Новости – Люди












Люди
«В этот день небо над головой вновь стало мирным»

Анатолий Шосталь. Фото: Наталья Кузнецова / «Русская планета».
Как башкирские ветераны встретили Победу в разных странах
5 мая, 2015 17:01
8 мин
Анатолий Шосталь, Тамара Казакова и Галия Байкова родом из Башкирии, но в годы Великой Отечественной войны их раскидало по разным уголкам родины. Последние дни войны оказались для кого-то относительно спокойными, а для кого-то, напротив, — самыми напряженными. «Русская планета» узнала, как ветераны пережили последний месяц перед Победой.
Анатолий Шосталь родился 23 июля 1923 года, когда началась война, ему было всего 18 лет. На войну его призвали в марте 1942 года, со станции Буздяк направили сразу под Москву, где тогда завершалось общее наступление советских войск. У молодого парня было среднее образование, поэтому он стал связистом артиллерийской разведки. В составе своего секретного полка № 10.97 он прошел всю войну.
- Очень часто бывало так: идем обследовать нейтральную полосу, возвращаемся, а тех, кто оставался, уже нет, — рассказывает Анатолий Терентьевич. — Прилетели немцы и разбомбили. Почти всю войну мы были в резерве. Где начинается наступление, туда нас грузят и на разведку…
Как только немцев отогнали от Москвы, их полк направили на Волховский фронт, а затем — на Ленинградский. Сейчас ветеран с особой гордостью вспоминает о своем участии в снятии блокады Ленинграда: за это он получил три военные награды. В конце войны, когда активно шло наступление, характер военных действий несколько изменился. Стрельбы и бомбежек было уже немного, однако легче от этого не стало. Немцы разбегались в разные стороны от объектов, на которые шли советские войска, и могли напасть неожиданно. Поэтому войсковые части направляли в те места, где предположительно могли оказаться разбежавшиеся фашисты. Весной 1945 года полк, в котором служил Анатолий Терентьевич, перекинули в эстонский порт Хаапсалу. Туда их перевели, так как разведка доложила, что неподалеку находится немецкая подводная лодка. Советское командование опасалось, что она всплывет и может захватить плацдарм.
- Местные жители рассказывали, что там было много немецких кораблей, которые успели уплыть до того, как мы пришли, — вспоминает ветеран. — А вот эта лодка могла остаться, ожидать можно было всякое. Поэтому и весь последний месяц перед Победой мы несли круглосуточное боевое дежурство.
В момент, когда голос Левитана объявил по радио, что война окончена, ефрейтор Анатолий Шосталь тоже был на боевом посту. Услышав долгожданную весть, парень так обрадовался, что пустил очередь из автомата в воздух.
- Честно говоря, думал, накажут меня, — смеется сейчас ветеран. — Ведь полковая разведка, дисциплина, да еще боевое дежурство. А мне командир потом сказал, что я молодец, что салют сделал! И даже поощрил потом однодневным отпуском!
Подводная лодка около Хаапсалу так и не всплыла, но военная служба Анатолия Терентьевича на этом не закончилась. После войны его откомандировали в офицерское училище в город Ленинград, затем на восемь лет направили в Германию. Потом были Казахстан, Монголия: в общей сложности он отдал военной службе 32 года.
- Песню знаете такую: «Отслужил солдат службу долгую»? Вот это про меня, — шутит ветеран. — А потом про меня и другую песню споют, о том, что жизнь долгую прожил. Потому что прожить я планирую до 108 лет!

Тамара Казакова. Фото: Наталья Кузнецова / «Русская планета»
«Это был месяц ожидания»
Тамаре Казаковой, когда началась война, было всего 15. Она поступила в техникум в Стерлитамаке и начала учиться. Но на втором курсе неожиданно пришли из военкомата: в Давлеканово, откуда была родом Тамара, эвакуировали военное авиационное училище разведчиков.
- Тогда я училась на втором курсе, — вспоминает Тамара Дмитриевна. — Считалось, что такие, как я, уже грамотеи, так как образования толком не у кого не было. Вот и предложили пойти учиться в это училище. А у меня отец в гражданскую войну без ноги остался, мама состояла в партии, в общем, воспитание было такое, что даже мысли не было отказываться.
- Летит самолет, на котором прикреплен фотоаппарат, — поясняет ветеран суть своей военной службы. — Он делает снимки местности, расположения вражеских войск, а я должна была их расшифровывать.
Курс обучения был кратким — всего шесть месяцев. Тогда долго учить было некогда. Через полгода, в феврале 1943 года, Тамара стала дешифровщицей, и ее отправили на фронт — в белорусский город Вязьму.
- Бедные белорусы, как же им досталось в эту войну, — с грустью вспоминает Тамара Дмитриевна. — Как все там было разрушено, сожжено, чего они только не натерпелись от фашистов. И как же они были нам рады: сами голодные, а свою замерзшую картошку сварят и нам несут. Мы им говорим: «Сами ешьте!». А они все равно нам отдавали…
Тамара Дмитриевна в составе первой воздушной армии участвовала в освобождении Белоруссии от фашистских захватчиков вплоть до операции «Багратион», которая прошла летом 1943 года. Затем была Польша, Литва и Восточная Пруссия.
- Где вы провели последний месяц войны и как встретили Победу?
- Это была Восточная Пруссия, где именно, я сейчас не могу сказать, где-то около Растенбурга. Это был месяц ожидания, мы ждали победу. О том, что война закончилась мы узнали ранним утром, почти ночью. Мы спали, внезапно раздалась стрельба. Мы вскочили, схватили оружие, думали, немцы откуда-то прорвались. А оказывается, это кто-то палил в честь Победы.
- Что вы почувствовали в тот момент?
- Это чувство как нельзя лучше передано в песне «День Победы». Потому что это действительно был праздник со слезами на глазах. Мы радовались и плакали за тех, кто не дожил до этого счастливого момента. А сколько их таких полегло, такие ребята, такие девчата…Этот момент на самом деле тяжело было пережить, эмоции нас просто переполняли…
9 мая война для Тамары Казаковой не закончилась. Демобилизовали ее часть только 25 июня 1945 года.
- Видимо, у командования была такая позиция, что не надо торопиться, потому что и после Победы могло случиться всякое. Поэтому я и уехала домой только летом, а некоторых направили еще и в Японию. Меня же с военного учета сняли только в 1967 году.

Галия Байкова. Фото: Наталья Кузнецова / «Русская планета»
Мужчины руководили, а женщины были рядовыми
Галия Байкова ушла на фронт в 1942 году в 18 лет в числе более трех тысяч девушек-добровольцев. Предварительно она окончила курсы медицинских сестер. Попала она в тогда еще мирный город Сталинград. Однако работать медсестрой, как она изначально планировала, долго не получилось. Когда немцы подошли к городу, ее определили в зенитно-прожекторный полк 62-ой армии генерала Василия Чуйкова.
- Я направляла прожектор на немецкие самолеты, чтобы наши зенитчики могли точно наносить по ним удар, — поясняет Галия Газизулловна. — Я была такая не одна, женщин было очень много. Мужчины были на руководящих постах, а рядовые были в основном женщины, все было на наших плечах.
Юная девушка возила с места на места прожектор, рыла окоп и устанавливала его на новом месте. Так она провела всю войну: долго задерживаться прожектористу на одном месте было нельзя, потому что немцы стремились, как можно быстрее уничтожить их первым делом, чтобы они не могли их освещать.
- Единственная радость, помню, была: давали нам шоколад, — рассказывает Галия Газизулловна. — И вот начнут немцы нас бомбить, а мы с девчонками говорим: «Давайте хоть шоколад съедим, а то убьют — не успеем!»
Сначала прожектористка Галия Байкова воевала за оборону Сталинграда, потом ее полк перекинули в Заполярье — на Карельский фронт, а ближе к концу войны, когда стало ясно, что фашисты практически побеждены, ее войска отправили в Забайкалье, где тогда шла война с Японией.
- Про Победу мы узнали, когда ехали в поезде около Читы, станция Оловянная — вспоминает ветеран. — Неожиданно командование объявило, что война закончилась, и наши войска взяли Берлин. Мы, конечно, обрадовались, но для нас это был еще не конец. Уже и вышел приказ Сталина о том, чтобы женщин первыми демобилизовывать, а нас повезли в Японию. Мы ехали и плакали, но приказ есть приказ. К счастью, все быстро закончилось, и мы вернулись домой.
- Что бы вы хотели пожелать нынешнему молодому поколению?
- Прежде всего, мирного неба. Уже сколько лет прошло после той страшной войны. Казалось бы, следующие поколения должны усвоить этот урок, а войны все равно случаются. Был Афганистан, Чечня, теперь Украина. А вы должны делать все, чтобы не повторилось то, что было!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости