Новости – Общество
Общество
Как липецкий школьник «шагнул в будущее»
Лауреаты Юбилейного Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее». Фото из архива семьи Зюзиных
Ученик второго класса обогнал девятиклассников и занял первое место на Всероссийском форуме научной молодежи
19 апреля, 2016 16:49
6 мин
Второклассник 29-й липецкой школы Арсений Зюзин вернулся из Москвы, где проходил Юбилейный Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее», сразу с двумя дипломами: первой степени в секции «Психология» и абсолютного первенства среди самых юных участников состязания. Обе награды чрезвычайно почетны. А если учесть, что в секции «Психология» Арсений был как минимум на семь лет младше остальных конкурсантов, тем более.
– Я люблю узнавать новое, — рассказывает РП юный победитель Арсений Зюзин. — Причем не из Интернета, а от других людей. Поэтому с удовольствием занимаюсь в кружках, студиях, секциях, очень много читаю, путешествую. А вот серьезного опыта публичного выступления у меня прежде не было. Правда, несколько раз выступал в своем классе, и с удовольствием. Наверное, получалось хорошо, потому что моя учительница Екатерина Геннадьевна Федюнина специально пригласила маму.
– Екатерина Геннадьевна объяснила, что сыну хорошо удаются публичные выступления, и посоветовала заняться большой исследовательской работой, — продолжает мама Арсения, Ирина Николаевна. — Надо сказать, мы очень благодарны ей за это, поскольку раньше не замечали у Сени таких способностей. Он постоянно участвует и побеждает в различных конкурсах, но там не требовалось представлять свои работы перед аудиторией. Поэтому очень важно, что педагог не стал равнодушным наблюдателем, а вовремя дал мудрый совет.
Арсений Зюзин. Фото из архива семьи Зюзиных
Арсений Зюзин. Фото из архива семьи Зюзиных
Мама и Арсений выбрали психологию, как признаются, из-за удовольствия живого общения с другими людьми. Обратились в Липецкий государственный технический университет на кафедру культуры. Арсения взяла «под крыло» доцент кафедры Елена Викторовна Буркова. Предложила очень интересную и важную для школьников любого возраста тему — «Память и эффективные приемы запоминания».
«Шагать в будущее» под руководством Елены Викторовны и Екатерины Геннадьевны Арсению оказалось хоть и непросто, но чрезвычайно интересно. Мальчишка с удивлением узнал, что без памяти невозможно вообще никакое действие. Разобрался в ее классификации, изучил литературу и приступил к самой интересной части исследования — эксперименту. Предстояло проверить эффективность многих видов памяти: непроизвольной, зрительной, эмоциональной, образной, слуховой.
– Сначала я подготовил доклад об истории улицы, на которой живу. Эта улица носит имя знаменитого инженера Славянова, создателя первого в мире автомата для сварки плавящим электродом. А к докладу — презентацию, фотографии, фрагменты фильма о Славянове. Для своих одноклассников я выразительно прочитал лекцию, используя весь иллюстративный материал. А для ребят из параллельного класса лишь монотонно озвучил текст выступления. После этого предложил ответить на вопросы о содержании лекции. Оказалось, для моих ровесников очень важна эмоциональная память. Одноклассники запомнили практически все, а результаты в другом классе были гораздо хуже.
Арсений говорит, что интересным оказался и эксперимент с образной памятью. Считается, что если при изучении какого-либо предмета мы будем проговаривать его особенности и признаки, образ этого предмета будет ярким, запоминающимся.
– По моей просьбе Екатерина Геннадьевна предложила ребятам познакомиться с двумя иллюстрациями к сказкам Пушкина. Но познакомиться по-разному. Рассматривая первый рисунок, второклассники делились впечатлениями, отмечали какие-то особенности. А на вторую просто молча смотрели в течение такого же времени. Сочинение по первому рисунку ребята написали гораздо лучше и полнее, чем по второму, подтвердив тем самым, что образ запоминается гораздо лучше, если его предварительно разобрать вслух, — рассказывает Арсений.
Неожиданными стали результаты исследования по преобладающему у ровесников Арсения виду памяти. Как предполагал второклассник, для детей 8–9 лет важнее всего слуховая память. А оказалось — зрительная. Это подтвердил такой эксперимент. Школьники сначала запоминали слова на слух, а затем получили карточки с таким же количеством других слов. Мальчики и девочки гораздо лучше запомнили то, что увидели, а не то, что услышали.
– Надо сказать, Арсений проявил большое упорство в этой работе, — комментирует Елена Буркова. — Вообще детям его возраста трудно долгое время заниматься одним делом. Но Сеня преодолел себя. Когда он познакомился с приемами эффективного запоминания, то решил испытать их на себе. Стал учить разными способами четыре разных текста. Первый многократно повторял. Во втором сначала «протянул» логическую цепочку, разобрался сложные слова. Для запоминания третьего «позвал на помощь» образную память. А в четвертом случае использовал специальный прием: сначала запомнил первые буквы каждого предложения и соединил их в слово. Оказалось, что последний текст Арсений запомнил гораздо быстрее и крепче.
Первый раз свой проект Арсений защищал на региональном этапе «Шага в будущее» (он проходил в Липецком государственном техническом университете). И с огромной радостью узнал, что не только стал победителем, но и делегатом области на всероссийский этап.
Этот год для проекта «Шаг в будущее» — юбилейный, 25-летний. Церемония открытия планировалась торжественная, лишь пяти регионам разрешили представить на ней визитные карточки (Липецкая область вошла в число счастливчиков). Арсений тоже участвовал в представлении своего региона — как один из самых юных участников форума.
– Конечно, я очень волновался, — рассказывает Арсений. — Но главное волнение ждало впереди: выступать предстояло в психологическом институте РАО, в жюри — ученые. А конкурсанты, в основном — ученики девятых и десятых классов! Очень трудно было. Но я вспомнил, как наставники учили меня не тушеваться и заранее не опускать руки. Начал рассказывать о своей работе — и потихоньку успокоился. Члены жюри слушали меня внимательно и очень по-доброму, это воодушевляло. Честно говоря, после выступления я подумал, что учителю, наверное, очень трудно объяснять урок, когда его не слушают ученики. И наоборот, гораздо проще, когда мы не балуемся и внимательно следим за объяснением.
– И как же я обрадовался, когда на церемонии награждения получил диплом абсолютного первенства среди самых юных участников соревнования! — ликует мальчик. — Такую награду вручили только троим ребятам, но среди моих ровесников (их было много в других секциях) — только мне. А вообще, наша область завоевала научный кубок России второй степени. Очень приятно сознавать, что в этом есть и мой вклад.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости