Новости – Люди












Люди
«Гостей Россия встречает неласково»

Сирус Борзу.
«Русская планета» поговорила с иностранцами из Башкирии о тяготах и лишениях жизни на чужбине, странной и противоречивой любви к России, русском характере и российских чиновниках
12 февраля, 2015 19:06
14 мин
Иранец Сирус Борзу: «Русские редко улыбаются, но всегда счастливы»
Сирус Борзу — иранский журналист, известный популяризатор науки, преподаватель персидского языка. Впервые он оказался в России в 1992 году, работал в университетах Москвы и Астрахани. В 2009-м вместе с семьей переехал на ПМЖ в Уфу по приглашению руководства мечети Ихлас. Жизнь иранской семьи на новом месте складывалась непросто: отношения с коллегами в Башкирском государственном университете не заладились, жену и дочь депортировали на родину, а свой бизнес открыть так пока и не удалось. Хотя документы уже начали готовить, да и название для собственного ресторана придумали — «Персия».
– Этот город для моего мировосприятия более привычен, я с ним сроднился. И с самого начала не произошло какого-то культурного шока — все мне близко по душе и по культуре. В Башкирии я не чувствую себя иностранцем — еще и благодаря моей фанатичной влюбленности в Россию. А началось все с космонавтики: первыми на орбите оказались русские ребята, и это произвело на меня огромное впечатление. Сколько себя помню, я знал их всех по именам, а впоследствии со многими даже познакомился лично.
Первоначально для меня было много нового и неизученного. Даже времена года другие. Абсолютно новым впечатлением стали новогодние праздники и отчет начала года с первого января. У меня на Родине новый год встречают 21 марта, в период пробуждения природы. И этот праздник у нас называется Новруз. Живя в Башкирии, я немного опережаю время: нахожусь в 2015-м году, в то время как мои родные все еще пребывают в 2014-м.
Меня приятно удивил один из примеров российской культурной традиции: вы всегда благодарите Бога за то, что у вас есть. Такого нет больше ни у одного народа. К примеру, иранцы ведут себя с Богом так, как будто дали ему кредит с большими процентами и постоянно просят его обратно: «Дай, пошли, сделай, подари, верни!» А русский, напротив, скажет: «Слава Богу, снег пошел!» «Слава Богу, доехали!» «Слава Богу, жив-здоров!» И даже просто, без всякой причины: «Слава Богу!»
Я жил в России в трудное время и видел, как тяжело приходится вашему народу пережить нехватку денег, пустые полки в магазинах, безработицу и безвластие, но при этом вы всегда благодарите Всевышнего за все, что он дает. Я считаю, в этом заключен огромный секрет русского народа — в любых испытаниях побеждать своим терпением и становиться сильнее путем преодоления житейских невзгод. Русские редко улыбаются, но всегда счастливы.
Чтобы стала понятной моя мысль, расскажу иранскую притчу: «Маленькая птичка увидела павлина, и его походка показалась ей верхом благородства. «Вот бы мне научиться так ходить!» — подумала птичка и начала подражать павлину. Ничего у нее не получилось, а пока старалась, забыла, как ходила раньше». По моему мнению, с вашей страной произошло то же самое. После развала СССР были приняты новые законы — далекие от международных норм и так же сильно отличающиеся от законодательства советской России. Такие, что, на мой взгляд, только вредили, а не помогали, поскольку были взяты «с потолка», в то время как должны опираться на культуру и традиции своего народа, отталкиваться от них и служить процветанию государства. Наверное, вы помните известный исторический пример, как Никита Хрущев, побывав в США, был впечатлен завидными урожаями кукурузы на Западе. Но попытка внедрить эту сельхозкультуру в своей стране только ухудшила состояние экономики России. А все потому, что «то, что для русского хорошо, для немца — смерть». Законы должны быть индивидуальны для каждой из стран: например, там, где нет условий для сельхозпроизводства, они должны позволять легко закупать нужную сельхозпродукцию, и наоборот — в стране, в больших объемах производящей зерно, должен быть хорошо налажен экспорт. Вот и сейчас, когда Россия объявила ответные санкции Европе, чтобы удержать экономику на плаву, необходимо сделать послабления в законах для Турции, Египта и Ирана. Нам есть что предложить вашей стране — множество натуральных продуктов и товаров превосходного качества. Мы чрезвычайно заинтересованы в налаживании товарооборота между нашими странами. Хотелось бы верить, что это взаимно.
Гостей Россия встречает неласково — жизнь в Уфе в этом плане показательна для нашей семьи. Я прибыл в Уфу по рабочей визе и, не прекращая университетской практики, начал вкладывать деньги в развитие собственного бизнеса. Никогда не думал, что действия башкирских чиновников в отношении моей семьи будут столь жесткими: жене с дочерью отказали в продлении визы, но не поставили в известность заранее, — депортировали из страны без объяснения причины. В любом цивилизованном государстве власти обязаны предупредить о таком решении за две недели до окончания предыдущей визы, только в Башкирии этого сделано не было. Я, жена и сын попали в больницу с сердечной недостаточностью, начались серьезные проблемы со здоровьем. Что делать в этой ситуации — не знаю, вот и о бизнесе пришлось забыть. Отделочными работами в кафе руководила жена, а теперь, когда ее нет, мне одному не справиться, работа съедает почти все свободное время. Подготавливая здание под ресторан, мы не ожидали такого удара, даже с финансовой точки зрения. 45000 долларов мы потратили только на ремонт здания, не считая денег на многочисленные перелеты туда и обратно, на штрафы и на врачей — мне, жене, сыну…
Уроженец Узбекистана Анвар Ходжаниязов работает фотографом и видеооператором в уфимской компании своих друзей. Приехал в Уфу по их приглашению, остался. Говорит, что самому пробиваться в Башкирии оказалось бы непросто. Профессия сказывается — наблюдения Анвара за жизнью Уфы оказались такими любопытными, что он стал их записывать, сравнивая с родным Ташкентом. Вот что получилось.

Тяжело видеть, как бедных пенсионеров эксплуатируют нещадно — аферизм разных видов в России узаконен, методы отъема денег колоссально развиты, начиная от накрученных счетов по ЖКХ, организаций с названием «Быстрые деньги» и заканчивая так называемым бюро трудоустройства. В этом учреждении пожилым людям предлагают самую низкооплачиваемую работу, — более того, заставляют их бегать и расклеивать какие-то объявления, разносить почту практически бесплатно.
Как восточному человеку мне не нравится ваше радио и телевидение — обсуждение ведущими передач занятий сексом, вульгарное поведение. Все-таки это публичные люди, на них равняется молодежь. Также часто рекламируют лекарства — знаю, что это неправильно, выбор должен быть за врачом. Даже в ряде европейских стран подобная реклама запрещена на ТВ. Шокируют легальные объявления о продаже самогонного аппарата и выбивании долгов. Печально видеть курящих девушек — будущих матерей.
Плюсы, которые хотелось бы отметить у вас — для гражданина из безвизовой страны, такой, как моя, проще устроиться на работу, да и открыть свое дело тоже. Охотно объясню почему: меньше коррупции. Не хочу становиться врагом Узбекистана, только давайте посмотрим правде в глаза: даже самый последний человек в социальной иерархии вынужден там давать взятки, чтобы чего-то добиться — работы, лучшего положения, да мало ли чего еще…
До того, как окончательно осесть в вашем городе, я побывал в ряде других городов и могу сказать, что Уфа мне ближе, здесь я чувствую себя своим. Может быть, потому, что Башкирия восточный регион, много татар и башкир, и ассимилироваться проще. К тому же импонируют такие ваши качества, как доброжелательность и общительность. Вы очень приветливы, душевны в разговоре! Но, к тому же, большие торопыги. Все куда-то спешат, несутся сломя голову. Другое дело Ташкент — там никто никуда не торопится. Люди степенные, медлительные. Может быть, привычка все делать на бегу толкает уфимцев к занятиям спортом — зимой сидят в автобусах в обнимку со сноубордами и лыжами, благо, покататься можно прямо в городе. Ощущение такое, что все, от мала до велика, только этим и занимаются: катаются на лыжах и коньках, увлекаются туризмом. Если в средствах стеснены, все равно умудряются путешествовать, хоть на велосипедах или даже пешком. Носят шапки, даже при нулевой температуре. В Узбекистане такого не встретишь.
Я никогда не позиционировал себя как гражданин иностранного государства. С детства родители прививали мне культуру нашего некогда общего пространства. Если что-то происходит в мире, больше болею за Россию, чем за своих соотечественников. Сейчас, когда я уже твердо стою на ногах, могу подумать и о собственном деле, какое у меня было на родине — фото, видео, горный туризм. Ведь там я проводил экскурсии для иностранцев по Самарканду, Бухаре, Термезу, организовывал фототуры, сотрудничал с турфирмами. Могу то же самое делать и в Уфе, но для этого надо переучиваться, много работать. Думаю, свое дело лучше начинать с напарником или с группой поддержки. Одному сложно пробиться: риски велики — пойдет ли дело, оправдаешь ли ты вложенные средства и так далее.
Я против того, чтобы беспрепятственно пускать иностранцев «в свой огород». Законы, касающиеся бизнеса для иностранцев в России, должны быть прописаны настолько мудро, четко и избирательно, чтобы и предпринимателям-иностранцам помочь, и России не навредить. Как именно — точно не знаю, но менять что-то надо. Я за консервативный, нравственно ориентированный либерализм в России, если можно так выразиться.
Вице-президент армянского национально-культурного центра «Севан» в Уфе Амбарцум Карамян считает армян «гражданами мира», легко принимающими традиции и обычаи той страны, где они проживают в настоящее время. Сам он с семьей несколько лет назад приехал в Уфу и получил российское гражданство. Восхищается широтой российской души и недоумевает по поводу предвзятого отношения к представителям своей нации.

Быт и образ жизни жителей Уфы сильно отличаются от обычаев моей Родины (село Яронос Мартунинского района Армянской ССР), — сразу бросается в глаза обилие мечетей и большое количество восточных, мусульманских лиц на улицах. Я человек общительный и открытый, новое всегда интересно. Поэтому, хоть и исповедую христианство, в Уфе посещаю не только церковь, но и мечеть. И считаю, в этом ничего плохого нет.
Армяне не бросают друг друга в чужой стране: везде существуют армянские общества, диаспоры, куда можно обратиться за помощью. Так происходит и в Уфе. Тем не менее, проблем с регистрацией и трудоустройством у приезжих хоть отбавляй. Жесткая миграционная политика мешает благосостоянию людей и их процветанию.
Учитель английского языка Сегун Адебайо прибыл в Уфу из Абуджы (Нигерия) пять лет назад. Он учится на первом курсе магистратуры Уфимского государственного нефтяного технического университета (факультет «Бурение нефтяных и газовых скважин») и одновременно преподает английский язык в «школе для взрослых». Мечтает о карьере инженера-нефтяника в Башкирии, но без связей и российского паспорта считает это невозможным.

Сложно привыкнуть к тому, как ежедневно, ежечасно из года в год реагируют на тебя люди в Уфе. Все-таки в более крупных городах по-другому. Здесь смотрят с удивлением, провожают долгим взглядом, как будто я не человек, а диковинное явление природы.
Когда приехал в Уфу, пожалуй, самой большой иллюзией было, что смогу устроиться на работу по специальности. Скоро понял, что иностранец без российского паспорта может претендовать только на неофициальную работу, примерно, как у меня сейчас: преподаватель английского языка или бармен, официант. Варианты, которые чаще других предлагаются иностранным студентам. Правда, живя в Уфе уже несколько лет, хорошо уяснил для себя, что, даже будь я местным, без связей вряд ли получил бы хорошую работу по специальности — эти места на вес золота. Можно еще и на везение рассчитывать, ведь моему другу же повезло, его позвали на Сахалин работать. Но это вряд ли. Тем более, его на Сахалин позвали, в Башкирии все же не оставили. Честно говоря, не знаю таких иностранцев в своей профессии, кто остался бы работать в вашем регионе. Среди моих знакомых их точно нет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости