Новости – Люди












Люди
Игра по-крупному
Фото: Официальный сайт Playrix
Как играм, сделанным в Вологде, удалось стать одними из лучших в мире
7 февраля, 2014 15:44
17 мин
Работа с комфортом
В просторном холле компании светло. На синей стене возле секретаря надпись «Playrix», буква «R» похожа на маленького зеленого дракончика. Чтобы пройти за стеклянную дверь, меня просят надеть бахилы. Ведущий специалист по внешним коммуникациям и HR Мария Иогман объясняет, что компания делает все возможное, чтобы ее сотрудникам работалось комфортно, а некоторые из них любят ходить босиком, поэтому в офисе должна царить идеальная чистота.
Сам офис организован по принципу «open space». При этом занимает он семь этажей, а его общая площадь 2,5 тыс. м2. Сотрудников почти не видно. И не слышно — над мониторами царит тишина. Мария Иогман, чтобы не отвлекать никого от работы, говорит исключительно шепотом:

– Людей немного, сидят вольготно. Удобные рабочие места. Встречаться с партнерами и общаться по проектам можно в переговорных — на этаже их две. Есть и зона отдыха с маркерной доской для самовыражения. Можно написать какую-нибудь смешную мысль, порадовать своих коллег.
В здании несколько зон, приспособленных специально для отдыха, например библиотека. Книг в ней, правда, совсем немного — больше антуража в виде панелей, раскрашенных под книжные полки. Но Мария Иогман уверила, что свою библиотеку компания регулярно пополняет, просто книги находятся на руках у сотрудников.
На втором этаже столовая, безалкогольный бар и спортивный уголок с маленьким футбольным полем и настольным теннисом.
– Настольный теннис редко пустует, — говорит Мария Иогман. — Мы никак не ограничиваем сотрудников во времени отдыха: ушел, попил чай, поиграл в теннис, развеялся и с чистой головой вернулся к своим задачам. Не нужно думать о том, куда сходить пообедать. График работы у нас тоже свободный: мы просим сотрудников находиться в офисе с 11 до 16 часов, чтобы была возможность пересекаться с партнерами и менеджерами. В остальное время нас не волнует, где находится человек, сколько он работает. У всех есть четкий план на месяц, но все работают так, как им удобно: сегодня — пять часов, завтра — пришел в 7 утра и поработал подольше. Если человеку удобно доделывать работу в выходные или по ночам — это тоже возможно.
Все это, по словам руководства Playrix, направлено на то, чтобы творчество сотрудников приносило удовольствие потребителю — превращалось в добрые, красочные игры, в которых сможет разобраться человек любого возраста.
Сотрудники Playrix за работой. Фото: Алла Нивина.
Сотрудники Playrix за работой. Фото: Алла Нивина
– Уже довольно давно мы входим в десятку ведущих мировых компаний в разработке казуальных игр, — рассказывает Мария, — но сейчас мы уходим в мобильное направление, и наша аудитория стала еще шире. Телефоны и планшеты есть у школьников, молодежи, людей среднего возраста. И все играют.
Игры Playrix распространяются по всему миру: треть продается в США, треть в Европе, примерно столько же в странах Азии. На Россию приходится всего 5% от общего объема продаж. Поэтому любая новая игра выходит сначала на английском языке и лишь потом на русском. На другие языки игры Playrix переводят партнеры компании.
– Знание английского языка для ваших сотрудников является обязательным?
– Не для всех. Для сотрудников из отдела развития бизнеса обязательно, но может пригодиться и всем остальным. Поэтому мы организуем для работников бесплатные курсы английского языка — для саморазвития.
Всего в вологодском и череповецком офисах компании трудится около ста человек. Но есть еще специалисты, работающие удаленно, их несколько десятков. Среди них художники, программисты и веб-дизайнеры.
– Когда мы с ними переписываемся, иногда выясняем, что сотрудник сейчас не в Москве, а где-то на пляже, сидит с компьютером и делает для компании что-то классное, — говорит Мария.
Дмитрий Бухман — один из основателей компании Playrix, признает, что возникновение в таком небольшом городе, как Вологда, достаточно крупной IT-компании нетипично само по себе. Обычно подобные предприятия появляются в мегаполисах.
– Нетрудно заметить, что между городами возникает несоразмерный разрыв: можно взять один миллионник и три города по 300 тысяч жителей, и посмотреть, какое количество IT-компании там появилось — результаты будут несопоставимы, — говорит Дмитрий. — Вологда в три раза меньше любого города-миллионника, поэтому здесь совсем немного IТ-компаний — в основном филиалы московских. Из местных практически только мы. Зато здесь есть хорошие вузы, которые выпускают действительно сильных ребят. Наш город пару раз был представлен в финале международной олимпиады по программированию, что само по себе уникально.
Бухман подчеркивает, что хотя в Вологде есть кадры, необходимые для развития IT-сферы, его компания появилась здесь во многом по воле случая.
В 2001 году, будучи девятиклассником, Дмитрий вместе со своим старшим братом Игорем увлекся программированием: ребятам захотелось понять, что и как работает в компьютерах. Прослышав, что можно написать программу и продать ее через интернет, за летние каникулы братья написали свою первую игру.
– Страшненькую, — с ностальгической улыбкой вспоминает Дмитрий Бухман. — Потом последовала серия случайных совпадений, благодаря которым мы познакомились с интересными людьми из Москвы и Санкт-Петербурга. Показали им игру, и они предложили нам попробовать продавать ее на их сайте. Продаж было совсем чуть-чуть — буквально 50-60 долларов за первый месяц заработали, но тогда это казалось невероятным: как вообще можно что-то заработать через интернет? Зато пришло понимание, что можно сделать две, три игры, и деньги будут приумножаться. Это было начало, но прежде чем появился бизнес, прошло еще три года.
Компания Playrix появилась на свет в 2004 году и поначалу состояла только из Дмитрия и Игоря. Успех, по словам Дмитрия, пришел благодаря ориентиру на качество и стремлению сделать хитовый продукт.
– Игровая индустрия ориентируется на хиты, потому что хиты забирают 80% рынка, всем остальным остается 20%. Поэтому последние несколько лет мы стремимся к тому, чтобы наш продукт был максимально качественным. Мы не гонимся за количеством: считаем, что лучше сделать одну успешную игру, чем много средних, — подчеркивает Дмитрий.
Сегодня на форумах, посвященных играм компании, сотни людей ежедневно оставляют восторженные отзывы.

Впрочем, успешное развитие довольно быстро заставило компанию почувствовать, сколь ограничены кадровые возможности небольшого города. По образному выражению генерального директора, лет пять назад они «уперлись в потолок», но не растерялись, а стали активно искать сотрудников из других городов.
– Очевидно, что большой город предоставляет много больше возможностей в плане поиска специалистов — это данность. Но и конкуренция там намного выше. В Москве и Санкт-Петербурге работают не только российские, но и иностранные компании, которые точно так же борются за кадры. Набирать людей в Москве уже довольно сложно — столичные зарплаты не все готовы платить, поэтому стали привлекательны регионы. Некоторые компании открывают офисы в Минске и Киеве — специалистов там много, а расходы на них совершенно другие, — рассказывает Дмитрий. — Если же вам повезло что-то создать в маленьком городе, то у вас появляются свои преимущества. Вы создаете уникальное предложение, которое дает возможность собрать команду, потому что люди чувствуют эту уникальность. У нас немало сотрудников, которые переехали в Вологду, чтобы устроиться в нашу компанию.
По оценкам Playrix, оплата труда специалиста в столице и регионе может отличаться в разы, хотя в уровне профессионализма между ними разницы нет.
В этом году Playrix завершит последние проекты для персональных компьютеров и окончательно переведет свои разработки под мобильные платформы.
– Это мировой тренд, но не потому что так модно, а потому что новый рынок дает больше возможностей для развития. Он намного больше по обороту и разнообразнее рынка ПК, к тому же очень быстро растет, потому что в игры на мобильных устройствах играют люди всех возрастов и интересов. Многие российские компании пытаются успеть сесть в этот поезд, а сделать это уже непросто. Уже сейчас на рынке более миллиона приложений и сотни тысяч компаний. Там будут представлены продукты на самые разные вкусы, но наша компания по-прежнему ориентирована на массовый продукт. Рынок казуальных игр, которым мы занимались раньше, имел конкретную аудиторию, в которой доминировали женщины старше 35 лет. Сейчас мы стремимся сделать игру, которая интересна всем — и молодым, и пожилым, и женщинам, и мужчинам, а это сложно. Мы хотим, чтобы наш бренд всегда ассоциировался с самыми лучшими и самыми успешными играми.
На вопрос корреспондента «Русской планеты», много ли российских компаний смогло добиться успеха на мировом рынке, гендиректор отвечает, что игровая индустрия разнообразна, имеет множество направлений, и везде успехи российских разработчиков можно оценивать по-разному. Этот бизнес в России начал развиваться в 90-х годах, то есть много позже, чем в западных странах. Отставание изначально было достаточно существенным.
– С тех пор прошло много времени, но я не готов все однозначно оценивать. Мое личное мнение: в данный момент IТ-сфера — одна из интересных индустрий, где российские компании способны конкурировать с компаниями из других стран на мировом уровне. Но таких немного. Гораздо больше разработчиков ориентировано на внутренний рынок, который тоже достаточно большой: работая на нем, можно неплохо жить, что многие и делают, — рассуждает руководитель Playrix.
– Можно ли сказать, что сегодня отставание стало намного меньше, чем, например, десять лет назад?
– Нет, нельзя так сказать. В некоторых областях оно стало таким, что никто уже не собирается никого догонять. К примеру, в России практически не осталось компаний, которые занимаются консольными играми. Но игровая индустрия не стоит на месте. Рынка игр для смартфонов и планшетных компьютеров раньше не было, и у российских компаний есть возможность добиться хороших результатов, — говорит Бухман и, улыбаясь, добавляет. — У нашей компании результаты хорошие.
Правда, оценить, сколь велика аудитория у игр Playrix, директор затрудняется. Некоторые способы их распространения не дают точной статистики, показывая лишь количество инсталляций, которое достигает десятков миллионов. Но Дмитрий уверен — в игры его компании каждый день играют более 2 млн человек.
Как уже говорилось, все встречи в компании проходят в переговорных, которые есть на каждом этаже. Гейм-дизайнер Дмитрий Семенов, программист Дмитрий Яковлев и дизайнер Александра Ржаницына ждут меня в одной из них ровно в назначенное время. Оба Дмитрия работают в компании пять лет.
– Я работал в таких структурах, которые требуют от сотрудника полного подчинения. Когда пришел сюда, это был какой-то взрыв впечатлений, эмоций и всего остального, — вспоминает Дмитрий Семенов. — Гибкий график, бонусы и льготы — все произрастает из отношений. Больше всего именно отношение поразило — к людям, работе и продукту. Оно очень сильно отличается от привычного.
– Отличается культурой, атмосферой, желанием приходить или не приходить на работу, — перебивает его второй Дмитрий.
– Желание не приходить появляется?
– Не появляется, — заверяет программист. — Мы делаем игры, которые развлекают миллионы людей. Это круто — читать комментарии после выхода игры, как она людям нравится.
Александра пришла в компанию сразу после института, чуть менее двух лет назад.
– Я общаюсь с людьми, которые работают в других фирмах. Условия отличаются. Наши сотрудники вдохновлены своей работой. К ним можно подойти, спросить совета, обсудить новинки и технологии — это общение очень ценно.
В Playrix около десяти сотрудников, которые, как и Александра, пришли сюда сразу после учебы, не имея опыта работы. Дело в том, что компания ищет не столько опытных, сколько целеустремленых людей, которые могут влиться в уже сложившийся коллектив и способны выполнять поставленные задачи. В Playrix постоянно стажируются от трех до десяти человек. Александра Ржаницына, тоже когда-то прошедшая через этот отбор, сейчас сама обучает двух стажеров.
– Чтобы угнаться за коллегами, нужно отвечать за свои действия, дисциплинировать себя, планировать свой день, — говорит Александра. — Появляется ответственность.
– Перед релизом игра выходит в бета-версии: на тест для небольшого количества людей, — рассказывает Дмитрий-программист. — Мы смотрим их комментарии — что нравится, что нет, разбираемся, «попали» ли в аудиторию. Вторая игра, над которой я здесь работал, — «Именем короля 2» — уже была почти закончена, но мы переписали ее практически полностью, потому что к моменту выхода устарела ее игровая механика. Потратили полгода, зато она стала намного лучше.

В итоге игра в 2011 году попала в десятку лучших приложений в американском, английском и французском AppStore и еще в тридцати других по всему миру.
– Я уже потерял счет призам, которые мы получаем, — улыбается Дмитрий Яковлев.
– По всему видно: мы даже не выросли, а стартовали куда-то вверх, — подхватывает мысль тезки Дмитрий-дизайнер. — Из тех двадцати человек, с которыми я начинал работать, мало кто остался. Одни не успевали за тенденциями, другим было неинтересно развиваться в этом направлении. Сейчас коллектив стал моложе и активнее.
За это время другими стали и игры: по словам сотрудников Playrix, не такими «наивными», как раньше. Сотрудники компании постоянно держат руку на пульсе — играют в игры конкурентов, чтобы следить за новшествами и не застаиваться.
— Конкуренты тоже не дремлют. Рекрутеры из игровых компаний пишут постоянно, — признается Дмитрий-программист. — Но пока не было настолько интересных предложений, чтобы задуматься об уходе.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости