождению и являются потомками многих племен. Эксперт показал могилы со знаками рода скотоводов, погонщиков верблюдов. Много могил было из рода воинов, с соответствующим знаком в виде кинжала. Среди ногайцев есть потомки кипчаков, асов, алан, найманов, булгар. В единую орду их объединил Ногай, один из полководцев Золотой орды. После его смерти более восемнадцати племен, входящих в ногайскую орду, проживавших на обширной территории, стали именоваться ногайцами. Часть ногайцев расселилась в Дагестане.
После посещения кладбища жители поселка и их родственники, приехавшие из других регионов России, устроили полевую кухню. Готовить принято недалеко от кладбища, чтобы насытить души умерших. Женщины развели костры и варили мясо в больших котлах. У каждой семьи или рода был свой костер, свой большой котел, в котором варилось мясо для хинкала из заранее заготовленной баранины и говядины. Женщины катали тесто на досках, резали на кубики и сыпали в котлы. Затем вареные хинкалики шумовкой доставали из кипящего бульона и подавали в тарелках. По вкусу к ним добавляются соусы, с томатом или и чесноком. И мясо подается отдельно. После трапезы, как принято у мусульман, снова читали молитву. Затем все произнесли по-ногайски «джан туйсум» — слова, означающие, что души умерших насытились, приняв садаку.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин