Новости – Титульная страница












Титульная страница
Характер — рекомендательный
Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова. Фото: Ефим Никитин.
Как и чем будет заниматься первый во Владимирской области омбудмен
20 декабря, 2013 14:15
3 мин
До последнего времени во Владимирской области не было регионального уполномоченного по правам человека. Недавно депутаты областного законодательного собрания утвердили кандидатуру губернатора на эту должность. Им стала сопредседатель областного отделения «Народного фронта» Людмила Романова. Корреспондент «Русской планеты» встретился с ней, чтобы обсудить, какие проблемы и задачи стоят перед новым омбудсменом.
— Почему, на ваш взгляд, так долго тянули с созданием института в регионе? Никому не надо было?
— Больше 20 лет в области работала комиссия по правам человека при губернаторе. Это, естественно, хорошо. Орган себя зарекомендовал. Что касается уполномоченных, действительно, возник правовой провал. Почему не был создан вовремя – наверное, не ко мне вопрос. Сейчас нашу область можно поздравить.
— Какими полномочиями вы будете обладать?
— Все решения уполномоченного носят рекомендательный характер. Не директивный. С одной стороны, мы вписаны в структуру власти. С другой, должны стать звеном взаимодействия, стать проводником. Таким буфером между человеком и органом власти. Уполномоченный напрямую выступает от имени людей и обязуется защищать их свободы. Надо понимать, что это не очередная приемная для обращений граждан, а крайняя инстанция. Обращаясь к нам, гражданин уже прошел по бюрократическому кругу все инстанции, и нигде его не услышали. Мы работаем над его обращением, взаимодействуя со всеми структурами. Вообще работа, действительно, предстоит непростая. Нужно начинать все с нуля, потому что кроме закона и постановления об утверждении меня в должности ничего нет. Необходимо создать государственный орган, зарегистрировать его, сформировать аппарат, подобрать помещение. Я не буду принимать решения единолично — задействую правозащитные структуры, общественные организации.
— А если будет противодействие?
— Какие-то спорные ситуации неизбежны. Но я не жду, что называется, палок в колеса и острых конфликтов. Всегда нужно садиться за стол переговоров и находить точки соприкосновения. То, что прописано в законах, должно соблюдаться. Это конечная цель.
— Как вы оцениваете соблюдением прав и свобод в области?
— К сожалению, Владимирская область в числе «антилидеров». По статистике за прошлый год регион входит в четверку худших по числу обращений на 100 тысяч жителей. С нами в этом списке Республика Коми, Мурманская область, Карелия. Это серьезный негативный показатель.
— Какие сферы вы считаете наиболее проблемными?
— Жалуются на все. Но, прежде всего, проблемными остаются жилищные вопросы. Здравоохранение, трудовое законодательство. Ну и особая тема — уголовно-административное право. Здесь, судя по опыту коллег, будут жалобы из колоний.
— Минувшим летом вы как сопредседатель регионального фронта объездили всю область. Нашумела история с детскими садами в Кольчугино, когда чиновники, наплевав на все, хотели временно закрыть все учреждения. За счет чего ситуацию удалось нормализовать?
— Да, мы ездили в Кольчугино. Это был шок! Мы получили обращение от возмущенных родителей. Там тогда закрыли тринадцать детских садов из восемнадцати. А потом руководство решило закрыть и оставшиеся пять дежурных садиков. Мол, все работники в отпусках, а бюджетные средства необходимо экономить. Такое решение нарушает множество прав человека. По моей инициативе был создан общественный комитет по защите конституционных прав детей. Ситуация была урегулирована. Родителям не пришлось брать отпуск за свой счет, чтобы сидеть с детьми. Считаю, это была серьезная победа. Но грустные впечатления свежи до сих пор. Местные чиновники обескуражили.
— Чем?
— Отношением к людям. Первая фраза, которой нас встретил глава района: «А кто вообще уполномочивал мамочек обращаться к губернатору, президенту?». Больно и грустно смотреть на действия иных чиновников. Часто, когда человек приходит во власть, он забывает про людей. Такое сплошь и рядом. Он уходит в чиновничью работу. Эдакий человек-кресло, бюрократ до мозга костей. Конечно, не все чиновники такие. Есть профессиональные и ответственные люди. В общем, в Кольчугино был непростой разговор. И хорошо, что нас услышали.
— Такой подход можно исправить?
— Конечно. Нужно советовать, подсказывать, убеждать. Доносить простую мысль о том, что работать нужно для людей. Но и их менталитет надо менять.
— В каком направлении?
— Мы о гражданском долге вспоминаем только перед выборами. А потом все. В нас живет вера в доброго царя, который придет и все исправит. А самим пошевелиться? Вот, сидят в аудитории 100 человек. Спрашиваешь, кто принимал участие в собраниях товариществ собственников жилья. Поднимаются максимум десять рук.
— Наверняка, ситуация в Кольчугино — не единственный больной вопрос.
— Безусловно. Мы, например, ездили в Александровский район. Смотрели, как выделяют землю под строительство нуждающимся многодетным семьям. Там участки дают на болотах, на выселках. Мы к нужному месту даже не смогли на машине подъехать. А ведь еще коммуникации вести — денег уйдет уйма. О самих семьях в этом случае никто не думает. А кто думает о представителях микробизнеса, когда поднимает им страховые взносы в два раза? Мы просто потеряем эту категорию. В общем, вопросов много — работать надо.
— Кто именно займется жалобами владимирцев? Есть наметки по аппарату?
— Изначально было запланировано, что будет три человека. Естественно, все юристы. Однако на днях руководитель ассоциации родителей детей-инвалидов Любовь Кац попросила председателя заксобрания Владимира Киселева предусмотреть в аппарате еще одного человека, который занимался бы проблемами людей с ограниченными возможностями здоровья. Киселев посоветовался со Светланой Орловой. И я так понимаю, теперь в штате будет четыре специалиста.
— Людмила Валерьевна, вы ведь сейчас тоже чиновником стали. Как не превратиться в человека-кресло?
— Приложу все силы. Попасть на государственную должность для меня не было самоцелью. До этого тоже активно занималась правозащитной деятельностью. И не думаю, что что-то изменится.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости