Новости – Люди












Люди
«Кто-нибудь пишет сценарий для нас»

Фото: из личного архива Татьяны Яркиной
Как во Владимирской области воспитывают «лесных артистов» для российского кинематографа
23 мая, 2016 16:43
6 мин
Во Владимирской области существует уникальная лесная база. Здесь воспитывают животных и птиц. Расположилась она на станции Леоново Петушинского района. Отечественные и зарубежные кинематографисты сняли свыше двух тысяч фильмов с участием питомцев зообазы. Здесь готовил свои передачи Николай Дроздов, снимались программы «Спокойной ночи, малыши!». Самым известным питомцем зообазы был сеттер Белый Бим Черное ухо. В Год кино о зверях-звездах и их подготовке к съемкам РП рассказала директор зообазы «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации» Татьяна Яркина.
«Прирученные звери испытывают эмоциональный голод»
Зообаза появилась в 1947 году по инициативе режиссера Александра Згуриди. Среди его работ такие знаменитые фильмы, как «Белый клык», «Голос крови», «Лесная быль». Для съемок в научно-популярных и художественных фильмах он активно привлекал артистов-зверей: покупал молодняк, сам приручал пушистых питомцев и готовил из них артистов.
– После съемок всегда стоял вопрос: куда устроить животных. Как рассказывал мне сам Александр Михайлович (Згуриди. — Примеч. РП), однажды в военное охотхозяйство он пристроил лисенка. Когда через год приехал его навестить, то увидел, что лисенок из ласкового существа превратился в затравленного зверька. Лисенка хорошо кормили. Но не было рядом людей, которые бы с ним гуляли, играли. Хорошо прирученные животные кроме физиологического голода испытывают голод эмоциональный — им нужно общение с людьми, — рассказывает Татьяна Яркина.
Так, во Владимирской области стараниями режиссера появился питомник, где звери приручались, готовились к съемкам и ждали новых сценариев. Сначала зообаза занимала 5 га, потом разрослась до 27. Натурные съемки, как рассказывает Татьяна Яркина, частично снимаются именно во владимирских лесах.
– Например, у нас живет сова Артамон. Про сову можно подумать, что она такая безответная, только глаза таращит и головой крутит. Но сова хорошо приручается. Артамон у нас часто снимается в научно-популярных картинах, телерепортажах, в «Мире животных». Бывает так: приезжает группа — нужно снять эпизод с волком. Потом видят сову, еще кого-нибудь из животных и просят: «А можно этого подснять, а этого». Если снимается лесной эпизод, почему бы его не украсить присутствием лесных обитателей.

Фото: из личного архива Татьяны Яркиной
Кроме статистов, которые выполняют лишь эпизодические роли, на зообазе живут настоящие звезды. Как и у людей-артистов, по словам Яркиной, у них разные амплуа:
– Клички мы им даем в зависимости от характера. Есть у нас волк Лизун, потому что он чрезвычайно ласковый. Другой волк — Лис. Постоянно хитрит, любит взять много и сразу. Когда ведем их на подготовку, даем прикормку. Лис делает вид, что ему ничего не нужно и неинтересно, находится где-то в стороне, а потом резко подбегает, срывает корм с дерева и наедается. Лис как-то снимался в эпизоде, где нужно перепрыгнуть охотничьи флажки. Но он нашел место, где смог их обойти. С теми, у кого нелюдимый характер, агрессивный, нам приходится сложно. Но такие животные тоже нужны для картины, чтобы сделать действие напряженным, показать, что зверь может огрызнуться. Мы нисколько не подавляем волю. Это не цирк. Наши артисты должны выполнить не только определенное задание — проход, кульбит — но и эмоционально сыграть.
Так, в картине «Сероманец» Петра Марусика снимали о слепом старом волке, которого встретил мальчик и с которым он подружился. Зная, что в главной роли снимается ребенок, дрессировщики зообазы подобрали доброго ласкового волка. Вместо того, чтобы ощериться при первой встрече, волк начал визжать от счастья и подметать хвостом листву. Пришлось дрессировщикам подыскивать дублера с серьезным характером, а режиссеру продумывать раскадровку. По словам Яркиной, в фильме в одной роли может сниматься несколько животных. Один волк лучше делает пробеги, второй — с одного дубля выполняет статические команды.
– Но бывают и настоящие подарки. Снимали мы под Норильском с режиссером Барри Самсоном «Бегущий по льду». Режиссер попросил снять весь эпизод одним кадром: волк выбегает, смотрит вслед лошади с санями, поворачивает голову, смотрит в камеру, потом нюхает рыбу, которую сбросили с саней и устремляется в погоню. Получилось все как-то вдруг. Серый вышел, посмотрел вдаль, окликнули его — он посмотрел на нас, в камеру. Увидел рыбу, понюхал. Ему покричал ассистент с саней: «Серый, Серый, ко мне». Волк побежал за ним. Сделали три дубля. Идеально.
«Кто-нибудь напишет сценарий и для нас»
Сейчас на зообазе живут 11 волков. Есть еще медведь Малыш, заяц, черепаха, собаки, кабан, барсуки, лиса, кошка, корова и рысь. Рыси в отечественном кино — вторые по востребованности. Самый известный фильм с их участием — сериал о дружбе рыси Кунака и лесника: «Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу», «Рысь возвращается», «Рысь идет по следу».
– На моем веку было пять рысей. Все разные, — рассказывает Яркина. — Сейчас у нас живет Бася. Он уже пенсионного возраста. У него очень независимый характер: к кому хочу, подойду, к кому не хочу — нет, не допроситесь. Если понять его, то можно многого добиться. С животными нельзя торопиться. Хотя наши животные настолько приручены, что многие актеры снимались с ними без дублеров.

Фото: из личного архива Татьяны Яркиной
На зообазе работает 12 человек, из них четверо непосредственно с животными: кормят, убирают. Есть штатный дрессировщик. Но и сама Яркина дрессуру не оставляет. Когда выпускницей биофака пришла устраиваться на работу в Леоново, не думала, что станет дрессировщиком и будет готовить для кино четвероногих артистов. Последние 35 лет Яркина возглавляет зообазу: была свидетельницей и ее всемирной славы, и ее падения, когда в 90-е отечественный кинематограф практически встал и не то что звери, но и люди-актеры не были нужны. Пока же «лесные артисты» все больше снимаются в эпизодических ролях, документальных фильмах и рекламе. Яркина верит, что полномасштабное кино о животных вернется на российские экран:
– Кино о животных — особое кино. Человек наплачется от всей души и как-то сразу лучше, добрее становится. Думаю, кто-нибудь уже пишет сценарий и для нас, — говорит Яркина.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости