Новости – Люди












Люди
Узкогрудость, близорукость, косолапость

Фото: ТАСС / Интерпресс / Виктор Бартенев.
Как изменилось здоровье челябинских школьников за последние 20-25 лет
20 февраля, 2015 11:07
15 мин
18 февраля Минобрнауки РФ опубликовало проект приказа о законодательном ограничении количества времени, которые российские школьники тратят на выполнение домашних работ по всем предметам. Если он будет принят, то ученики 2–3 классов будут заниматься после уроков не более 1,5 часов, 4–5 классов — 2 часов, 6–8 классов — 2,5 часов, а 9–11 классов — до 3,5 часов. Предполагается, что это поможет уменьшить нагрузку на здоровье детей.
«Русская планета» поговорила с челябинскими врачами о том, как изменилось здоровье школьников за последние 20-25 лет, и требует ли ситуация срочного вмешательства.
Александр Кривонос, невролог:
– Если говорить коротко, то со здоровьем у школьников стало хуже. В советское время различные формы неврозов фиксировались не более чем у 30% учащихся, сейчас — у каждого второго. Дети почти поголовно страдают повышенной возбудимостью, тревожностью или, наоборот, апатией. У них наблюдаются регулярные головные боли, беспокойный сон, отсутствует аппетит. Все это — симптомы нервно-психических заболеваний, развивающихся на фоне растущей нагрузки, недосыпания, на что жалуется половина моих пациентов. Крайне пагубно сказался почти повсеместный переход на шестидневную неделю, который лишает детей полноценного отдыха. Дополнительный фактор риска создают резкое сокращение времени пребывания на свежем воздухе и колоссальная нехватка физической активности. Попав в школу, дети почти перестают двигаться. Они все время сидят — за партой, за домашним заданием, а в качестве «психологической разгрузки» — за телевизором или за компьютером.
Отсюда и высокая скорость развития психических заболеваний: после первого года учебы в школе первые их симптомы начинают проявляться у 60–70% детей. Причем такие же результаты наблюдаются в элитных школах, где классы не перегружены, в них всего по 10–15 учеников, где есть сауны, бассейны, соляные комнаты для релаксации и прочие недоступные большинству удобства. Очевидно, что дело не в условиях школьного обучения, а в его режиме. Дети не могут без перегрузки усвоить необходимое количество материла. Учебные программы и методики не соответствуют возрастным и функциональным возможностям школьников. В итоге до 80% детей постоянно или периодически испытывают стресс от школьных занятий. Давление нарастает в старшей школе, когда ученики выпускных классов вынуждены заниматься с репетиторами или на подготовительных курсах из-за разницы школьных программ и требований, которые предъявляют к будущим студентам вузы. Повторюсь, что все это происходит на фоне гиподинамии, лишающей нервную систему нормальной разгрузки.
Поэтому мы и имеем троекратный по сравнению с 1990 годом рост статистики по эпилепсии, которая становится одной из актуальных проблем детской неврологии. Из-за этого в два раза выросло число инвалидов по психическим заболеваниям. По тем же причинам увеличивается число детских и подростковых суицидов, которые периодически принимают характер эпидемии. И что особенно важно, психические нарушения все время «молодеют». Предыдущее поколение на этом фоне выглядит эталоном психического здоровья.
Дмитрий Рябинин, ортопед:
– Ситуация с развитием у современных школьников опорно-двигательного аппарата, полагаю, наиболее критическая. За последние 20–25 лет количество костно-мышечных заболеваний, болезней соединительных тканей у детей и школьников выросло в разы. И переломить эту тенденцию не удается. За 11 лет обучения в школе статистика нарушений осанки возрастает в пять раз.
Причины очевидны. Если в советской школе физическому развитию детей уделялось достаточное внимание, то сейчас, безусловно, нет. Возврат норм ГТО, возрождение спортивных секций пока ощутимого результата не дали. Впрочем, наверное, и не могут дать — современные дети в принципе ведут малоподвижный образ жизни. Их родители после школы бегали по улице, а они сидят дома и общаются по скайпу. Поэтому даже если треть учебного времени отдать на физкультуру, это не изменит ситуацию.
Что мы имеем в итоге? Я уже не помню, когда последний раз видел у школьника правильно сформированный позвоночник. Слабые, едва намеченные мышцы спины просто не могут удержать его в правильном положении. Узкогрудость, сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия, косолапость, системные поражения соединительной ткани и скелета — прямой результат гиподинамии. Отдельно хочу отметить распространение болезни, о которой 25 назад мы знали только из учебников, — ювенильного артрита, превращающего детей в инвалидов.
Есть еще один аспект: в современных школах очень мало внимания уделяется правильному подбору мебели. Советский школьник с крепким мышечным скелетом мог просидеть за неподходящей для него партой шесть уроков без тяжелых последствий для здоровья. А для современных детей малейший дискомфорт опасен. Кроме того, школьники, особенно в младших классах, не должны носить тяжелые сумки и портфели, провоцирующие развитие сколиоза, который еще в XIX веке был назван «школьной болезнью». По-хорошему, нынешним детям вообще всем имеет смысл поголовно носить корректирующие корсеты, потому что собственные мышцы у них чрезмерно ослаблены.
Татьяна Макеева, офтальмолог:
– Тенденция к ухудшению зрения у школьников наблюдается много лет. Каждое последующее поколение показывает худшие результаты при тестировании остроты зрения, чем предыдущее. Во времена СССР это сперва объясняли тем, что дети слишком много читают, позже говорили, что они чересчур много времени проводят за просмотром телевизора. Сейчас во всем винят компьютеры и смартфоны. Во многом справедливо: рекомендаций, согласно которым ребенок не должен проводить за компьютером более 40 минут в день, никто не соблюдает. Ребенок работает за монитором и в школе, и дома, получая колоссальную нагрузку на зрение.
Каковы бы ни были причины, количество школьников, вынужденных пользоваться очками или линзами, стабильно растет. От близорукости на сегодняшний день страдает каждый третий учащийся. Она не только встречается в 10 раз чаще, чем в 90-е годы прошлого века, но и прогрессирует быстрее. По моему мнению, причина в том, что при СССР контактными линзами пользовались единицы, они не были доступны и распространены. Дети носили очки. А сейчас большинство родителей просят выписать именно линзы — они опасаются, что если ребенок будет ходить в очках, то его будут дразнить в школе, у него разовьются комплексы. Психическое здоровье волнует их больше физического. А о том, что при некоторых патологиях линзы противопоказаны в принципе, они не думают.
Если бы это было возможно, я бы выписывала детям линзы лишь в исключительных случаях. Дело в том, что покупать однодневные линзы — слишком большая нагрузка для семейного бюджета. А если используются более выгодные многоразовые линзы, то ни дети, ни их родители обычно не в состоянии правильно за ними ухаживать. Мало постоянно промывать линзы, нужно еще не допустить попадания в глаза влаги, пыли, которые приводят к инфекции. А в случае с детьми это почти невыполнимое условие.
Ирина Файзенберг, диетолог:
– По сравнению даже со своими родителями (я уже не говорю о бабушках и дедушках!) сегодняшние школьники — полуинвалиды, уж простите меня за категоричность. Очевидно, что каждый первый станет со временем нашим постоянным пациентом. Гастриты, дуодениты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, прочие заболевания желудочно-кишечного тракта есть практически у каждого. Причин, на мой взгляд, несколько. Во-первых, со времен СССР резко ухудшилось качество продуктов, которые доступны среднестатистической челябинской семье. Например, восстановленное молоко из супермаркета полезным для здоровья не является, а уж фрукты после их обработки для длительного хранения и вовсе токсичны.
Во-вторых, чтобы сэкономить, родители зачастую вынуждены кормить детей углеводами. Макароны, хлеб и печенье заняли место мясо и рыбы. Дети недополучают необходимые в этом возрасте животные белки.
В-третьих, мамы разучились готовить своим детям. Вы не поверите, но когда я расспрашиваю, чем каждый день питается семья и прошу перечислить все блюда, то очень часто не слышу, чтобы мамы упоминали суп. В каждой третьей семье сейчас супы не готовят. В советские годы такое было невозможно, супы варили в любой семье. К тому же, тогда почти не пользовались приправами — черный перец, лаврушка, и все. А сейчас все насмотрелись кулинарных передач и буквально засыпают еду экзотическими специями, готовят очень острые блюда, к которым привыкли во время отпусков, проведенных в жарких странах. Но там это — способ обеззараживания еды, а у нас — бесполезная и опасная привычка. Я уже не говорю о повальном использовании бульонных кубиков, соусов из пакетов и прочего. Повседневное употребление быстрозавариваемой лапши стало нормой в некоторых семьях, а это просто преступление, за которое нужно лишать родительских прав. Дети, которые так питаются, неизбежно будут страдать от дисбактериоза, анемии.
Наконец, изменились пищевые привычки детей. Даже если мама в семье готовит вкусную и полезную еду, ей крайне тяжело удержать ребенка от сладкой газировки, чипсов, сухариков и прочих ядов в привлекательной упаковке. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов растущее давление неблагоприятной экологии, приводящие к нарушению обмена веществ, и общую слабость иммунной системы современных детей. Причем все это — на фоне роста числа паразитарных заболеваний, способствующих развитию патологий пищеварительной системы. Поэтому на сегодняшний день мы и имеем печальную статистику, причем не только по заболеваниям пищеварительной системы. Дети с раннего возраста начинают страдать от болезней печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы. Сейчас камни в желчном пузыре и протоках нередко находят даже у детей четырехлетнего возраста! 25 лет назад такое невозможно было представить.
Александр Никончук, кардиолог:
– То, что произошло со здоровьем детей и подростков за последние 20–25 лет, нельзя назвать иначе, как катастрофой. Вот простой пример. НИИ педиатрии РАМН недавно провело исследование: у школьников 10–12 лет измерили эластичность сосудистой стенки. Как выяснилось, уже в этом возрасте у многих из них наблюдаются физиологические изменения, которые фактически неизбежно приведут к ранней смерти из-за сердечно-сосудистых заболеваний, от раннего инфаркта. Причина в том, что в столь юном возрасте они уже массово курят. Сказывается и раннее употребление алкоголя, преждевременное начало половой жизни. Если верить статистике, каждый десятый школьник старших классов систематически, не реже раза в неделю, употребляет спиртное. Ситуация усугубляется малоподвижным образом жизни и отсутствием элементарной культуры здоровья в обществе и в семье.
Организация обучения в школах сохранению здоровья также не способствует. За год, проведенный в первом классе, каждый четвертый ребенок успевает заработать отклонения в развитии сердечно-сосудистой системы. От нарушений кровообращения страдает каждый третий школьник, функциональные показатели организма снижаются. К моменту окончания школы почти у всех выпускников уже наблюдаются проблемы с артериальным давлением, начинают развиваться гипертония, атеросклероз, стенокардия. Раньше считалось, что это «возрастные» заболевания, которые появляются после сорока, не раньше. Ситуация парадоксальная: современные дети часто страдают от болезней, которые еще не проявились у их родителей! Если приплюсовать проблемы с осанкой, зрением, пищеварением и т.д., становится страшно за их будущее.
Ольга Михалева, педиатр:
– Современные школьники, если сравнивать их с их же родителями в детском возрасте, выглядят как представители другого биологического вида. Там, где должны быть мышцы, — у них жир. Причем не только у девочек. Раньше мужчины обзаводились животиком к сорока, а сейчас — к четвертому классу. К окончанию школы они просто физически неспособны пойти в армию — первая же попытка отжаться их прикончит. Мышечная сила у них на 10 килограмм слабее, чем у их родителей в том же возрасте. Отсюда «несчастные случаи» на уроках физкультуры и учебных сборах, когда дети не могут вынести стрессовую для них нагрузку, с которой с легкостью справлялись их родители. У каждого третьего наблюдается задержка полового созревания.
У девочек не сформирована нормальная детородная конституция. Им будет крайне проблематично выносить и родить здоровых детей.
При этом родители закрывают глаза на то, что половина школьников систематически пропускает уроки физкультуры. Более того, они добиваются освобождений для своих чад! Хотя, если разобраться, нет таких заболеваний, при которых физическая активность в принципе противопоказана. Родители не проводят выходные с детьми на природе, катаясь на лыжах или на велосипедах, зато поднимают шум по очень странным поводам. Например, неожиданно все ополчились на вакцинацию. Можно подумать, что в советское время детям прививок не делали. Но почему-то тогда от них никто не болел и не умирал, а сейчас именно вакцинация во всем оказалась виновата.
Современные дети чаще болеют простудами, ОРВИ, гриппом — до 6–7 раз в год. Они простывают от малейшего сквозняка, стали метеочувствительными почти в той же степени, что их бабушки и дедушки. Они массово страдают от аллергий, от ЛОР-патологий. У них намного чаще поражены почки, развиваются болезни мочевыводящих путей. Если разобраться, всего один «орган» их организма находится у лучшем состоянии, чем у их родителей в том же возрасте. Это зубы. Вот здесь да, прогресс налицо. Брекеты, качественные стоматологические материалы подарили школьникам голливудские улыбки. К сожалению, особенно улыбаться-то им и нечему.
Растет статистика по заболеванию туберкулезом. Продолжает распространяться ВИЧ. Неуклонно увеличивается число случаев развития сахарного диабета. 20–30 лет назад эта болезнь у детей встречалась в 20–30 раз реже. Все чаще школьники заболевают бронхиальной астмой, о которой раньше в этом возрасте страдали единицы. Ну, и конечно, пугает статистика по числу случаев детской онкологии. За 20 лет среди детей в возрасте до 14 лет она выросла почти в 4 раза, а среди подростков 15–17 лет — в 5 раз.
По официальной статистике, абсолютно здоров лишь каждый пятый первоклассник. К моменту окончания школы этот показатель уменьшается в восемь раз. Хроническими заболеваниями страдает более 70% выпускников. Главный педиатр России Александр Баранов приводил данные, что общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла за последние 10 лет примерно на 30%, а в возрасте от 14 до 17 лет — более чем на 60%. Цифры пугающие, но и они мне кажутся слишком оптимистичными. Если судить по моему опыту, то к окончанию школы у каждого старшеклассника накапливается не менее пяти хронических заболеваний. Одна надежда — что у родителей хватит здоровья, чтобы заботиться о своих больных детях.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости