Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Почему у них есть, а у нас нет?»

«Русская планета» узнавала, как две девушки без всякой поддержки взялись подтянуть в республике русскую традиционную культуру
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Наталья Кузнецова
Уже больше года уфимцев приглашают на необычный праздник — уфимскую вечерку. Не вечерках участникам предлагается облачиться в русские национальные сарафаны и рубахи, водить хороводы и тешиться давно забытыми народными забавами. Точно как делала русская молодежь много веков назад в деревнях и селах. С каждым месяцем горожан, которых это привлекает, становится все больше. «Русская планета» выяснила, зачем участники уфимских вечерок хотят поднять уровень русской традиции если не до уровня башкирской и татарской, то хотя бы марийской, чувашской или украинской.
Одеты не все
На входе в клуб «Грань», где проходит очередная вечерка, корреспондента «Русской планеты» встречает девушка из русского прошлого. 22-летняя Дарья Петрикова при полном параде. На ней — свободного покроя блуза, длинный сарафан, в волосах несколько разноцветных лент, а на шее — несколько ниток бус. Дарья — организатор и ведущая вечерки. По ее словам, «просто помешана на русском фольклоре».
– К сожалению, так, как я, пока одеты не все, потому что мало у кого из участников есть народные костюмы, — говорит она. — Но желание выглядеть так же у них есть однозначно. Честно говоря, когда я задумала проводить вечерки год назад, у меня был страх, что такой формат праздника окажется невостребованным, что люди посмеются и не придут. Однако прошел год, и я вижу, что мои опасения были напрасными: люди не только приходят, но и шьют костюмы.
Первая уфимская вечерка состоялась в июле прошлого года. Идея пришла Дарье и ее подруге в стенах педуниверситета. Преподавательница не только рассказывала студенткам о том, как проводили вечерки на Руси, но и организовала практические занятия. И девушки решили продолжить. Первые несколько вечерок прошли на одной из полян в городском лесу (у организаторов не было помещения). Поначалу на русские народные встречи приходили сверстники Дарьи, около десяти человек. Сейчас число участников выросло: даже в нелетние месяцы на вечерку приходит 40–50 человек. Возрастной состав тоже изменился, теперь участникам от 9 до 60 лет.
– Люди приходят разные. Некоторые девушки, например, из клуба русского рукоделия, кто-то просто натыкается на нас в соцсетях, кто-то знакомится на крупных мероприятиях, куда нас приглашают, есть активисты общественного движения «Русские пробежки», — рассказывает Дарья, — Все, что есть в городе и регионе в плане русской культуры, создано больше для решения политических, религиозных задач. А мы вне политики и религии. Наша цель — восстановление русских традиций.
По словам Дарьи, на вечерки они приглашают всех желающих, независимо от национальности и вероисповедания. Но особое национальное чувство все-таки сквозит в ее словах.
– Я понимаю, что у нас республика многонациональная, но хочу сказать, что именно качественных русских фольклорных организаций в регионе не хватает, — почти с обидой произносит девушка. — Они, конечно, есть, но не на том уровне, как, например, башкирские или татарские организации. У нас есть марийская, украинская, чувашская воскресные школы. А сохранением русского фольклора, традиций качественно не занимается никто. Закономерно возникает вопрос: «Почему у них есть, а у нас нет?»
«Клубы и дискотеки — пустое времяпрепровождение»
Пока Дарья рассказывает о задачах вечерки, в танцевальном зале собираются участники. Большинство пришли сюда не в первый раз и заметно, что уже пытаются соответствовать обстановке, хотя и не имеют пока костюмов. Почти все девушки и женщины в длинных юбках. У кого-то волосы заплетены в косы, другие дополнили образ этническими аксессуарами. Встречаются, впрочем, и контрасты, никак не вписывающиеся в традиционный русский образ. Например, у 19-летней Анны Захаровой волосы выкрашены в синий цвет.
– Мне нравится так выглядеть, мне кажется, это креативно, — говорит Анна. — Кроме того, я люблю рок, пою. А что привлекает меня здесь? Что-то меня потянуло сюда, к народной культуре. Вообще я считаю, что очень важно помнить свои корни, сохранять традиции.
За столом в углу зала 17-летний Егор Анохин играет на балалайке.
– Балалайка — не первый инструмент, который я освоил, — говорит Егор. — Уже играю на гитаре и флейте. На балалайке начал играть случайно: знакомая отдала ненужный инструмент, который хранился где-то в сундуках у ее родственников. А вообще у меня мечта освоить все струнные инструменты.
Егор уверен, что вечерки интересны в духовном плане:
– Ведь здесь приобщаешься к своим корням. А в клубах, на дискотеках мне, честно говоря, неинтересно. Это какое-то пустое времяпрепровождение.
Хоровод — не только хождение по кругу
Когда все в сборе, участники встают в круг, и начинаются игры и хороводы. Новичку они могут быть в диковинку. Необычно по меркам современного русского языка звучат даже названия: Одеянка, Моргала, Крутуха, Заметелица. На самом же деле, как объясняет Дарья, все это было очень популярно в русских селах, но сегодня забыто или получило другие формы. Например, игра «Яшка и Машка» чем-то напоминает жмурки: парню, стоящему в центре круга, завязывают глаза и он ловит бегающую по кругу девушку, которая откликается на его вопрос «Машка, ты где?».
– Очень часто было, что одна и та же игра в разных регионах называлась по-разному, — рассказывает Дарья. — Например, «Машка и Яшка» где-то называлась «Анюта, я тута», «Барин и крестьянка». Если говорить о хороводах, то даже сама форма несла в себе какой-то смысл. В народе бытует убеждение, что хоровод — это непременно круг. А мы сегодня вот Одеянку (движение в хороводе организовано по православному кресту. — Примеч. ред.) водили, она на типичный хоровод совсем не похожа.
«Чтобы каждый знал, когда можно вечеровать»
Наградой в некоторых играх является поцелуи. Однако, поскольку среди участников люди самых разных возрастов и к тому же незнакомые, организатор разрешает заменять настоящие лобызания «фольклорным поцелуем»: нужно приблизиться щекой к щеке другого человека и причмокнуть губами.
40-летняя Юлия Дюкчубаева рассказывает:
– Я пришла сюда с 11-летней дочерью, прежде всего воспитательных целях, поскольку здесь все культурно, это здоровый досуг (на вечерках — табу на спиртное), но и сама получаю огромное удовольствие. О вечерках мы узнали на фестивале «Трезвая Россия», потом начала искать по интернету, есть ли в Уфе что-то подобное Я, правда, марийка по национальности, но организаторы никаких ограничений тут не делают.
Под конец вечерки за чаем Дарья сообщает участникам о своих планах. Открываются теоретические курсы, на которых первым делом начнут учить шить традиционную русскую одежду для вечерок.
– Задача-минимум для нас — сшить костюмы и вывести вечерку на уровень города, — говорит Дарья. — Знаете, как в любом общежитии, например, всем известно, в каких клубах и по каким дням бесплатные вечеринки. Вот и для своего клуба я хочу такого понимания: чтобы каждый уфимец знал, что два воскресенья в месяц мы ждем его вечеровать.
Задачей-максимум для себя и единомышленников организатор русских посиделок Дарья Петрикова считает создание в Уфе центра русской культуры. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин