Новости – Люди












Люди
Изнурительные гонки по радиоволнам

Фото из личного архива Юрия Куриного
Челябинец Юрий Куриный стал победителем чемпионата мира по радиосвязи
4 марта, 2014 09:09
8 мин
Юрий Куриный в интервью «Русской планете» сразу же уточнил: он — не радиолюбитель, а именно спортсмен. Радиоспорт, по его словам, своей сутью мало отличается от других технических видов спорта, той же «Формулы 1».
Радиоспорт — это технический вид спорта, который включает в себя дисциплины, связанные с беспроводной передачей сообщений. Участники соревнований, используя разрешенные технические средства, устанавливают двусторонние сеансы связи и заносят в журнал учета данные о каждом из таких сеансов. По окончании соревнований в адрес судейской коллегии высылаются отчеты о проведенных радиосвязях. Судьи проверяют данные и начисляют очки по ряду параметров — в том числе количеству установленных сеансов и качеству связи. Победителями становятся участники, набравшие наибольший результат. Правила соревнований и общие положения утверждены Международным радиолюбительским союзом и Минспорттуризма России.
– Юрий Алексеевич, значит, в перерывах между соревнованиями вы в эфир не выходите?
– Практически нет. Это связано в том числе и с тем, что конкурентная контест-позиция, позволяющая рассчитывать на успех в соревнованиях — место, где установлена твоя радиоаппаратура — не может находиться в городе. Здесь очень сильный электромагнитный смог. Моя находится за городом, на антенном поле в полгектара — и то это очень мало. А радиолюбители — те, у кого оборудование стоит дома — да, они могут встать с дивана, выйти в эфир, пообщаться с кем-нибудь. Среди них немало тех, кто коллекционирует QSL-карточки — документальное подтверждение факта проведения сеанса радиосвязи между двумя радиолюбителями. Особенно ценятся сеансы с какими-то экзотическими уголками мира, где почти нет радиостанций. Но полноценного общения, конечно, не получается, потому что слишком много желающих установить контакт. Так что фактически диалог заканчивается обменом позывных.
– А что люди в этом находят?
– Как и любое увлечение, коллекционирование, объяснить рационально это невозможно. Душа сильнее и умнее разума. Нельзя же объяснить, за что любишь? Ты просто любишь и все!
– А ваше увлечение радиоспортом можно объяснить?
– Как и в любом спорте, здесь привлекает борьба, соревнование с себе подобными и возможность продемонстрировать, что ты лучший.
– То есть, вы выбрали его, понимая, что именно здесь можете добиться максимального результата?
– Нет, я выбрал его, потому что мне это нравится! Я в свое время занимался плаванием, бегом — и весьма неплохо, меня даже зазывали тренеры, но мне это было неинтересно. А в радиоспорте важен интеллект, глубокие знания, гибкость ума. Многие факторы сыграли свою роль в этом выборе — в том числе и возможность установить связь с людьми из далеких стран. Я начинал с радиоконструирования, потом подростком, лет в 15-16, пришел в областной радиоклуб ДОСААФ, где была радиостанция, и понял: мое! Дальнейший путь был предопределен. Тогда, кстати, приобрести что-либо из оборудования было невозможно — только собрать самому, и я под хобби, так сказать, подтянул профессию, поступив на приборостроительный факультет. Работаю по специальности до сих пор.
– Какие факторы необходимы, чтобы стать победителем в радиоспорте?
– Как и любой технический вид спорта, он состоит из двух частей — технического оснащения и способностей самого спортсмена. То есть прежде всего — это создание конкурентоспособной станции. Кроме того, личные умения: нужно ухитряться принимать двумя ушами две разные станции в двух диапазонах и одновременно пытаться набивать на двух клавиатурах. Эта практика нарабатывается десятилетиями и далеко не у всех получается добиться высоких результатов. Некоторые чемпионаты продолжаются 24 часа, есть и те, что идут по двое суток. В этом случае я себе позволяю сидеть не 48, а 45 часов.
– В скольких соревнованиях вы приняли участие в общей сложности?
– В последнее время я участвую в среднем в 30 соревнованиях ежегодно. Если подсчитывать приблизительно, то за всю жизнь принял участие примерно в пяти сотнях. На моем счету около 50 побед.
– Вы говорите, что успех в радиоспорте во многом зависит от качества аппаратуры. Если не секрет, сколько стоит оборудование, позволяющее рассчитывать на победу?
– От пяти миллионов и выше. Причем верхней планки нет. Но это если все покупать. Я же собираю оборудование сам и значительно экономлю. А для того чтобы заняться простым радиолюбительством, достаточно для начала и 30 тысяч. С простенькой антенной тоже можно участвовать в соревнованиях – не рассчитывая на победу, конечно.
Анар Валиев занимается радиолюбительством с 70-х годов. У него нет антенного поля в полгектара и супердорогой аппаратуры, его контест-позиция — в городе, среди электомагнитного смога, а антенна установлена на крыше соседней многоэтажки. Он тоже участвует в соревнованиях, но главное для него не победа, а скорее возможность установить сеанс связи с какой-нибудь «белой» точкой на карте.
– Любительская радиосвязь — не хобби, а образ жизни. Звучит затертым штампом, но это действительно так. Настолько бесконечна Вселенная, настолько же беспредельно радиолюбительство: достижение за достижением. Бывает, вызываешь редчайшую станцию какого-нибудь крохотного островка французской Полинезии и буквально подпрыгиваешь на стуле до потолка от радости — как будто выиграл Олимпиаду. Объяснить это чувство обывателю, наверное, не получится.
– Но все же попробуйте…
– Только представьте: это очень далеко, экзотический уголок. И если, к примеру, в Японии миллион станций, в США под миллион, то в этой французской Полинезии он один. А бывает, что станций там нет вообще, и вот, какой-нибудь энтузиаст едет туда, за тридевять земель, с сотнями килограммов своего оборудования – только лишь затем, чтобы выйти оттуда на связь, дать возможность другим связаться с ним.
– То есть ваше увлечение — это своего рода коллекционирование сеансов установленной радиосвязи?
– Можно и так сказать. Сеанс заключается в том, чтобы принять позывной друг друга, проверить их правильность, а также оценить качество сигнала. Документ об установке связи называется QSL-карточка.
– А можно поговорить с корреспондентом подольше, что-то обсудить? Если, конечно, у вас и у него есть на это время…
–Да, большинство радиолюбителей так и делают. Правда, в советское время можно было обмениваться строго ограниченной информацией: позывные, имя, качество связи, погодные условия, а также темы, связанные с радиооборудованием. Надо сказать, что среди радиолюбителей всегда было много известных людей — например, король Иордании Хусейн, ныне царствующий король Испании Хуан Карлос. И вот на рубеже 70-80 годов один архангельский радиолюбитель установил связь с американским радиолюбителем, известным политиком, сенатором Барри Голдуотером, который был ярым антикоммунистом. В разговоре с ним наш гражданин допустил некоторую критику советского образа жизни. И его за это отправили на лесоповал: всех прослушивали, конечно. Однако несмотря на запреты у меня уже в 80-е годы были еженедельные сеансы связи с Аляской – на определенной частоте, в определенное время, утром в субботу, когда там был вечер пятницы, они продолжались на протяжении нескольких лет. Мы общались от 40 минут до 1,5 часов – разговаривали на широкий круг тем.
– Сколько времени в эфире вы проводите сейчас?
– Выхожу практически каждый день, от нескольких минут до десятков часов.
– Насколько престижен титул чемпиона мира в радиоспорте?
– Очень престижен. Ежегодно проходит 5 крупнейших чемпионатов, примерно одного уровня. Для того чтобы победить, нужно знать языки, иметь музыкальный слух, крепкое здоровье – чтобы выдержать 48-часовой марафон. Это очень тяжело. Те, кто попадает в первую десятку по итогам чемпионатов, отрабатывают по максимуму — разве что минут 20 из двух суток могут потратить на небольшую разминку затекшего тела. Перекус, разумеется, тоже происходит во время работы. Это изнурительно, но кайфово. На сегодняшний день самые знаменитые спортсмены в Челябинской области – это Юрий Куриный и Владимир Уманец.
По словам Юрия Куриного, рекорд по числу радиолюбителей закреплен за Японией, на втором месте – США, Россия – на третьем. Начиная с 1990-х годов интерес к радиоспорту в мире снижается. Куриный связывает это с распространением интернета, который негативно повлиял на популярность технических видов спорта.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости