Новости – Люди












Люди
Печеньки не продаются

На одной из крупных фабрик по производству печенья. Фото: Светлана Холявчук / ТАСС
История одного малого предпринимателя и больших проблем со сбытом
15 мая, 2015 13:18
7 мин
Анна Кочемасова, директор Хабаровского краевого центра содействия предпринимательству и кандидат экономических наук, в 2014 году запустила новый проект — производство сахарного печенья с надписью «Хабаровск». Однако из увлекательной идеи он быстро превратился в нерентабельный бизнес, который пока держится лишь на энтузиазме его хозяйки. Почему история Кочемасовой типична для малых бизнесменов края и кто считает, что они в этом виноваты сами, выясняла корреспондент «Русской планеты».
Выпускать вкусное печенье без вредных веществ, строго по ГОСТу (а Кочемасова утверждает, что оно именно такое) в Хабаровске стоит от 200 тыс. рублей в месяц. На покупку оборудования и базы поставщиков, на разработку рецептуры она потратила 3 млн рублей. О прибыли речь до сих пор не идет — не окупаются даже операционные издержки. Основные проблемы — со сбытом.
– Мне казалось, что все заинтересованы в качестве, в отсутствии инородных компонентов в продукте. Но оптовики при моих попытках продвинуть свой товар произнесли ключевую фразу: их не интересует качество, а интересуют лишь срок хранения и низкая цена. И им все равно, что срок хранения обеспечивается при помощи консервантов и химикатов, — рассказывает РП Анна Кочемасова.
Она также изучала возможности сбыта через госзакупки, однако не увидела шансов и там.
– Я искала все контракты по госзакупкам. При помощи специальной программы смотрела списки всех поставщиков кондитерских изделий в 2014 году. Там тоже главный критерий — цена, а условия по качеству никак не обговариваются, — отмечает предприниматель.
Увидев, что оптовая схема не работает, Анна попыталась выйти в мелкую розницу.
– Это дорого, неэффективно: попробуй семь тонн развези по киоскам и жди оплаты, потом судись с половиной из них.
В конце концов ей удалось наладить мелкооптовые поставки в социальные магазины «Ветеран», но потом, по ее словам, все «скукожилось». Под Новый год приехало печенье с крупной фабрики одного из соседних регионов, которую держат московские кондитеры. Мягкое, хрустящее, но — с «химией».
А тут еще и кризис грянул, и цены на ингредиенты неоправданно подскочили. При этом надо учитывать, что солидная часть сырья для местных продуктов Хабаровска завозится из других регионов. Для своего печенья Кочемасова заказывает маргарин и сахар из-за Урала.
Долгое время она пыталась найти подход к хабаровским сетевым супермаркетам. Чтобы найти их службы сбыта, наняла отдельных людей. И это при том, что сама раньше консультировала владельцев продуктовых компаний по развитию бизнеса.
– Открытые данные о коммерческих службах есть только в «Самбери», «Супергуде», и все. Остальное — пойди найди. То есть если человек вот так сдуру и по-честному захочет что-то сбыть, вряд ли он что-то найдет. Мы в итоге нашли «Пеликан». Категорийный менеджер оттуда заинтересовалась, написала мне одно письмо и больше уже не отвечала никогда.
Даже личные знакомые среди бизнесменов отвечали хозяйке «Хабаровска»: «Нам нужен ассортимент». То есть чтобы производитель возил не один вид продукта, а несколько разных.
– Я прекрасно понимаю, что это означает. Им лень. Им легче заключить контракт с одним крупным поставщиком, который даст им миллионный ассортимент печенюшек, чем барахтаться с миллионом поставщиков, которые им дадут по одному виду. А мне для того, чтобы производить другой вид печенья, нужно заказывать вторую бобину аж в Пензе. Это дорого. А в городе нет необходимых технологов. Проблемы возникают и с поставщиками сырья. Казалось бы, мелочь — но найти общий каталог поставщиков муки и прочих товаров сложно. Это при том, что один из моих бизнесов — администрирование электронных баз данных. Я и так заходила, и сяк — нет у них сайтов.
Как заверили РП в администрации Хабаровска, поддержка местных производителей в городе есть.
– У нас есть программа по развитию предпринимательства, там, в частности, есть меры поддержки для предпринимателей, которые производят социально значимые товары. Это компенсация части расходов на электроэнергию, на участие в выставках-ярмарках. Есть и молодежная программа: дается субсидия начинающим предпринимателям до 30 лет. В прошлом году на поддержку местного бизнеса город потратил 17,2 млн рублей, — комментирует Ольга Матвеева, главный специалист отдела развития предпринимательства управления экономического развития мэрии.
Кочемасовой такая поддержка на начальном этапе не помогла.
– В прошлом году мне в городской администрации отказали в компенсации определенных затрат, потому что у меня не был выплачен налог на доходы физлиц. А я его теоретически в предыдущем году выплатить не могла: бизнес еще не существовал. Но там все просто: если не выплачивал этот налог, то «до свидания». Подавала я и на другой грант, но там очень маленькая сумма, — говорит предприниматель.
Представители нескольких торговых сетей в Хабаровске общаться с «Русской планетой» на эту тему отказались. Некоторые — в последний момент. Один из крупнейших сетевиков, который раньше давал нам комментарии по другим событиям, заявил, что не знает наш сайт и подумает над ответом, только после того как впервые почитает наше издание.
По мнению Анны, история с ее проектом типична для многих предпринимателей в Хабаровске. Она считает, что городские власти могли бы помочь — хотя бы обязать торговые сети рассматривать заявки от местных малых производителей. Ольга Матвеева отмечает, что для этого «необходимо инициировать соответствующие предложения и рассмотреть их на уровне городской или краевой думы».
Впрочем, как говорит сопредседатель «Деловой России» в Хабаровском крае Андрей Сухоруков, в такой ситуации спасение малого бизнеса — дело рук самого малого бизнеса.
– Я всегда говорю молодым предпринимателям: «Ребята, нарисовать можно 88 бизнес-планов, но если вы не организовали сбыт, ваш бизнес в этом случае обречен на провал». До того, как вы закупили оборудование, надо посчитать, будут ли у вас покупать продукцию по вашей цене. Это системная ошибка начинающих предпринимателей. Можно производить даже самую замечательную вещь, но если ее не будут покупать, бизнес закончен, — говорит эксперт «Русской планете». — Что касается торговых сетей: они у нас, конечно, не безгрешны, порой ведут себя жестко — в частности, в вопросах объема, ассортимента и хранения. Бороться с ними, если они чего-то не хотят, бессмысленно. Их никто не заставит.
Здравый путь, по мнению Сухорукова, — все-таки пробиться в муниципальный госзаказ.
– Допустим, добиваться того, чтобы при закупках печенья для детских садов в условиях заказа были прописаны требования к продукту, чтобы он соответствовал тому же ГОСТу, — предлагает он.
Анна Кочемасова надеется, что печенье с названием «Хабаровск» все же появится на полках магазинов дальневосточной столицы. Есть и хорошие новости: уже после нашего разговора с ней стало известно, что ее компания получила от городской администрации субсидию в миллион рублей, а еще по приглашению от муниципальных властей участвовала в конкурсе «Хабаровская марка». Ее также пригласили бесплатно принять участие в выставке-ярмарке «Хабаровск купеческий».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости