Новости – Люди












Люди
«Плохие дороги — наш хлеб»

Дорожные рабочие кладут асфальт в режиме цейтнота. Фото Зинаиды Макаровой.
Как чинят дороги в Братске
16 июня, 2014 13:41
8 мин
На братских дорогах с каждой весной становится все больше ям. Только отремонтированным в прошлом сезоне трассам, снова требуется «дорожный десант». Начала дорожных работ горожане ждали с самой весны. Корреспондент «Русской планеты» отправилась латать ямы в асфальте вместе с сотрудниками «Дорожной службы Братска».
Лопатой туда, лопатой сюда
Улица Курчатова одна из самых длинных в Братске. Рассекая весь город, одним концом она выходит к Курчатовскому заливу, другим — пересекается с федеральной трассой. Здесь-то и находится самый загруженный, а потому и сильно разбитый участок. Дорожники еще неделю назад наметили участки для заплаток и частично нарезали карты — прямоугольные выбоины в асфальте. Но внезапно начались дожди. В течение нескольких дней автомобилистам приходилось преодолевать этот «распаханный» отрезок дороги на самой минимальной скорости. В Братске, где машин не так уж много, появились пробки.
– А что делать? В дождь же какая укладка? — оправдывается дорожный рабочий Виталий Лещёв. — У нас же тут всем известно, климат резкоконтинентальный. Может полдня жара быть, а с обеда дождь лить без устали. Если пневмонабрызгом в мелкий дождик еще как-то можно щели залеплять, то заплатки под дождем никак нельзя — не схватится.
На оговоренное заранее место, где должны работать дорожники, я прихожу к 9 утра. К этому времени уже четверо рабочих орудуют лопатами — из свежевырезанной карты выгребают крошки старого асфальта в погрузчик. Виталий рассказывает мне технологию штопки асфальта.
– Сначала маленький трактор «Bobcat» вырезает фрезой прохудившееся место в полотне, а мы следом это крошево собираем в другой «Bobcat» — погрузчик. Сложная работа? Да не сказал бы. Это же далеко не все, что мы делаем. Сперва лопатой из ямы в погрузчик, потом лопатой же, но уже оттуда — сюда. Тяжело первое время с непривычки. А еще, когда жарко, вот тут настоящий ад. Снизу горячий асфальт, сверху — солнце жарит. И от пекла этого никуда не спрятаться. А так — что сложного? Маши лопатой, да маши.

Выдувальщик и поливальщик
Июнь выдался дождливый, и по прогнозам синоптиков, настоящего лета в ближайший месяц мы так и не дождемся.
– В день можем уложить несколько сот квадратных метров, — говорит мастер предприятия Нина Котлярова. — В положенные сроки уложимся.
Мастер немногословна и явно относится к журналисту с недоверием. Дорожники, поясняет Виталий, привыкли, что в газетах и по телевизору их практически никогда не хвалят. Если речь про дороги — то непременно с каким-то негативом.
– Весной, например, разбитые дороги — это самая актуальная тема. Как надо привлечь зрителя к телевизору — так они про дороги говорят. Даже если говорить про них особо нечего. Сначала говорят: «Вот, все разбито, посмотрите, как все плохо». Потом говорят примерно так: «Дорожники пообещали начать ремонт со дня на день, скоро начнут, ждите». На следующий день говорят: «Ах, они… не начали ремонт, как обещали!». А мы же тоже не спонтанно идем и работаем. Сперва надо дождаться, когда вода сойдет, провести осмотр, выбрать самые нуждающиеся в ремонте дороги. Потом пока все документы оформят, пока деньги получат — это же тоже все не за минуту делается.
Как только вырезанный карт освобождают от крошки старого асфальта, за работу берется «выдувальщик». Сергей держит аппарат для выдувания как школьник свой ранец — на одном плече. В ранце гудит мотор, ассоциируя дорожника с мультяшным Карлсоном.
– Мы это называем пылесос, — рассказывает про свой агрегат дорожник. — Но он не втягивает, а наоборот — выдувает. Выдувает из карты пыль и мелкие частицы. Пока все пройдешь — пылью надышишься.
Следом идет «поливальщик», который промазывает яму битумом. После, приготовленное отверстие засыпают с машины-дозатора свежим асфальтом, разравнивают и прессуют катком. Все это происходит быстро — важно, чтобы асфальт не остыл. От этого зависит прочность заплатки.
Мастер Нина Котлярова втыкает электронный термометр в только что привезенный асфальт. На экране высвечивается цифра 155.
– Это хорошо или плохо? — интересуюсь я.
– Температура вполне приемлемая, — отвечает мастер. — Асфальт с завода выходит с температурой 160 градусов. Всего 5°C потери — очень неплохо.
Пора капиталить
К полудню улицу длиной, примерно, в километр «чистильщики» проходят почти полностью. Та часть бригады, которая укладывает асфальт — отстает ровно на столько, на сколько необходимо времени для «вдумчивого» заливания фрезерованного отверстия битумом.
Нетерпеливые автомобили умудряются лавировать вокруг рабочих, укладывающих и ровняющих асфальт, объезжая слева и справа. Интересуюсь, не было ли случая, чтобы рабочие задели машину лопатой или наоборот, какой-нибудь лихач не толкнул рабочего.
– Не-е… Такого никогда не было, — говорит один из дорожных рабочих, троекратно сплевывая через левое плечо. — Нет, ну все же и водители смотрят, чтобы не задеть, и мы остерегаемся, чтоб резко в сторону не шагнуть.
Каток раскатывает третью заплатку, когда работники объявляют перекур. Вообще, рабочий день здесь не регламентирован, перерыв на пару минут можно и не найти до самого конца улицы. Сейчас у них цейтнот, должны были закончить еще в мае, но были дожди.
– Вот, в субботу перекидали по 50 тонн асфальта, но иногда бывает и побольше, — говорит Виталий. — У самого машины нет, все не удается никак заработать, с двумя детьми это сложно. Но когда снег стаял весной, я думаю: «Да как же тут ремонтировать-то?» — дырка на дырке. Понятно, что плохие дороги — наш хлеб, но город уже давно пора капиталить.
Витали работает дорожным рабочим уже 9 лет. Признается, что с каждым годом дороги все хуже и хуже, а значит работы все больше.
– Зимой дороги от снега чистим — летом асфальт кладем. Зимой, конечно, заработки поменьше, но летом на укладке асфальта удается заработать. Эта работа оплачивается лучше, потому что вредность есть — физические нагрузки и пыль. Дома минут по сорок только отмываюсь от этой пыли. А потом предприятие муниципальное, а значит полный соцпакет: проезд, отпуск 51 день и все такое.
Вообще, общаться с дорожниками во время работы очень трудно. Техника шумит. Да и разговаривать особо некогда — работать надо, иначе асфальт остынет. Нине Котляровой, как мастеру необходимо быть сразу на нескольких участках дороги, расстояние она преодолевает на старом ПАЗике. Пользуясь тем, что автобус остановился недалеко от меня, решаю пообщаться с ней.
– Капитального ремонта в Братске не было давно, и мы как можем поддерживаем состояние дорог, — сетует мастер. — Люди, к сожалению, неблагодарны и, наверное, считают, что наша работа только оттягивает капремонт. На самом деле без наших заплаток дороги вообще развалятся. Вопрос ведь не в том нужен капремонт или нет — все знают, что он нужен. Денег на него у города нет.
Областной бюджет, впрочем, обещал финансово поучаствовать в капремонте двух городских улиц, но сроки начала работ пока неизвестны. Тем не менее, стоит отметить, что заплатки остаются невредимыми достаточно долго. Но дорога разваливается вокруг них.
– Заплатку-то уложили, а вокруг нее — насквозь прогнивший асфальт остался. Он на следующий год весь раскрошится, а народ на нас прет, — жалуется Виталий. — Мол, эти дорожники некачественные заплатки делают. У нас же куда ни плюнь — везде «эксперты», и попробуй докажи, что это не заплатка разрушилась, а вокруг нее.

К вечеру улица Курчатова закончена полностью. Остается только собрать инструменты в вагончик. Заплатки в начале улицы автомобили укатали пылью до такой степени, что они приобрели серый цвет основного полотна. Рабочих впереди сначала ждут долгие водные процедуры, а уж потом ужин и отдых. Впрочем, и я, несмотря на то, что не ввязывалась в работу, а просто находилась рядом, с удивлением обнаруживаю мелкие кусочки асфальта в карманах, рюкзаке и в волосах.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости