Новости – Люди












Люди
Мэр наш

Дмитрий Бердников. Фото: baikalpress.ru
Как Дмитрий Бердников стал фаворитом выборов главы Иркутска за полгода занятий политикой
18 марта, 2015 08:42
8 мин
19 марта будет выбран новый мэр Иркутска. Его кандидатуру определят депутаты городской думы из числа своих коллег: избрание пройдет по новой системе местного самоуправления, которую ввели на федеральном уровне в феврале 2015 года и почти сразу узаконили в столице Приангарья. Эксперты назвали «Русской планете» главного претендента и рассказали, как он двигался к этому креслу еще полгода назад.
В декабре 2014 года Иркутск стал очередным российским городом, в котором отменили прямые выборы мэра и ввели институт сити-менеджмента. При этой форме управления в городе два руководителя: один — собственно глава муниципалитета, он же глава гордумы, второй — назначаемый губернатором и депутатами сити-менеджер, с которым город заключает контракт. Первый выполняет представительские обязанности и занимается политикой, второй отвечает за решение всех хозяйственных и бюджетных вопросов.
Иркутские политологи ждали ввода сити-менеджмента в городе еще с 2003 года, когда этот институт только появился в России и доказал свою лояльность губернаторам.
– Иркутск эта участь ждала однозначно. Мы нередко по итогам городских и региональных выборов попадали в списки «протестных». Иркутяне часто голосовали против выдвиженцев от «Единой России», партии власти, — объясняет РП кандидат исторических наук Алексей Тополев. — Вспомним последний такой «протестный» порыв иркутских избирателей — победу нынешнего мэра Иркутска Виктора Кондрашова в марте 2010 года над ставленником «Единой России» Сергеем Серебренниковым. Тогда попытки навязать успевшего оскоромиться в соседнем Братске политика закончились тем, что большинство людей отдали свои голоса за кандидата от коммунистов.
К концу правления Кондрашова надежды на сити-менеджмент возросли. Некоторые политологи уверены: момент, когда его введут, можно было просчитать еще год назад.
– То, что для управления городом следует изо всех сил стремиться «влезть» в городскую думу, стало ясно еще осенью 2013 года, — убежден аналитик Сергей Четверов. — Тогда началась активная травля Кондрашова. Параллельно с ней в СМИ стали активно публиковать рассуждения, что «народные» выборы — пустая трата денег, а демократией пользуются бизнесмены, которым хочется выбиться в городскую власть. Тогда уже стало ясно, что федеральный центр возьмет под контроль столицу региона к ближайшим выборам мэра.
Так и получилось: к концу 2014 года в Иркутске утвердили сити-менеджмент, и депутаты Заксобрания горячо высказывались, как же нужен городу менеджер-хозяйственник. Спустя три месяца те же самые депутаты убрали должность сити-менеджера и оставили одного главу города. Которого выбирать будут уже по-новому — голосованием парламентариев за кого-то из своих коллег.
Зачем тогда нужно было вводить сити-менеджмент, политологи однозначно не отвечают: одни говорят, что это был маневр для более плавного перехода к ставленнику гордумы и губернатора, другие — что «двоевластие» действительно могло остаться в городе, если бы не финансовые трудности в стране.
– Вы представьте, что было бы, если бы иркутянам сразу объявили, что на выбор мэра они теперь повлиять не могут? Наш город один из самых политически активных — такую бучу бы подняли. Уже при вводе сити-менеджмента прокатился ряд митингов, — напоминает Тополев. — Нынешний поворот политического флюгера, отмену сити-менеджмента, в итоге восприняли не так остро, хотя проблем тоже хватило. Казалось бы, даже публичные слушания провели задним числом, а иркутяне и тут митинги успели устроить. О чем я говорю? Да, на прошлой неделе в гордуме прошли публичные слушания, на которых якобы общественность Иркутска одобрительно встретила отмену прямых выборов. Но слушания были отнюдь не публичными: для них власти отвели очень маленькое помещение, куда все активисты попросту не смогли втиснуться. В итоге выступить с протестом смогли только десять человек, которым для этого пришлось отдельно написать заявления, приложив свои предложения. И, по сути, это было решенным делом: еще 18 февраля депутаты Заксобрания области утвердили закон, согласно которому глава Иркутска будет выбираться среди городских депутатов.
– Думаю, настоящая причина — кризис и последующая оптимизация, к которой настоятельно призывает федеральный центр все регионы, — говорит РП другой политолог, Андрей Морозов. — Сити-менеджер и его свита — это отдельные затраты на госаппарат, которые при нынешнем курсе рубля позволить себе можно, но лучше не надо. По большому же счету, «купирование» этой должности в городском управлении ничего не меняет. Как был главным претендентом на пост мэра Дмитрий Бердников, так и остался.
Дмитрия Бердникова, нынешнего председателя Иркутской гордумы, и называют основным претендентом на кресло главы города все опрошенные нами эксперты. Парламент он возглавил буквально полгода назад — 26 сентября 2014 года, и на тот момент даже не был особо известен обычным жителям. Все, что о нем писали в газетах — депутат от округа № 18 (Куйбышевский район), совладелец бизнес-центра «Ладога», производственник: освоил несколько рабочих профессий, прошел путь от мастера до директора завода. Сын Альбины Ковалевой — советника генпрокурора РФ Юрия Чайки в СФО. Ни в каких политических группировках раньше замечен не был.
– Было понятно, что в мэры претендовать будет тот, на кого пальцем покажет нынешний губернатор. Уже в ноябре 2014 года никто не сомневался, что на это место станет метить Дмитрий Бердников. Его основная задача была — не облажаться. Он показал себя с хорошей стороны. Даже мне понравилось, как он себя «поставил», хотя ни у него, ни у любого другого депутата нет морального права руководить городом. По одной простой причине: все они свои мандаты получили на фоне рекордно низкой явки иркутян на избирательные участки. В целом за этих «народных» избранников проголосовало от 4 до 9% всех имеющих право выбора в каждом из округов. То бишь, по сути, иркутяне никому из них не дали право на такие полномочия. Мое непоколебимое мнение — выбирать мэра должны все жители города, — уверен Андрей Морозов.
Как говорит Морозов, Бердникову было бы комфортно управлять городом и вместе с сити-менеджером. В назначенцы прочили его товарищей: директора МУП «Водоканал» Сергея Винарского и депутата думы Иркутска Александра Якубовского.
– Знаете, еще в ноябре прошлого года я писал, что конкуренцию внезапно выскочившему на политическую арену Бердникову никто не сможет составить. Если только не активизируется вдруг Битаров (известный иркутский застройщик — Примеч. РП.) Если бы Александр Семенович начал прошлой осенью протежировать «своего» кандидата, вероятность борьбы хотя бы появилась бы. А так — на безрыбье… Хотя, уточню, борьба была бы кровавой. И делать ли ставку на битаровского кандидата — я бы еще не раз подумал, — признается Алексей Тополев. — У него были бы шансы в том случае, если бы дали огласку «делу Торопова» (имеется в виду глава Минпромлесхоза Иркутской области Кирилл Торопов, подозреваемый в денежных махинациях при строительстве трассы Бодайбо–Таксимо на севере региона — Примеч.РП.). На этом фоне губернатора бы показательно пожурили, а у его конкурентов появился бы шанс. Этого, как мы видим, не произошло.
В том, что градоначальником скоро станет депутат, политологи были уверены настолько, что еще в сентябре 2014 года звали горожан на выборы в думу: предупреждали, что «фактически мы выбираем мэра».
– Буквально еще перед этими сентябрьскими выборами у Кондрашова был шанс на следующую политическую жизнь: он был главным претендентом на пост мэра в 2015-2020 годах. Чтобы удержаться в этом кресле, ему надо было лишь заручиться поддержкой еще ряда депутатов. На тот момент «за ним» стояли лишь люди с не очень хорошей репутацией, и сформировать более устойчивый пул сторонников в гордуме ему не удалось, — вспоминает Тополев. — Губернатор Ерощенко же зря времени не терял: подобрал Иркутску Дмитрия Бердникова, «хорошего парня, отличного семьянина и управленца», которого «Единая Россия» проведет в кресло мэра. Вот уже три месяца город пичкают серией публикаций его интервью «о себе, маме и будущих планах». Как верно высказался один мой коллега, еще в сентябре 2014 года о Бердникове в Иркутске знали меньше, чем о «Ладоге». А сегодня никто и не скажет, кто сможет конкурировать с ним в борьбе за власть над городом.
Обновление от 23.03.2015 г.: На прошедшем заседании гордумы стало известно, что дату выборов мэра назначили на 27 марта, вопреки ранее имевшейся в распоряжении РП информации о 19 марта.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости