Новости – Люди












Люди
«Жена встает в 3:50 и готовит мне завтрак»

Фото: Элина Мятыга, специально для РП
Корреспондент «Русской планеты» провела один день в кабине водителя севастопольского троллейбуса
25 августа, 2014 08:30
11 мин
На улице еще темно, но троллейбусы возле депо № 1 на Камышевском шоссе в Севастополе уже выстроились в ряд, ожидая каждый своей очереди. Водители сбились в кучу и, развлекая друг друга анекдотами, ведут задушевные разговоры. Человека, с которым я сегодня отправлюсь в рейс, зовут Александр Борисович Пристайло. На вид это молодой улыбчивый мужчина с короткой стрижкой. Именно его окружают другие водители, видно, что он — душа компании.
На часах 5:09. В это время и начинается наш рабочий день. Расписание на сегодня следующее: выезжая из парка, мы выходим на 14 маршрут. У нас будет один перерыв на обед, который состоится в 9:30 на Пятом километре. Закончим смену мы в 15:00. Общее время нашей работы составит 8 часов 50 минут.
Запрыгивая в кабину, Александр Борисович замечает, что всегда работает в первую смену.
– Так хоть время на семью остается, — начинает он свой рассказ. — А к раннему подъему я уже давно привык, ведь уже почти 20 лет работаю. Да и удобней это, с утра и людей мало и машин.

Действительно, автомобилей в городе немного, но на остановках уже стоят люди в ожидании транспорта.
– Кто куда едет: кто на работу, кто на дачу, грядки полоть, пока жары нет. За столько лет работы я уже научился различать людей и часто знаю, где они будут выходить, — комментирует Александр.
На маршруте Александр работает не один. Его сопровождает кондуктор, которая пока мирно спит на пассажирском сиденье. Людей в транспорте немного. В основном это бабушки с сумками и пенсионными удостоверениями. Вероятно, они действительно держат путь на свои приусадебные фазенды.
– Я женат уже 19 лет, — рассказывает Александр, — столько же лет и сыну. С супругой мы познакомились, когда мне был 21 год, а ей 17. Мы общались в одной компании во дворе, с тех пор мы вместе. Сын сейчас учится на судомеханика. А жена работает организатором в музее Героической обороны и освобождения Севастополя. Каждое утро она встает в 3:50 утра и готовит мне завтрак. Сегодня, например, была яичница и бутерброд с сыром и колбасой.

– Почему вы решили стать водителем троллейбуса?
– В детстве у моего друга мать работала на троллейбусе. Еще мальчиками мы часто прибегали к ней и помогали, чем могли. Наверное, тогда любовь именно к этому виду транспорта у меня и проснулась.
– Вы не считаете, что троллейбусы создают пробки в городе?
– Как раз наоборот, пробки создаются маршрутками. Они перевозят гораздо меньшее количество пассажиров, отсюда их большое количество. Кроме того, водители часто перестраиваются не в тот ряд, создавая тем самым заторы. А троллейбус — это самый экологически чистый вид транспорта, и пробки в городе — это вовсе не его заслуга.
За окном начинает брезжить рассвет. Количество людей в транспорте с каждой новой остановкой увеличивается. Кондукторша просыпается, протирает глаза и начинает продавать билеты пассажирам.
В 6:30 утра в троллейбусе уже не протолкнуться. Так мы доезжаем до Парка Победы, после чего людей в транспорте становится значительно меньше.
– Сейчас люди на море едут, — замечает Александр. — Теперь будут заходить дачники, и ехать до Пятого километра.
В троллейбус заходит пожилая женщина.
– Это Ольга Ивановна Кострова, — представляет ее Александр. — Она много лет водителем у нас проработала. Когда-то я сам у нее стажировался.
– Как долго вы водили троллейбус? — интересуюсь у Ольги Ивановны.
– 41 год, — рассказывает она. — Только в 2010 я на пенсию вышла. Сегодня вот на огород еду, в земле копаться. Сейчас работать стало отчасти легче, а отчасти сложнее. Техника новая, рулить легче и безопаснее, на троллейбусы стали устанавливать усилители руля. К тому же новый троллейбус не сможет тронуться с места, пока все двери не будут закрыты. Зато народу и транспорта в городе стало гораздо больше, и приходится маневрировать в потоке машин.
Ольга Ивановна рассказала, что воспитывала одна двух сыновей. Одновременно и работала, и училась. Однажды проспала и забыла забрать из садика собственного сына.
– Я ночью работала, а днем училась. От родственников не было никакой помощи, и поэтому мои малыши ходили в круглосуточный детский сад. По пятницам я их забирала на выходные, но однажды я проспала. Поздно вернулась с работы, ненадолго прилегла, и отключилась. Опомнилась только в 12 ночи. В итоге сынишка ночевал в садике со сторожем.

На конечной остановке стоянка всего несколько минут: за это время едва можно успеть выкурить сигарету.
– Как работают курящие водители? — спрашиваю Александра.
– Сам не знаю, — признается он. — Как-то успевают. Гораздо сложнее тут дело обстоит с туалетом. Помню, как-то на завтрак жена накормила меня голубцами со сметаной. Мне еще показалось, что сметана кисловатая, но я все съел. И вот прямо на маршруте у меня скрутило живот, я еле-еле добрался до конечной. Выходить ведь на остановках нельзя, да и некуда. С тех пор я не обедаю на работе. Позволяю себе лишь булку с кефиром.
В троллейбус заходят контролеры, и начинается проверка билетов.
– Много безбилетников сегодня на маршруте? — интересуюсь я.
– Пока только один штраф был. Безбилетный проезд пассажиру в 100 рублей обходится, — уточняет контролер Ольга Ивановна.
На очередной остановке появляются два молодых человека. Один из них — Роман — несколько лет проработал слесарем в троллейбусном депо № 1. Спрашиваю у Романа, часто ли ломаются троллейбусы.
– Старые часто. Они рассчитаны на 10 лет эксплуатации, а у нас встречаются экземпляры 1989 года рождения. У них часто выходят из строя компрессоры, тормозная система и многое другое. Новые же пока работают исправно.
На часах 9:30. Мы доезжаем до конечной остановки, расположенной на Пятом километре. У нас перерыв на обед. Александр по привычке покупает себе кефир с булочкой, а я обхожусь кофе и сэндвичем. И снова отправляемся в путь.
– Вы не пробовали себя в других профессиях? — интересуюсь я у Александра.
– Пробовал, — отвечает он. — Однажды я на полгода ходил в море, в Африку. В каждой работе есть свои плюсы. Но мне больше нравится водить троллейбус. Тут и общения с людьми больше, и интересней.
– Пассажиры в троллейбусах часто забывают вещи?
– Не очень. Был у меня случай, что охотник задремал, и ружье свое забыл в транспорте. Потом его вернули, а он в благодарность коньяк подарил. У сменщицы кошелек забыли с крупной суммой. Она его отнесла и вернула все до копейки. А что? Чем больше найдешь, тем больше потеряешь. Это правило жизни.
В салоне снова появляются контролеры.
– Вам удалось поймать еще безбилетников за это время? — спрашиваю их.
– Нет, больше не было. Лишь один старичок забыл пенсионное удостоверение дома и сошел на остановке.
Воспользовавшись свободной минуткой, я решила пообщаться с кондуктором троллейбуса. Елена Тюленева переехала в Севастополь много лет назад из подмосковного города Серпухова и вот уже 20 из них работает здесь.
– Мой муж военный, и его распределили сюда на службу, — рассказывает она. — Сама я училась в городе Чехов на печатника плоской печати. Но устроиться на работу по специальности в Севастополе у меня не получилось. Вот и пошла работать кондуктором. Мне нравится мое дело. Я люблю общаться с людьми, у меня уже много знакомых пассажиров.
– Пьяные и неадекватные люди к вам не пристают?
– Да что с них взять, проспятся — сами будут себя винить, что вчера перебрали. Бывали случаи, когда утром они передо мной извинялись и оплачивали сразу две поездки: и вчерашнюю, и сегодняшнюю.
– А я помню случай, как однажды в пустом троллейбусе ко мне подошел подвыпивший человек и попросил продать ему два билета, — рассказывает Александр. — Я окинул взглядом транспорт, убедился, что он едет один — спрашиваю: для кого второй билет. На что он мне отвечает: «Ты ведь тоже со мной едешь!» Я продал ему два билета, а на остановке, когда он выходил, то напомнил: «Смотри, я за тебя заплатил!». Над этой историей мы потом долго смеялись в депо.

– А карманники часто встречаются?
– Были недавно, — заявляет Александр. — Вообще они появляются систематически, в основном работают в летний сезон. Их сразу видно. Как правило, они заходят группой по нескольку человек в задние двери.
– У них почему-то всегда красные руки, как после мороза, — замечает Елена Николаевна. — У меня прямо «чуйка» на них. Даже не знаю, чем это объяснить.
– Вы не пробовали их задерживать и сдавать в полицию? — интересуюсь у Елены Тюленевой.
– Нет. Я их боюсь. Конечно, я пытаюсь предупреждать пассажиров, но сама на рожон не лезу.
Елена Николаевна рассказала, как еще в детстве ее мама стала свидетелем карманной кражи: вор пытался порезать сумочку одной из пассажирок в автобусе. Мама не успела отреагировать, зато какая-то женщина подняла крик. Тогда карманник повернулся к ней, провел лезвием по лицу и выскочил на остановке.
– Мама пришла домой вся не своя и рассказала мне эту жуткую историю. Поэтому я стараюсь держаться от них подальше, — рассказывает Елена Николаевна. — К тому же мой сын учился в школе с одной девочкой. Я общалась с ее мамой. Затем ребята выросли, а в стране настали тяжелые времена. Так вот, и мама, и дочка тогда стали карманниками и много лет работали в Севастополе, воруя в транспорте. Правда я давно их не встречала, может, посадили уже.
Наша смена подходит к концу. На прощание я интересуюсь у Александра: какие планы на оставшийся день.
– Я сейчас на полигон поеду, поучу друга машину водить. А оттуда домой, заберу жену с сыном. И на море рванем, купаться!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости