Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Общество

Культурная контр-эволюция

Как в Перми возрождается фестивальная культура
Владимир Соколов
30 июня, 2015 16:50
12 мин
Экспозиция на фестивале «Белые ночи». Фото: Владимир Соколов / «Русская планета»
Культурная революция, начатая предыдущим губернатором Прикамья Олегом Чиркуновым, закончилась со сменой регионального руководства. Многие яркие события, составлявшие основу культурного ландшафта города, канули в лету.
Но несколько событий этого лета, организованных без бюджетных вливаний и по частной инициативе, наглядно продемонстрировали: общество берет управление городскими событиями в свои руки, становясь не только потребителем культуры, но и генератором.
Эксперты, осмысливающие эти процессы, тревожатся отсутствием единого управления событийным рядом. Его следствием они считают хаос, который приводит и к сумятице в головах горожан, и к ослаблению возможного эффекта от городских фестивалей.
А эффект, к слову, очень важный. По утверждению социологов, насыщенная культурная жизнь — главный фактор, определяющий удовлетворенность жителя городом и влияющий на его ощущение счастья.
Когда новый губернатор Пермского края Виктор Басаргин посчитал нецелесообразным продолжать дело своего предшественника, город почти одномоментно лишился ряда событий, благодаря которым о Прикамье знали за пределами региона и благодаря которым Пермский край включали в туристические справочники.
С улиц города исчезло несколько знаковых для культурной революции арт-объектов. В частности, знаменитые Красные человечки и Айкон-мэн, установленные возле здания Законодательного собрания региона. Символично, что вместо них, спустя некоторое время, появился знак в память о вручения Перми Ордена Ленина за достижения в промышленности.
В этом году отказались от фестиваля «Белые ночи». А также от музыкального фестиваля «Движение», который проводил продюсер Александр Чепарухин.
До этого власти официально отказались поддерживать международный гражданский форум «Пилорама», много лет проходивший на территории музея политических репрессий «Пермь-36». Ушли в небытие фестиваль современной поэзии «SlovaNova», фестиваль театра и кино о современности «Текстура», фестиваль стрит-арта «Длинные истории Перми», международный фестиваль театра для детей «Большая Перемена».
В Перми прошел фестиваль книг, путешествий и городской культуры «Гений места», организованный независимым книжным магазином «Пиотровский», туристической компанией «Валида» и рекламным агентством «Озон-дизайн». Следом за ним — фестиваль дизайна, музыки и еды «RedFest», который провели создатели уже ставших традиционными ярмарок «Red-market». Затраты на это событие его создатели окупали за счет платных входных билетов.
«Белые ночи». Фото Владимира Соколова // «Русская планета»
«Белые ночи» пользовались огромной популярностью. Фото: Владимир Соколов / «Русская планета»
Кроме того, в начале июля в Перми пройдет общественный городской фестиваль «После Пилорамы» — ответ на пустоту, образовавшуюся в гражданской жизни после сворачивания форума «Пилорама». Он тоже реализуется без бюджетных денег — на личные средства организаторов, за счет спонсорской поддержки и частных пожертвований, собранных на краудфандинговой платформе.
Череда альтернативных фестивалей заставила пермское городское сообщество начать переосмысливать происходящее с фестивальной жизнью в Прикамье. И выяснилось удивительное: несмотря на то, что несколько ярких событий вырвано из культурного тела города, в Перми на текущий момент за год проводится 54 (!) фестиваля. Начиная от знаковых и традиционных для Прикамья — Дягилевского фестиваля, «Флаэртианы» (документальное кино), «Камвы» (современная этническая культура), «Крыльев Пармы» (авиационный фестиваль), «Рок-лайна». Заканчивая малоизвестными — вроде фестиваля юмора «Планета смеха», фестиваля ручного ткачества «Весна. Кросна» и фестиваля красоты «Камские берега».
«Русская планета» приводит мнения нескольких экспертов на эту тему и их размышления о том, куда и как двигаться дальше.
– Насыщенная культурная жизнь рождает запрос на события, и это естественно. Ответ на этот запрос мы видим нынешним летом. Фестивальный ритм, некогда заданный, сохранился, — считает руководитель департамента менеджмента пермского отделения НИУ ВШЭ, специалист по территориальному маркетингу Ирина Шафранская.
Однако, по ее мнению, организаторы новых фестивалей совершают ошибки, которые необходимо анализировать, учитывать и корректировать. Первая — копирование не принципов, но шаблона. Так произошло с «Пермским калейдоскопом», который скопировал схему «Белых ночей», не переняв его принципы.
Вторая — когда фестиваль не трансформирует городское пространство.
– Такая трансформация обязательна. Это может быть физическая трансформация, а могут быть и новые смыслы, вложенные в старые локации. Если вновь приводить в пример «Пермский калейдоскоп», то была выбрана привычная площадка парка им. Горького, трансформации пространства не произошло, и, на мой взгляд, это плохо. Если трансформация не происходит, фестиваль не укореняется.
Третья ошибка — экономическая. Любое вложение — денег, времени, сил — должно приумножаться, считает Шафранская. Капитал, который мы получаем от фестивалей, не финансовый, но духовный — речь о воспитании культурой. В случае с тем же «Калейдоскопом», экономия финансов такую капитализацию убила.
– Очень хорошо, что Пермь в принципе начала говорить и обсуждать тему фестивальной жизни и реализации единой политики в этой сфере. Это выводит нас из многих городов России, которые на эту тему вообще не рефлексируют, — считает руководитель Центра прикладной урбанистики и социальный инженер Свят Мурунов.
По его мнению, сегодняшняя фестивальная ситуация в Перми — это разнонаправленное броуновское движение, эффект от которого, вследствие его хаотичности, будет значительно ослаблен.
– После того, как не стало фестиваля «Белые ночи», не произошло никакого диалога или осмысления произошедшего, — говорит Свят. — Как результат — дробление фестивальной жизни на местечковые события в попытках сохранить дух того супер-фестиваля. В итоге, такое ощущение, что сегодня в Перми целью многих событий являются сами события. Организаторы мыслят примерно так: если я это сделал, следовательно, я существую. Однако событие — это инструмент проявления и формирование идентичности. Большое число разных событий развивает эту идентичность фрагментарно.
По мнению Свята, сегодня у Перми накоплен богатый опыт организации «правильных и неправильных событий», теперь необходимо его проанализировать, упорядочить и перейти к проектированию единого событийного ряда, которое приведет и к оптимизации расходов, и к концентрации аудитории.
Еще, по мнению Мурунова, важно отходить от старой советской модели, в которой горожан все время развлекали, и переходить к модели вовлечения.
– Никто не объясняет людям, что они могут сами генерировать события, а не только быть их потребителями. Отсюда: маленькие локальные события вроде дворовых праздников — большая редкость, — считает эксперт.
Руководитель фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция» и основатель Музея советского наива Надежда Агишева проблему видит в том, что пермское общество сегодня не влияет на решения власти в отношении культуры. Мнение собранного при Минкульте общественного совета не учитывается, решения принимаются единолично, как следствие — и фестивальный разброд и шатание, и перестройка приоритетов с финансирования событий на финансирование учреждений, что, по мнению Агишевой, неверно и противоречит международной практике.
«Белые ночи». Фото Владимира Соколова // «Русская планета»
«Белые ночи». Фото: Владимир Соколов / «Русская планета»
– Вопрос не решен стратегически, — считает Надежда. — Основные принципы региональной культурной политики не сформулированы.
В этой позиции Агишеву поддерживает директор Центра «Пермкино» и организатор фестиваля документального кино «Флаэртиана» Павел Печенкин. Он, впрочем, настроен оптимистично и ожидает того, что единые принципы региональной культурной политики будут сформулированы. Уверенность в этом вселяют слова, сказанные президентом страны — о том, что культура важнее, чем «оборонка» и экономика.
– Разрабатывать культурную стратегию нужно не на год, не на два и не на пять лет. Это должна быть долгосрочная программа, которая не может меняться вместе со сменой губернатора, — считает координатор общественного фестиваля «После Пилорамы» Анастасия Сечина. — Был Чиркунов, и было одно направление. Пришел Басаргин, старое сравнял с землей и стал строить светлое будущее в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Придет следующий губернатор и что? Снова старое закатаем в асфальт, и с нуля будем строить новый, дивный мир?
По мнению Сечиной, единая региональная культурная политика, включающая в себя и единый фестивальный ряд, должна и может разрабатываться совестно общественностью, деятелями культуры и властями, однако власть при этом должна быть «адекватной».
– То, что происходит сейчас, не характеризует ее как адекватную, — уверена Анастасия. — Она с трудом идет на контакт, не стремится выстраивать диалог, не прислушивается ни к чьему мнению. Поэтому, на мой взгляд, решение сейчас одно — ждать смены власти, параллельно делая то, что в наших силах. И на этом этапе лучшее, что могут сделать чиновники — это не мешать появляться и развиваться частным фестивальным инициативам.
Анастасия пояснила: речь не идет о культурной анархии, а о принципе «протоптанных дорожек»: правильней прокладывать их там, где люди уже ходили прежде. Сегодняшние альтернативные «ростки» — это как раз те самые тропы, которые в будущем способны образовать единый фестивальный паззл.
– Есть прекрасная книга «Событийные города: культурный менеджмент и ревитализация городской среды» Грега Ричардса и Роберта Палмера. И очень жаль, что она в свое время не попала на стол авторам пермской культурной революции — они бы избежали многих ошибок, — сокрушается Андрей Попов, эксперт в области культурного планирования и экс-консультант Министерства культуры Прикамья. — Мы профукали свое счастье и не создали ни одного фестиваля, который могли бы экспортировать в другие города.
По мнению Попова, 54 фестиваля без единого центра управления превращают Пермь в «город с событиями», а необходимо стремиться к «событийному городу». В качестве примера Андрей привел единую систему организации фестивального ряда в Эдинбурге.
– Сейчас перед нами стоят два вызова. Вызов первый: добиться того, чтобы новые, появляющиеся альтернативные фестивали объединились, и чтобы из этого получился единый фестивальный ряд от городских сообществ. Вызов второй: создать единую городскую событийную программу и единую систему управления ею, — говорит Андрей.
В рамках это программы может выстраиваться несколько линеек: альтернативные фестивали, муниципальные и краевые, фестивали учреждений, полагает эксперт. Однако признает: эта задача — не для сегодняшней региональной власти.
– Аналитический датчик, проектный офис, образовательный кампус — вот необходимые составляющие центра управления городскими событиями. Но сегодняшняя власть не хочет брать на себя ответственность за создание этого центра, — подводит черту Попов. — Следовательно, все адекватные, активные и креативные горожане должны объединиться и самостоятельно создать его. Но кто выступит катализатором, зачинателем этого процесса? Я пока не знаю...
темы
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
12 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ