Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Желанного ребенка видно даже на УЗИ»

В СВФУ научились снижать патологии беременности у женщин и помогать появлению одаренных детей
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Ученые Северо-Восточного федерального университета в Якутске разработали проект «С самого начала», в ходе которого малышам «прививают» одаренность еще до рождения. Специалисты сразу нескольких институтов университета — медики, педагоги, психологи, генетики и другие — работают с родителями и детьми с 14-й недели внутриутробного развития и до исполнения ребенку 17 лет.
– Вообще СВФУ работает с детьми давно, системно и целенаправленно, — рассказывает «Русской планете» Михаил Федоров, проректор по педагогическому образованию СВФУ. — В Якутии создан так называемый Северо-Восточный образовательный университетский округ, в который входит 101 школа — наши партнеры; создаются специализированные университетские классы; работают малые академии. По сути, университет таким образом выращивает для себя талантливых абитуриентов. Но мы подумали: а почему не начать работу с одаренными детьми еще раньше?
Проект «С самого начала» открыли специалисты Института педагогики по инициативе доктора медицинских наук, завкафедрой организации здравоохранения СВФУ Надежды Саввиной. Они работали с будущими родителями, создавали у них особый настрой на рождение малыша. Затем подключились медики и психологи: они общаются с папами и мамами еще на этапе планирования семьи, те проходят тщательное медицинское обследование, в том числе и на генетическом уровне. Цель — чтобы родительство было ответственным, осознанным и желанным.
На данный момент к программе «С самого начала» подключились 232 семьи. По данным создателей проекта, среди мам-участниц втрое снизился процент осложнения беременностей и родов по сравнению с женщинами на учете в обычных консультациях. А их малыши — самым «взрослым» детям, родившимся с начала действия проекта, сейчас всего три года — заметно опережают ровесников в развитии.
– Методика, по которой мы работаем с будущими мамами, взяла лучшее из программ дородовой педагогики разных стран, — рассказывает РП Ульяна Новгородова, акушер-гинеколог Якутской городской клинической больницы, аспирантка СВФУ, один из разработчиков проекта.
Идея ученых состоит в том, чтобы общаться с ребенком уже с определенного периода внутриутробного развития.
– Во второй половине беременности ребенок уже воспринимает, пусть и не понимая, человеческую речь. Поэтому наши мамочки с этого времени начинают с ним разговаривать. А ведь речь — это база для развития человеческого интеллекта, — говорит Ульяна Новгородова. — Будущие мамы у нас сами сочиняют стишки и колыбельные для своих деток. Постоянно читают и поют их малышам. Потом, уже после рождения, дети, услышав эти песенки и стихи, откликаются на них, успокаиваются, когда мамочка их повторяет. Мы это не раз проверяли. Кроме того, мы и пап призываем разговаривать с детками, когда те еще находятся в животе. И голоса бабушек и дедушек записывам и даем через наушники малышу послушать. Как показывает наш опыт, ребенок потом сразу воспринимает этих родных людей доброжелательно и без страха.
Подобные традиции, по ее словам, есть в Китае, в Германии существует подобная же программа Карла Гофа, существуют традиции в дородовом воспитании в Японии.
– В Китае беременных женщин собирают вместе, уводят в отдаленную деревню, где они и проводят все время, оставшееся до родов. Все время поют, играют на музыкальных инструментах, вяжут и вышивают. Нечто подобное происходит и в Японии: там разработана программа, развивающая музыкальный слух у еще не родившихся малышей. В этом же направлении работал и российский ученый Владимир Кузнецов, правда в нашей стране его идеи были в свое время отвергнуты. Музыку, самую разную, слушают и наши детки, находясь у мам в животе. Потом, как оказывается, у них сразу после рождения уже и музыкальные предпочтения складываются: один особенно радостно реагирует на классику, другой на джаз, кто-то — на народную музыку.
В СВФУ считают, что подобные занятия нужны не только чтобы ребенок едва ли не сразу после рождения начал говорить или воспринимать музыку. Главное, за чем они следят — здоровье мамы и малыша.
– Вы знаете, вот я даже на УЗИ по поведению, по положению, по движению плода могу определить, где желанный ребеночек, а где тот, чье рождение маму гнетет. Ну или, возможно, у нее с мужем конфликты, какие-то другие проблемы, — говорит Новгородова. — Когда женщина переживает, у нее по-иному работает сосудистая система, происходит гипоксия плода, то есть ему не хватает кислорода. А это сказывается и на развитии его головного мозга, и на здоровье в целом.
Поэтому с женщинами, как только они встали на учет по беременности, начинают работать и психологи.
– Мы настраиваем их примерно таким образом: если природа решила, что ты должна стать мамой, значит, так и должно быть, не надо ни в чем сомневаться. Ну а проблемы… Здесь все примерно, как Скарлетт О’Хара говорила: «Я подумаю об этом потом», — улыбается акушер-гинеколог.
Но и для тех женщин, у которых с настроением все в порядке, проводятся занятия, которые предотвращают нехватку кислорода у малыша. Это, например, игра на хомусе (она, как выясняется, способствует постановке правильного дыхания), а также упражнения, основанные на повторении звуков в определенной последовательности. Это, поясняет Новгородова, вызывает вибрацию в организме, усиливает кровоснабжение плаценты, и ребенок получает некий «кислородный душ».
Помимо этого, в СВФУ практикуют более традиционные для беременных женщин упражнения — плавание, растяжку и так далее — и предлагают семейные роды, когда во время появления ребенка на свет присутствует муж или кто-то еще из близких.
– Мы сейчас смотрим на наших деток, родившихся за время действия проекта, сравниваем их с ровесниками, в том числе и с детьми из той же семьи, но родившимися без наших занятий. Так вот, «наши» — общительные, любознательные, уверенные в себе. Они раньше начали гулить, разговаривать, различать цвета. Они чувствуют ритм, живо реагируют на музыку. Но главное — их любят родители, ведь мы их на то и настраивали, — говорит Ульяна Новгородова. — Радует, что у нас в республике меняется отношение к здоровью и развитию детей. Люди наконец стали уделять этому особое внимание.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин