Новости – Общество
Общество
«Тему войны мы ждали»
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Итоговые сочинения хабаровских выпускников получились совсем не о Великой Победе
16 февраля, 2015 15:39
8 мин
В Хабаровском крае сдали первые итоговые школьные сочинения, которые с этого года необходимы для допуска к ЕГЭ. Их писали около 5,5 тыс. человек, и 99% успешно справились с заданием. Самой популярной из пяти предложенных тем оказалась «антивоенная», основанная на цитате Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войны».
Член проверочной комиссии, учитель русского языка и литературы школы № 80 в Хабаровске Наталья Ушкова рассказала «Русской планете», согласились ли выпускники с Пушкиным и что они писали о войне на Украине.
– Наталья Ивановна, что вы можете сказать об уровне грамотности школьников, написавших сочинения?
– Почти все ребята справились, получили зачет. То есть сказать, что работы были безграмотными, я не могу. Дети справились с заданием на достаточно высоком уровне.
Чаще всего встречались речевые и грамматические ошибки. Детям порой с трудом удавалось формулировать свою точку зрения грамотно. В работах встречались корявые речевые обороты: они стремились соригинальничать, но, к сожалению, им это не всегда удавалось.
Наталья Ушкова. Фото: Евгения Кульгина
– Стало ли решение вернуть сочинение в итоговую аттестацию неожиданностью для учителей?
– Мы узнали о том, что это может произойти, в прошлом году. Но мы работаем в системе и в любом случае готовим детей к сочинению в части «С» ЕГЭ по русскому языку. И мы, по сути, и на уроках русского, и на уроках литературы готовим детей к творческой работе. Это для нас привычно.
Я, например, в конце урока даю задания на 15-минутные эссе — рассуждения о какой-то из проблем, которые мы рассматривали в ходе занятия. Это тоже помогает детям подготовиться к сочинению — научиться в письменной форме формулировать свою точку зрения.
Сама система ЕГЭ — тестовая. Работать по такой системе несложно, экзамены очень легко проверять, так как подобная форма предполагает проверку по ключам. А выслушивать детей — это очень серьезная работа, требующая времени.
В целом современные дети, как это ни горько осознавать, от книги отходят. А ведь сочинение напрямую связано с литературой: в задании детям предлагается подобрать аргументы из художественной литературы, а это требует читательского опыта.
– И его не хватает даже с появлением гаджетов, позволяющих читать что угодно и где угодно?
– Если бы они пользовались теми же гаджетами для того, чтобы читать книги, мы были бы очень рады. И если дети не успели взять в библиотеке книгу и открывают электронные носители, чтобы читать, мы не против. Однако если мы говорим об изучении романов, то на гаджете закладки сделать трудно, что-то подчеркнуть и оставить свой комментарий или задать вопрос, если он возникает, тоже трудно. А мы детей учим правильно читать.
– Удается ли заинтересовать школьников литературой?
– Конечно, есть отдача. Видно, когда у ребенка глаза блестят, загорается душа. Однако это при одном условии — если загорается сам учитель. По-настоящему изучающих литературу детей у меня в классе, к примеру, один-два человека. Однако заинтересованных, читающих — много. Их можно увлечь, с этим нет проблем.
Каждый год, по моим наблюдениям, читающих учеников становится все меньше. Я уже 15 лет работаю в школе и вижу, что дети все сильнее отдаляются от книги. Появилось очень много книгозаменителей, и книге очень сложно стало конкурировать с ними. Однако мое глубокое убеждение — в том, что деградация общества начинается с того момента, когда человек отказывается от книги.
Если родители видят в руках своего ребенка образцы отечественной или зарубежной классики, я думаю, они могут быть спокойны за интеллектуальное развитие своего ребенка и за его нравственное здоровье. Больной вопрос в том, как сделать произведения классики настольными книгами подрастающего поколения. Для этого нужно научить детей читать: я подразумеваю не умение складывать слоги, а умение общаться с великими мастерами художественного слова, потому что это, прежде всего, люди, которые прошли суровую школу жизни и им есть что сказать.
– Есть ли произведения, наиболее популярные у большинства детей?
– Конечно. В пятом классе мы только что прошли «Кавказского пленника» Льва Толстого. Я получила живой отклик, детям очень понравилось. В восьмом классе это тургеневская «Ася» о первой любви, в десятом классе это «Преступление и наказание». Дети очень любят Лермонтова — «Героя нашего времени». Мы рассуждаем об эгоизме, об одиночестве эгоиста.
– Самой популярной темой среди хабаровских школьников стала «антивоенная». О чем в своих работах пишут будущие выпускники?
– В целом дети категоричны в своих оценках военных событий, говорят об антигуманной сущности войны, отмечают, что война не может быть способом решения проблем человечества. Вот несколько цитат из сочинений:
«Я не согласна с мнением Александра Сергеевича Пушкина. События на Украине доказывают, что со временем человеческое общество так и не поняло всю бессмысленность и жестокость войн. В стране разруха, идет гражданская война, погибают совершенно невинные люди. Война заставляет взглянуть на мир другими глазами. Спустя долгие годы люди так и не вынесли урок ее истории. А писатели и поэты по сей день пытаются доказать нам, что война — самое худшее, что может произойти на Земле».
«Я не могу согласиться со словами великого поэта. К сожалению, люди этого не понимают. Сегодня на территории некогда братской страны идет гражданская война. Это война, действительно, является глупой, бессмысленной и жестокой, в которой солдаты не понимают, за что они сражаются».
«Война — это, пожалуй, самое страшное, что может произойти в нашей жизни… Причин для ее начала может быть много. Но в основе всегда лежат интересы, причем интересы узкого круга лиц: политиков, диктаторов. Один человек никак не может выразить интересы всех людей. Поэтому начинать войну и вести на нее свой народ, обрекать невинных людей на гибель — это преступление».
«У человечества “короткая память”, с годами оно теряет истинное представление о событиях, до тех пор, пока они не случаются снова… Пока ошибки повторяются, но я верю в человека и соглашаюсь со словами Пушкина, ведь война — это не решение, война — это трагедия. Трагедия человека, трагедия семьи, трагедия страны, трагедия мира».
– На ваш взгляд, темы сочинений в этом году не политизированы?
– Пушкин — великий гуманист. Я думаю, что вряд ли это политика. Скорее, формирование патриотизма. Тему войны мы ждали: ведь приближается юбилей Великой Победы. Что касается ситуации на Украине, я думаю, что дети вправе провести такую параллель.
– А сама попытка вернуть сочинение в качестве отдельного этапа итоговой аттестации, на ваш взгляд, не превратится в способ «насадить идеологию» детям?
– Я знаю, что с инициативой (вернуть сочинение в список экзаменов. — Примеч. РП.) к президенту обратилась жена Солженицына. Ведь что такое литература? Это не просто набор произведений. Это основа национальной культуры. У нас нет возможности, особенно для тех, кто живет на периферии, выезжать в Москву и Санкт-Петербург. Конечно, мы собираем группы и возим туда детей, но редко. А ведь можно говорить о культуре каждую неделю.
– «Свобода слова» у школьников при написании этих сочинений есть?
– Конечно. Дети рассуждают очень свободно. Есть некоторые категорические суждения, но мы их принимаем, почему нет? Мы не говорим: «Ты мыслишь неправильно». Дети пишут так, как подсказывает им душа. Также играет роль то, насколько они следят за политикой.
– С педагогической точки зрения, обоснован ли возврат сочинения как отдельного экзамена итоговой аттестации?
– Сочинение — это попытка найти способ вернуть детей к книге. Насколько она удачная, время покажет. Мне кажется, эта творческая работа может повысить мотивацию школьников к чтению, однако влюбить их в литературу — вряд ли.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости