Новости – Люди












Люди
Каждое облако знают в лицо

Фото предоставлено сотрудниками ЦГМС города Владимира.
Корреспондент «Русской планеты» выяснил, как часто сбываются прогнозы владимирских синоптиков
31 января, 2014 15:55
6 мин
Синоптики владимирского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды работают по сменам. Анализируют данные, приходящие из районных метеостанций.
– Станций шесть, — рассказывает корреспонденту РП начальник Владимирского ЦГМС Инна Новикова. — В Александрове, Юрьев-Польском, Петушках, Гусь-Хрустальном, Муроме и Вязниках. И там постоянно в круглосуточном режиме следят за ситуацией по множеству показаний.
На станциях измеряют температуру воздуха, почвы, облачность, давление, направление и скорость ветра. В чем-то синоптикам помогают современные приборы. Некоторые показатели приходится определять на глаз.
– Например, облачность. Метеорологи каждое облако знают в лицо. Нормативы такие: десять баллов — на небе нет ни одного просвета. Ноль баллов — абсолютно ясная погода. Так вот, опытный метеоролог по числу просветов может сказать, сколько баллов. Мастера! И во всем так, — говорит заместитель начальника Центра Владимир Малороссиянцев. Он бывший военный метеоролог.
Вместе с ним и инженером-синоптиком Еленой Лебабиной мы смотрим на погодные показатели в реальном времени. Часть из них наносится на специальные карты. Владимир рассказывает, что в советское время нужно было вписать данные «в двухкопеечную монетку».
– Уместил на таком кусочке бумаги — молодец.
Я замечаю, что минувшей ночью температура в Вязниках почти на пять градусов меньше, чем во Владимире. Удивляюсь такой значительной разнице.
– Вязники у нас вообще «морозобойная» станция. И иногда Александров, — говорит Новикова.
– На самом деле, есть такие точки, где часто бывает холоднее, чем обычно. Но не всегда. Все зависит от конкретных обстоятельств, от ситуации, — объясняет Лебабина. Она работает в центре больше 25 лет. Верит, что синоптик — это призвание.
Так думают и многие другие сотрудники центра и метеостанций. Здесь есть свои династии. Работают семьями по десять-двадцать лет.
– У кого-то родня поневоле помогает, — смеется начальник комплексной лаборатории по мониторингу загрязнения окружающей среды Людмила Маслова. — Вот, например, надо мне замерить температуру воды в реке. Беру мужа, едем. Он в здоровых сапогах, экипирован. И лезет в Клязьму. А я на берегу пробирки принимаю. Как говорится, если я с погодой и с окружающей средой почти круглосуточно, то и семья тоже.
Разговоры о дефиците кадров уже не так веселы. Метеоролог — специальность дефицитная, есть не во всех крупных учебных заведениях России. Чаще всего на метеостанции приходят люди без специального образования. Познают все с нуля.
– В медицине молодых специалистов из Владимира «перекупает» Нижний Новгород: и платят больше, и жилье дают. А синоптиков в другие регионы приглашают?
– Ой, если бы нас кто-то купил, мы бы продались, — шутит Елена Лебабина. — На самом деле, везде по России ведь такие маленькие зарплаты. Даже в Москве и Санкт-Петербурге.
Пока мы изучаем карты, с метеостанций приходят новые данные. Мне длинные ряды цифр ни о чем не говорят. Владимирские синоптики без труда понимают этот шифр, в котором содержится информация о погоде на текущий момент.
– Скоро потеплеет, еще несколько дней морозы побудут, — подбадривает меня Инна Новикова.
Приятно слышать. В голову лезут «летние вопросы».
– В телевизионных прогнозах погоды мы ориентируемся на Москву, о погоде во Владимире обычно говорят, ориентируясь на ситуацию в столице. Как определить, когда во Владимир придут дожди, если они уже начались в Москве?
– Могут вообще не прийти, могут краешек зацепить. А в другой раз за три-четыре часа до нас долетят. Все зависит от ситуации: откуда движется фронт, с какой скоростью. Все это можно анализировать и составлять прогноз, — Малороссиянцев чертит на листочке схемы, вспоминает законы физики.
Проблем с оборудованием у метеорологов сегодня нет. Все работает как часы. Но и старые табельные средства — термометры и барометры — не выкидывают.
В разговоре с владимирскими метеорологами я вспоминаю анекдот про синоптика, которому верит только его жена. Плохая погода — синоптик виноват. Такое мнение очень распространено. Спрашиваю Лебабину о том, что она думает об отношении людей прогнозам.
– На самом деле у нас очень хорошая точность, высокая оправдываемость по всем мировым стандартам. Наш центр на хорошем счету, работу оценивают на пятерку.
Новикова также уверена, что прогнозы ЦГМС точны и им можно верить. Я замечаю, что в ее кабинете висит календарь с народными приметами.
– Да, действительно, ни по одному федеральному каналу именно наша информация не идет. Берут откуда-то. Но мы все равно работаем. Говорят, что синоптик ошибается один раз, но каждый день. Так вот, это просто шутка, — говорит Инна Новикова. — Наша задача — анализировать ситуацию и заранее знать о возможных ухудшениях погоды.
Напоследок Владимир Малороссиянцев рассказывает анекдот.
– Вызывает Сталин главного синоптика. Спрашивает: скажите-ка, мол, какая у вас оправдываемость прогнозов? Сорок процентов, товарищ Сталин. Вождь и отвечает: «А вы говорите все наоборот, и будет шестьдесят».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости