Новости – Люди












Люди
«Надо срочно укреплять правый берег»

В 1981 году во время наводнения жители по улицам Комсомольска передвигались на баркасах. Фото: kmslife.ru
Как Комсомольск-на-Амуре спасался от наводнений за всю свою историю
12 сентября, 2014 02:25
15 мин
12 сентября в Комсомольске отмечают годовщину стояния на Мылкинской дамбе — подвига солдат и спасателей, которые год назад, всю ночь, стоя в воде, защищали от волн Амура район с населением в 100 тыс. человек. Между тем, уже со дня основания Комсомольска специалисты говорили, что необходимо сильно укреплять берег для защиты от паводков. Историк Марина Кузьмина специально для «Русской планеты» собрала материал из архивных документов о том, как ликвидировали последствия всех наводнений в городе, начиная с самого первого.
«Болото»
Изначально город на амурском берегу в начале 1930-х годов строить не собирались. Речь шла о строительстве двух оборонных заводов с рабочими поселками: судостроительного и авиационного. И места выбирали с учетом специфики производств: судостроительному заводу нужна была закрытая акватория для строящихся судов, авиапредприятию — ровная площадка для аэродрома. Такую площадку удалось найти в районе села Дземги.
О выборе этого места и идет речь в докладе начальника строительно-монтажного управления постройки завода № 126 (авиационного) К.Р. Золотарева о начале строительства, направленном начальнику Глававиапрома Баранову от 1 июня 1932 года. Во многих книгах о Комсомольске написано, что наводнение 1932 года явилось для строителей полной неожиданностью. Для строителей — может быть, но не для Золотарева. В докладе Баранову он характеризует найденное место как «болото», отметив, что затопляемость участка в случае паводка «значительна». «Паводки такой силы бывают раз в 12–13 лет и кратковременны, однако вызывают необходимость проведения защитных работ для предохранения территории, занятой сооружениями производственного характера», — пишет начальник строительно-монтажного управления постройки.
Золотарев сразу обозначает проблему, которая встанет перед заводом, а значит, и перед будущим городом — защитные работы: «Почти от самого Пермского (лежащего в 9 километрах к юго-западу от площадки до Дземги) и несколько ниже еще километра на 2 — всего, следовательно, на протяжении 10-11 км — река Амур объединяет все свои многочисленные протоки в узкую (сравнительно) трубу шириной от 1800 до 1500 м (непосредственно против Дземги 1600 м), создающую во время паводков сильный напор воды…»
Из этого следовало, что если правый берег — это гористая местность, то вода, естественно, пойдет на пологий левый берег, где планируется стройка. Поэтому Золотарев хотел вернуться к первоначальному варианту строительства завода в районе озера Болонь (Амурский район Хабаровского края). Но потом выяснилось, что в текущую навигацию завезти туда материалы уже невозможно по срокам, и он вернулся в район Дземги.
Что касается места расположения завода на левом берегу Амура, Золотарев склонялся к тому, что завод должен стоять как можно ближе к реке — стратегически так было нужно из-за угрозы войны с Японией: «Чем ближе к воде будут расположены сооружения, тем меньше шансов на прямое попадание бомбы на территорию завода (бомбы лягут в реку, следовательно, только фугасные в этом случае смогут произвести какой-либо эффект, зажигательные же и химические не причинят никакого вреда)».
Соображения Золотарева нашли понимание у руководства Глававиапрома. Принципиальные вопросы были решены, но стройка почти не продвигалась. За три месяца что-то возвели по титулу временных сооружений и зданий и дорожно-дренажных работ.
И сентябрьское наводнение тут же разрушило построенное.
Из докладной записки председателя комиссии Далькрайкома ВКП (б) Минских о положении на строительстве завода № 126, направленной в Далькрайком 20 декабря 1932 года, следует, что план по «организационно-подготовительным работам и работам, необходимым для разворота основного строительства» за год был выполнен только на 25–30%.
Минских пишет: есть опасность, что строители завалят план 1933 года. Строительство переносят на четыре километра вглубь и начинают осваивать новую площадку. А оставленное место позже будет носить название Старой площадки.
По рассказам очевидцев, осенью 1933 года опять было сильнейшее наводнение. Само строительство оно не затронуло. Но так как все грузы на стройку — механизмы, оборудование, продукты, стройматериалы, лес — доставлялись только по Амуру и складировались на его берегу, пострадали именно они.
Переселить и уплотнить
Старая площадка в 1950 году была переименована в поселок им. Менделеева. Ниже по Амуру от него образовался совхоз Хорпинский — подсобное хозяйство завода № 126. Выше — заводской поселок Победа, примкнувший к поселку Парковому (бывший 3-й Силинский). Все они составляют левобережную часть города (Ленинский район), отделенную от правобережной части (Центрального района) рекой Силинкой, берущей свое начало в отрогах Мяо-Чана и впадающей в Амур.
В зависимости от обстоятельств Силинка может быть и мелкой речушкой, и бурным потоком, сметающим все на своем пути. Она принесла жителям Комсомольска, наверное, не меньше проблем, чем сам Амур.
Через реку еще можно было перейти из города в Дземги и, наоборот, по деревянным мосткам. Но ежегодные разливы Силинки на несколько месяцев прекращали сообщение.
Новый директор авиационного завода К.Д. Кузнецов неоднократно говорил о необходимости строительства моста через Силинку (и прилегающую к ней пойму) и дамбы. Наконец в 1937 году, на паях с судостроительным, авиационный завод построил деревянный мост через Силинку по Комсомольскому шоссе.
Вопросы о борьбе с наводнениями и ликвидацией их последствий постоянно входили в повестку дня городских властей. Так, в связи с большим подъемом воды в притоках и верховьях Амура и угрозой подъема воды в районе Комсомольска решением горисполкома № 367 от 29 мая 1941 года был создан штаб по борьбе с наводнением. Штаб получил право мобилизовать гребной и моторный флот всех хозяйственных организаций и частных лиц и людской состав. Руководители всех организаций, имеющих непосредственное соприкосновение с берегом Амура, были обязаны сформировать у себя тройки (чрезвычайные комиссии из трех человек — Примеч. РП.) по борьбе с наводнением. На Дземгах должна была быть создана отдельная тройка с теми же правами, что и у штаба по борьбе с наводнением.
В 1948 году весенний разлив Силинки подмыл берега и опоры центральной части Силинского моста на Комшоссе: произошла «деформация среднего полета с прогибом до 700 см». Возникла угроза не только обвала жилых зданий и хозяйственных сооружений, стоящих на ее берегах, но и обрыва на дороге. Горисполком принял решение: жильцов выселить и расселить, провести аварийно-восстановительные работы моста, а строительной организации ВСМУ-6 указано было работать в три смены. Промбанку — профинансировать работы.
Среди документов 1951 года, отражающих борьбу с наводнениями, есть решение № 290: о том, что «начальная школа № 2 затоплена наводнением. 200 учащихся три дня не обучаются. Подъем воды продолжается. Предоставить помещение ДОСАРМа (Добровольное общество содействия армии — Примеч. РП.) для временного размещения. Обязать и.о. председателя Центрального райисполкома и директора школы № 2 Чурилову перебазировать школу и 21 сентября начать занятия».
Житель Комсомольска-на-Амуре Владимир Меринов, который учился в начальной школе № 2 в 1958–1959 гг., вспоминает в беседе с РП: «Как только начиналось наводнение, нас переправляли в школу № 3, построенную в поселке Победа. А в 1960 году начальную школу вообще ликвидировали, всех детей перевели в школу № 3».
Согласно этому же решению горисполкома, было затоплено более 700 жилых домов. Положение было исключительно тяжелым. Руководители предприятий были обязаны уплотнить тех квартиросъемщиков, у которых оставались излишки площади или несколько комнат, и одиночек.
После каждого подтопления горисполком принимал решение «О мерах по ликвидации последствий наводнения». В частности, после наводнения 1951 года на восстановительные работы было выделено 300 тыс. рублей. Конкретно тресту Горзеленстрой, что находился на берегу Силинки, — 140 тыс. рублей, горкомхозу на ремонт моста — 15 тысяч, похоронному бюро на оправку могил на кладбище — 10 тыс. рублей. К слову, похоронное бюро было постоянным получателем финансов при любых наводнениях.
Жители, пострадавшие от наводнения, получили безвозмездную ссуду на общую сумму 80 тыс. рублей. Цемент, шифер, толь, провода раздали по организациям.
Не все поселки Комсомольска и близлежащие села могли противостоять ударам стихии. Валентин Берсенев, потомственный речник, вспоминал, как в 1956 году затопило село Чапаевку, которая находилась ниже Старой площадки. Два судна, «Сапсан» и «Варяг», на которых работали братья Берсеневы, вывезли жителей Чапаевки. Взяли баржи, погрузили весь скарб, скот и перевезли в село Вознесенское. Вода схлынула, но село восстанавливать не стали.
Аналогичная ситуация сложилась в 1957 году. В устье Силинки находилось несколько островов, на самом большом из которых располагался поселок Остров Затон. По рассказам комсомольчанки Лидии Смирновой, заселение островов началось еще в 1937 году. Дома были дощатые засыпные, потом появились рубленые. У всех островитян, числом около трехсот, было хозяйство. Все взрослое население работало на предприятиях города. Дети учились в городских школах. Зимой ходили по льду. В остальное время людей перевозили на лодке, которую выделял судостроительный завод.
По островному поселку было издано специальное решение горисполкома № 246 от 24 апреля 1941 года, в котором говорилось, что «в случае затопления островов, расположенных в устье р. Силинки вдоль Силинской протоки, обязать ответственных лиц организаций, суда которых будут расположены по протоке, оказать помощь населению поселка предоставлением судов».
В середине 1950-х годов острова стало затоплять периодически. Людей на это время переселяли на «материк». Наводнение 1957 года стало решающим. Вода поднялась до такого уровня, что были видны только крыши домов. А потом и дома, не выдержав напора воды, поплыли по течению. Людей снимали команды катеров. Больше на этих островах никто не жил.
В 1957 году пострадавшим от наводнения выдавалось временное пособие от 50 до 700 рублей. Только по двум решениям горисполкома в списках числилось 200 человек. Временное пособие в 1000 рублей было выдано инвалиду войны.
«Надо срочно укреплять правый берег»
Деревянный Силинский мост к этому времени уже отработал. Из решения горисполкома: «Полностью разрушен Силинский мост. Обязать начальника Комсомольского отделения ДВЖД т. Евдокимова организовать на 10 дней (сентябрь) движение поездов три раза в сутки от ст. Комсомольск до ст. Дземги. Начальнику пристани АУРПа т. Оленеву — от пристани до п. Победа не реже чем, через 1,5–2 часа». Очевидцы событий уточняют: в 1958 году на реке работала подвесная переправа, по которой можно было даже переводить скот.
А новый железобетонный мост через Силинку на Комшоссе был открыт в 1959 году.

Фотография велосипедиста тоже относится к 1959 году. Она взята из архива Евгения Хорошилова, бывшего первого секретаря Комсомольского-на-Амуре ГК КПСС, жителя Старой площадки.
– В 1932 году вся территория за велосипедистом слева, справа, спереди, сзади была площадкой строящегося авиазавода, — рассказывает Евгений Хорошилов «Русской планете». — Шоссе с уровнем отсыпки 7,5 метров, на котором на этой фотографии стоит велосипедист, в год основания завода еще не было.
Семья Хорошиловых жила в деревянном двухэтажном доме в 400 м от Амура. Именно на таком расстоянии от реки и начиналось строительство авиационного завода.
Начало 1960-х годов запомнилось наводнениями, которые сопровождались ливневыми дождями. Они нанесли большой ущерб сельскому хозяйству города. Главным совхозом считался Индустриальный, отделения которого были раскиданы по территории города, включая острова на Амуре. Свои подсобные хозяйства имело почти каждое промышленное предприятие города, не говоря уже о жителях частного сектора.
Согласно актам на списание, погибли посевы помидоров, капусты, картофеля, кукурузы и других сельскохозяйственных культур на площадях в 222,85 га, 907 га, 396 га. Амур унес 250 тонн сена.
Теперь уже крайисполком выделил подтопленцам материальную помощь в размере 70 тысяч рублей. Она выдавалась через предприятия, где работали пострадавшие, или через общественные организации, например, через общество ветеранов гражданской войны.
Среди архитектурно-планировочных заданий горисполкома, выданных проектировщикам на 1964 год, значились:
– оградительная дамба между озером Мылки и поселком Мылки (это та самая Мылкинская дамба, которая станет известна всей стране в 2013 году — Примеч. РП.);
– схема урегулирования реки Силинки от железнодорожного моста до устья.
То есть Силинкой решено заняться вплотную. Там, где Амур не может дотянуться до городской территории, властвует Силинка. Это северо-западная часть города. В зону «влияния» Силинки входят поселки Старт, Попова (радиоцентр), Чкалова, Силинский промузел.
С середины 1960-х неоднократно принимались решения о спрямлении русла Силинки, в районе поселка Чкалова, но, как видно из протокола от 18 августа 1972 года технической комиссии, возглавляемой главным архитектором города Владимиром Баевым, этого сделано не было. Из протокола следует, что разлившаяся Силинка затопила строящуюся база Су-2 треста Промреконструкция, деревообрабатывающий комбинат № 2, гравийный завод, подстанцию Западную, проезжую часть Северного шоссе и автодороги к гравийному заводу, а также частично территорию Октябрьского поселка. Закрывать Северное шоссе для проезда было нельзя. Поэтому приняли решение строить пруд-накопитель.
Но построен он не был. Поэтому через 30 лет появился следующий документ. В июне 1994 года заместитель начальника Главдальстроя В.М. Бойко доложил главе администрации города Владимиру Михалеву: «Подъем воды в Силинке нанес ущерб АО Комсомольскстройиндустрия и гравийному заводу. Затоплены: карьер по добыче гравия, карьерные дороги и огороды поселка Чкалова. Материальный ущерб составил 18 млн 605,7 тыс. рублей. Надо срочно укреплять правый берег…».
Укрепят берег только в 2007–2008 гг. стеной из сетчатых конструкций, заполненных камнем. Перед этим будут еще паводки 1981, 1984 и 1985 гг., также с подтоплением территорий и выплатами компенсаций пострадавшим.
От редакции: после наводнения 2013 года в Комсомольске-на-Амуре снова заговорили о необходимости строить новые защитные сооружения. Перспективный план уже есть, он ожидает решения по софинансированию из федерального бюджета в Минприроды.
В статье использованы материалы Государственного архива Хабаровского края и Комсомольского-на-Амуре городского архива.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости