Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Общество

«К православным в Литве относятся с особым почтением»

Как взаимодействуют в Прибалтике две христианские конфессии и какую роль в воспитании местной молодежи играет Виленско-Литовская епархия

Константин Бельченко
11 апреля, 2016 14:51
9 мин

Храм Св. Константина и Михаила. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»

Приход православного храма Святых Константина и Михаила, расположенный в самом центре Вильнюса, — один из самых многочисленных среди церквей в Литве, где православие исповедуют не более 4% населения. О том, как ему удалось обрести «голос» после ста лет молчания, как отразились экономические события на его прихожанах и как относятся католики к православным в Литве корреспонденту «Русской Планеты» рассказал священник храма Святых Константина и Михаила, председатель комиссии по работе с молодежью Виленско-Литовской епархии, иерей Константин Лазукин.
– Отец Константин, какова история появления храма Святых Константина и Михаила?
– История храма, которая сегодня насчитывает более 100 лет, началась в 1908 году, когда отмечалось 300-летие памяти кн. Константина Острожского и православное братство Вильнюса выразило желание, чтобы в его память был построен храм. Люди стали собирать средства, однако их оказалось недостаточно для этой цели, и они обратились к императору Николаю II с просьбой о помощи, он поддержал этот, как бы сказали сегодня, проект. В процессе подготовки к строительству было решено, что храм будет иметь два посвящения — с одной стороны, он будет построен в честь царя Константина, который был покровителем князя Острожского, а с другой стороны — в честь преподобного Михаила, который являлся покровителем первого царя из династии Романовых. В 1913 году храм был построен.
– Большой ли приход у храма? Кто его прихожане по национальности, возрасту?
– Приход довольно многочисленный, в воскресных богослужениях еженедельно участвуют порядка 100-150 человек. Может быть, в масштабах России это и не так много, но в масштабах Литвы это действительно большой приход. Большая часть прихожан — это русские, украинцы, белорусы. В основном это люди старшего поколения, которые приехали в Литву во времена СССР. Но, слава Богу, среди наших прихожан есть и молодежь, молодые семьи, тоже в основном русскоязычные, хотя встречаются и смешанные браки.
– Какое самое важное событие произошло в храме Святых Константина и Михаила за последнее время?
– Безусловно, самым важным событием последних лет стало появление в нашем храме колоколов. Дело в том, что с 1914 года, с начала Первой мировой войны — в то время на кафедре Виленко-Литовской епархии был будущий патриарх Тихон (Билавин) — было принято решение об эвакуации из Вильнюса всех ценностей, в числе которых оказались колокола нашего храма. Впоследствии колокола так и не вернулись назад и храм долгие годы пребывал в молчании. И вот, после столетнего перерыва храм вновь обрел голос. Для окружающих это свидетельство того, что храм — это живое пространство, это голос, который созывает народ для участия в церковной жизни.
– Не ощущается ли в Литве «подавления» православия, которое исповедуют лишь 4% населения страны, основной религией, католицизмом?
– По моим ощущениям, православные и католики в Литве достаточно тепло общаются друг с другом, с пониманием и взаимоуважением. И мне кажется, что со стороны населения к православным относятся с особым почтением. Это связано как со строгостью самой православной веры, так и с многочисленностью представителей католической веры, когда людей много, всегда находятся те, о ком можно сказать плохо, и это, может быть, подрывает авторитет католической церкви. Кстати, хоть католиков в Литве большинство, но православная церковь здесь вторая по численности верующих.
– Каково, по вашим наблюдениям, отношение православных Литвы к России?
– Отношение встречается разное, а негативное часто, к сожалению, формируется не самим человеком, а средствами массовой информации. В результате присутствует вся палитра мнений, но в большинстве своем отношение к России и к русскому наследию хорошее.
– Как изменилась жизнь прихожан после перехода Литвы на евро и введения взаимных санкций Россия-ЕС? Отразилось ли это на ваших возможностях сотрудничества с российскими партнерами?
– Наблюдя за нашим окружением, нашими прихожанами, я могу сказать, что жить легче не стало. Безусловно, изменение экономической ситуации ограничило наши возможности сотрудничества с Россией. К примеру, если раньше мы участвовали и побеждали в международном грантовом конкурсе «Православная инициатива», то теперь из-за разницы курсов валют принимать в нем участие нам нет смысла, ведь грант выдается в рублях, а осваивается нами в евро.
– Четвертый год вы участвуете в организации и проведении Школы молодежного служения (ШМС) на базе Свято-Духова монастыря в Вильнюсе. Расскажите, в чем состоит идея создания этой школы?
– Основная идея создания школы — это, прежде всего, идея создания площадки, в рамках которой ребята могли бы развиваться, расти не только интеллектуально и профессионально, но и духовно. К сожалению, на территории Литвы и Евросоюза существует такая проблема, когда человек воспитывается только интеллектуально и забывает, что должен воспитываться духовно, и мы по мере сил и возможностей стараемся это исправить.
На занятиях в Школе молодежного служения. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»
На занятиях в Школе молодежного служения. Фото: Константин Бельченко / «Русская планета»
Как председатель епархиальной комиссии по работе с молодежью, я считаю, что крайне важно воспитывать не только дельных педагогов по работе с детьми, но и саму молодежь. Чтобы они сами хотели делать что-то полезное, могли быть активными в проповеди и в социальных делах, таким образом, свидетельствуя о том, что строки священного писания действительно живы в их сердцах, а не просто усвоены формально как информация. Несмотря на то, что в названии ШМС употребляется термин «школа», это скорее альтернативная традиционной школе площадка, где ребята получают знания в коротких теоретических сообщениях, после чего сразу переходят к практическим занятиям. Это позволяет участникам ШМС воспринимать обучение не как школьный процесс, а как процесс, где они могут себя реализовать, о чем-то подумать, пообщаться, а заодно и отдохнуть, то есть своего рода система «все включено».
– Эта ШМС прошла в первые дни Великого поста, можно предположить, что это не случайное совпадение?
– Конечно, это получилось не случайно. Хотя, признаюсь, поначалу у нас были сомнения, стоит ли собирать школу в первые дни поста, ведь церковные служители и весь Свято-духов монастырь, на базе которого проходит школа, находятся в особом состоянии в эти дни, а молодежь привносит нотку шума, суеты и эмоций. Но потом мы склонились к тому, что не надо бояться этого несоответствия, и что молодежь, соприкоснувшись с постной традицией в пище, в молитве и в общении, возможно, перестанет воспринимать пост как событие для избранных, а поймет, что это норма жизни. Так в итоге и получилось: ребята в течение школы едят постную монастырскую пищу, посещают богослужения и постепенно входят в этот ритм. Традиционно в работе школы принимают участие молодые люди из стран Прибалтики (Литвы, Латвии и Эстонии), а также, в разных ее сессиях участвовали школьники из Польши и Белоруссии.
– Как они попадают в школу, может быть, проходят какой-то конкурсный отбор?
– В весенней сессии ШМС приняли участие более 50-ти школьников из стран Прибалтики — Литвы, Латвии и Эстонии. Это в основном подростки от 12 до 20 лет.
Конкурсного отбора никакого нет, мы даем объявление о школе в епархиях и в социальных сетях, и ребята записываются. Единственным условием участия в ШМС, таким образом, является наличие желания.
– Как был организован учебный процесс в ШМС?
– Занятия начинались утром, после молитвы и завтрака и проходили до самого вечера, причем теория перемежевывалась с практикой. Сначала преподаватели Вильнюсского университета, а также ведущие фотографы и дизайнеры г. Вильнюса читали лекции по основам ораторского искусства, социального проектирования, представлению проектов. Затем проходили мастер-классы по подготовке быстрых сообщений (где ученики должны были научиться рассказывать о своем проекте всего за 24 секунды), созданию рекламных плакатов, по фотоохоте.
В конце школьники получали задание подготовить свой социальный проект, который необходимо было защитить — обосновать его актуальность и предложить способ привлечения ресурсов для его воплощения. Проекты были разные – например, был проект создания православной газеты, проект проведения фестиваля, проект информационной программы по пропаганде Здорового образа жизни и т.д. Каждой группой руководил куратор-консультант и в результате все успешно справились с заданием.
– Планируете ли продолжать традицию проведения ШМС?
– Да, я очень надеюсь, что у нас будут силы, и мы сможем регулярно проводить такие школы в дальнейшем. В июле у нас будет летняя сессия, которая, как мы надеемся, будет более международной, а осенью мы планируем организовать паломническую поездку в ближайшие епархии за рубеж, чтобы дать им возможность отдохнуть и поблагодарить их за активное участие в жизни ШМС.
темы
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ