Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

«Жили плохо, и было хорошо»

Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»
Старожилы села рассказали о прежних обычаях, бедности и смысле жизни
Наталия Федорова
22 октября, 2015 13:20
12 мин
Сегодня в селе Саконы в Татарстане осталось мало коренных жителей, которые еще помнят прошлую жизнь когда-то большого поселения. В лучшие времена в селе, основанном в XVIII веке петровским царедворцем и губернатором Казанским и Астраханским Петром Апраксиным, жило до тысячи человек. Еще в 1970-80-е годы в нем было прописано 127 человек. Сейчас — 53, и это в основном бывшие городские жители, привлеченные живописным местом с видом на Каму. Молодое поколение давно перебралось в города, где есть школы и работа.
«Русская планета» встретилась с саконскими старожилами и узнала, какими были прежние обычаи деревни, и что они думают о современной жизни.
Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»
История Любови Крыловой
– В августе мне 80 лет стало. Мой отец — участник двух мировых войн, из которых вернулся живым. И до войны и после мать и отец работали в колхозе. В войну сеяли старики, которым больше 50 годов. Повесят лукошко и ходят, разбрасывают зерна. Женщины все руками делали: пололи поля, когда поспеет, жали, вязали снопами, молотили.
Я была третья, самая маленькая. Но вообще у нашей матери 9 детей было. Умерли зачем-то. Какая-то «тишинка», болезнь была.
У нас в деревне школа была только начальная. Там работала учительница Ефимия Семеновна. И знаете, как было бедно! Каждую зиму ведь вроде елку надо было, и ее откуда-то нам привозили, мы наряжали. С гостинцами беда. Техничка при школе испечет нам по пышечке, и то мы были рады. Тут в каком-то году елку нам не привезли. Нарядили мы одну девочку, веток на нее навешали и ввели в класс. И сколько у нас было радости!
После школы раздумывать мне не пришлось. Отец уже стал пожилой, и мать взяла подог выше себя. Я вышла замуж, а потом ребятишки пошли друг за дружкой.
Церковные праздники всегда справляли. На Пасху яйца красили и катали на площади. Хороводы водили на Троицу в центре села. Оденутся, у кого чего поновее есть. И песни все любили тогда. Радио появилось, какие интересные передачи были! Заслушаешься! Теперь по телевизору поют не знай чего. Пожилым людям никак не нравятся эти песни. Я помню, девушка одна, Марина, со своим братом Гришей и моим дядей, Яковом Иванычем, гуляли втроем ночью по всему селу и громко пели. Ой, как только пели! Старинные протяжные песни. Я по всей ночи стояла на крыльце и слушала. Теперь никто не поет эдакие песни. Теперь на свадьбах и то не поют. Включат этот магнитофон. Раньше разве так было?
Жизнь была трудная. Под землей воду не рыли. Все за водой ходили на речку, а кто в овраг. Вода в реке была чистая, а вот сейчас не пьем эту воду. Таскали на коромыслах воду в ведрах и зимой, и летом. Кадушку в избе поставят, ведер на 12. Потому что на дворе-то и корова, ее надо поить. И сверх этой кадушки еще, для себя. Стирали руками, с мылом. Золы совок высыпаешь, да какая вода сделается хорошая, мягкая. В печи согреешь огромный котел воды, кочергой его на шесток выдвинешь. А полоскали в любой мороз в проруби на реке. Одежду меняли после бани. Бани в основном были земляные, топили по-черному. Мылись и избу убирали по субботам. Ничего не крашеное было, ни потолки, ни полы. Перед Пасхой целую неделю избу готовили. С хвощом намоют потолки, а полы с косырями наскоблят, с песком натрут с калошей какой-нибудь. До бела мыли. Да как бывало, когда некрашеную избу намоют, какой воздух был здоровенный!
Все старались коров держать. Кто и резал их. А вот я не могла и сейчас говядину не ем. Помню, свою старую Жданку в заготконтору отправила. Поставили на телегу, привязала, а она на меня оглянулась да давай мне руки лизать да мычать. Кормилица. Они как люди эти коровы. У каждой свой характер, я знаю, дояркой работала.
Жили бедно, но сколько было подруг у матери! Бывало, придут. А в чем одеты? Заплатки у всех, в лаптях. Одна чего-нибудь из лебеды сготовила. Все хвалят: «Ой, как вкусно!» Другая завтра обязательно тоже из этого сварит. Чай, годов-то им по 35 было. И засмеются ведь над чем-то.
А теперь метнешь головой — никого уж нет. Все примерли. Как школа сгорела и новую не построили, дети наши все уехали в город, теперь здесь только дачники, никого из них не знаю. Не думала, что доживу до таких лет, а умирать не охота. Не то что страшно, дети, внуки, да и правнуки уж пошли. Охота посмотреть, как они вырастут, какие будут.
Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»
История Екатерины Козловой
– Я родилась в 1930 году. В аккурат начинался колхоз. В семье были отец, мама, я, брат Анатолий и бабонька. Летом только старики оставались в селе и малые дети. Все на работах. В селе домов было полно — 280. И народу много. Церковь была хорошая, деревянная, красивая. Вокруг ограда, шесть берез белых насажено. Рядом сторожка, где священник жил с семьей. Помню, 1936 год, это дело было накануне Троицы. Мама стала полы мыть, окошки, а мы с бабонькой пошли в церковь. Народ сходится. Поднимаемся на паперти, а справа-то были большие окошки. И там будто свет какой вспыхнул. Оглянулись — а на околице-то пожар начался! Ребятишки играли и зажгли солому. А был ветер. И полсела сгорело у нас. Нечем было потушить-то! Одна лошадь да бочки. Этих погоревших кого к своим, кого куда. Рассовали. Кто несет хлеб, кто поесть, кто одежду.
Церковь скоро закрыли. И кто чего скажет? Война началась, одни бабы остались. А после зерно стали туда возить. Грех ли, два ли, а работали мы там. Айда сортируй зерно, иди в церкву. Иконы и кресты положили в алтарь и замок повесили. Вот приехали из района, открыли алтарь, а председатель тогдашний Петр вроде похвалиться хочет перед начальством. Пнул крест большой кипарисовый, тот упал и развалился. А мама-то стоит и говорит тихонько: «Башку бы тебе эдак!» И что? Война-то к концу стала, этот Петр по делам в Казань поехал, семья в Саконах осталась. И передают: стоял на остановке, и как-то его плащ прихватила дверка трамвая. Трамвай-то пошел и его за собой потащил, и по шпалам-то его головой протащил сколько-то метров. Бог-то не без милости!
Матери наши знали молитвы, читали псалтырь. Все платки и юбки носили. Платок расправят и под подбородком его булавкой сцепят. Бывало, сойдутся меж собой, много говорили про Бога. Были старики, они умели петь и служить. Иконы ставили, свечи. Не боялись. Без молитвы никуда. За стол садятся, в дорогу ли выйдут — крестятся, Бога просят. И крестики носили. Уж мы замужем жили, в партию муж пошел. Там говорили, чтобы не молились, иконы убрать. Я баю: «К иконам не касаться. Вы свою партию делайте, а это — наше».
Отношения между людьми лучше были. Потому что все как под одну гребенку жили. Война вообще сроднила всех. За хворостом зимой на реку ходили каждый день, как из школы придешь. Помню, взяла топор, санки, пошла в Сухую Гриву, недалеко. Запрягу телочку, вожжами правлю. Очень много труда было. Теперь люди нужды не знают, работы и заботы. Знают теперь школу, из школы в институты, папы и мамы работают. А тогда мы сами работали. Потому что папы, мамы работали, а получать-то нечего, деньги не давали. Запишут трудодни и все. А как новый год начнется, несут обязательства. За лето нужно было сдать в государство 100 яиц, 40 килограмм мяса, 200 литров молока. И не важно, есть у тебя скотина или нету. С трубы! А мама все говорила: «Труба-то не несется!» И налог — то бездетный, то страховка какая. А не будешь платить, засудят.
Весна, мама на работе. Сметана была снята, я ее спахтала за час, комочек маслица получился. Десяток яиц собрала. И пошла на базар в райцентр, километров 12 отсюда, там на минуту все продала и пошла шерсти покупать, 400 грамм, клубочек. Пришла домой, поела, попила, ощипала шерсть. Мама с работы пришла: «Батюшки, Катюшка!» Она ночь всю пряла, я из этой шерсти связала две шали небольших — белые, хорошие. Мама побежала в Чистополь на базар, а это 30 с лишним километров. Продала и купила уже килограмм шерсти. Из него мы три шали связали. И так у нас дело пошло, потому что налог платить было не с чего. Да и кофту, платье какое-нибудь ситцевое новенькое хочется.
Долго я живу, все болит. Смерти не боюсь. Господь распоряжается нами. Кому короткий век, кому долгий. Как Бог тебе подскажет, то и сделаешь.
Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»
История Евдокии Воробьевой
– В этом году мне сравнялось 90 лет. Весь голод пережила. По полям ходили, зернышки собирали. Один старик сделал дома небольшую мельницу, и мы по всем ночам сидели, очереди ждали хлеба смолоть. Сейчас люди живут лучше. Это я не люблю, это вчерашнее, невкусное. А тогда вчерашнего не было. Все сегодня съедали. Жили дружно. А сейчас хуже. У меня в Казани, в Москве есть знакомые. Так они живут годами и не знают, как зовут соседей. А тогда много семей в одну баню ходили. Вот у нас баня была земляная, там одна мочалка лежала, и все ей мылись. И никто не заразился. А теперь у каждого своя: «Мою не трогай». И в баню, хоть негде тебе помыться, но не скричат. Не знай ты какая...
Теперь одиноко людям становится жить. Люди совсем другие. Раньше придешь, бывало, к подруге. «Ты будешь картошку, вчерашняя, круглая?» «А я что не буду?» И это хорошо, ладно было. По-простому. Вечером пойдем сидеть, сумерничать. Долго свет не зажигали, разговаривали. Хоть были голодные, а сидели. Есть хотелось, а все равно пляшут. Никаких особенных нарядов не было. Платье утром если выстирала, высушила, гладить нечем было, так оденешь и пойдешь. Уж большенькие мы стали, ходили на улицу в шахтерских калошах. И никто не обращал внимания. Помню, парень один пришел на посиделки. Разувается и маленько гнусавит: «Я дома надевал чистые носки, а они у меня где?» Заворотил штанину, а носки худые все, они у него вот сюда под коленки поднялись. И босиком идет по избе. Так вот все и жили. После Ваньки — Ваське рубашка, после Васьки — еще кому. А теперича я уж пожилая, нет, старая не знай какая, а сколь у меня висит — шуба, пальто с мохнатым воротом, осеннее пальто. Да мне только фуфайка и нужна. Умерла года два назад моя подруга. Она еще лежит в передней, а сноха уже всю одежду ее собрала и в бане жжет. Она берегла все, не носила. А тут еще не схоронили, а баню уже затопили и все сожгли. А раньше после мертвого раздавали вещи и все носили. И никто не заразился.
Компании были большие — 7-8 подруг. А теперь у каждой есть кавалер, а подруг нет. Это плохо. Ходят, ходят, разошлись, она родила. И по телевизору все это кажут, и не стыдно им. Раньше такого не было. Отношения такие тогда осуждали. Это все было украдкой. У меня соседка была, Нюрашка. Они плохо с мужем стали жить. Она ушла к отцу. Отец жены пошел к зятю разбираться, домой вернулся и говорит: «Ты его любила, пошла? Вот и иди и живи».
До свадьбы отношения заводить — грех был и стыд. Потом муж все время будет озорничать и ревновать. У моей соседки муж пил и дрался. Так она уйдет в огород, за сарай встанет, проревется и опять идет в избу. А теперь эдак пойдут? Нет. Теперь делиться сразу будут: я ухожу, мне давай долю. А тогда никакой доли не было. Айда беги, отколь пришла.
Дома свекровь — хозяйка. Печь истопила, щей наварила котел — к обеду, на вечер и еще останутся на утро. И ведро воды ставили на лавку. Кто пить захотел, ковшом ржавым зачерпнет. Деньги были у свекрови. Муж заработал, отдавали ей. Купить-то редко что можно было. У всех по одной комнате изба была. Материала на большее не было. И брали до пяти снох да детей. И все в одной избе. И как хошь. Спали в основном на полу. Матрасы появились потом. В больших семьях спали на соломе. Утром соберешь солому и в печке истопишь. Ругаться нельзя.
Вот в Казани знакомые. Сын единственный женился, квартира есть. Но уже на свадьбе встали и говорят: «Мы жить тут ни одной ночи не будем». Гуляние кончилось, сели на поезд и уехали, квартиру сняли. А тогда не ездили из края в край. Каждый где родился, там и пригодился. Ой! Жили плохо, и было хорошо.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ