Новости – Общество
Общество
«Уходил в лес и там снимал»
Фото из личного архива Константина Толоконникова
Победитель конкурса фотографов «Самая красивая страна» — о том, почему его вдохновляет воронежская природа
27 ноября, 2015 17:12
6 мин
Воронежский фотохудожник Константин Толоконников победил в одной из одиннадцати номинаций под названием «Фотоистория дикой природы» конкурса «Самая красивая страна», объявленного Российским географическим обществом к своему 170-летию. Жюри выделило серию работ Толоконникова под названием «Геометрия осени» из 200 тыс. снимков, которые прислали 25 тыс. участников.
Константин Толоконников — опытный фотограф, победитель множества российских и международных фотоконкурсов, член Союза журналистов и Союза фотохудожников России. Он рос на окраине Воронежа, в микрорайоне «Машмет», промышленном и не очень обустроенном. Зато этот район с двух сторон окружен лесом, а с третьей выходит на берег водохранилища. Там была красота, которую хотелось запомнить. Менялись марки фотоаппаратов, шли годы, снимки становились все глубже и выразительнее, пока фотоискусство не стало его стилем и образом жизни.
Корреспондент «Русской планеты» встретилась с фотохудожником и выяснила, каким волшебным образом геометрия преобразовывается в искусство, от созерцания которого глаз не оторвать.
– Константин, снимки такого уровня — это уже не просто увлечение?
– Это хобби, стиль и образ жизни и работа 24 часа в сутки. С детства было просто увлечение, а может, своеобразный уход от реальности: наш район и так-то отличался неблагополучием, а уж в девяностые — тем более. Вот я и уходил на все свободное время в лес. И там снимал. Тогда совсем не думал, что фотография станет смыслом моей жизни.
По образованию я инженер. Окончил авиационный техникум и технический университет. Но еще студентом стал работать сначала внештатным, а потом штатным фотокорреспондентом в областной газете «Коммуна». Очень хорошая школа, тем более что школу эту я проходил под руководством известного воронежского фотохудожника Михаила Вязового. Вот тогда и понял, что это навсегда. Тогда же впервые и в конкурсах начал побеждать.
Фото из личного архива Константина Толоконникова
В 21 год, в 2008-м, был победителем городского фотоконкурса «Мир глазами молодых — 2008», областного конкурса имени Василия Кубанева в номинации «Молодые фотохудожники», призером конкурсов молодежной студии «Дебют» и лауреатом президентской премии в рамках национального проекта «Образование». С тех пор участвую в различных конкурсах каждый год.
– Уже как профессионал?
– Работа в газете стала профессией. Конечно, приходилось много снимать. Но и помимо работы я снимаю всегда и везде. Вот в 2006 году захотелось мне запечатлеть закат с башни здания ЮВЖД. Там как раз ремонт шел. Ну, я пробрался потихоньку, не подумал, что здание — режимный объект. Снимки получались замечательные. Только меня там, в башне, охрана и схватила. Повели в полицию. Не знаю, может, снимки впечатлили, может, моя искренность, но мне поверили. А снимки потом побеждали в конкурсах.
– Участие в конкурсах повышает самооценку? Помогает взглянуть на себя со стороны?
– Во-первых, оно повышает профессиональный уровень. Это возможность выбрать лучшее из того, что сделано за год. Во-вторых, конкурсы помогают собрать мозги в кучку. Настраиваешься на определенную тематику. Пересматриваешь свои работы. Оцениваешь. И получаешь большой пинок — стимул, чтобы развиваться дальше. Конкурсы не дают зацикливаться. Тем более что мои работы стали занимать первые места. Вот в 2010 году я был победителем в трех конкурсах: городском в области журналистики в номинации «Мегаполис», памяти Евгения Хмелевцева и первого регионального фотоконкурса «Воронеж — столица Черноземья» в номинации «Новая архитектура». А с 2012 года стал побеждать в международных конкурсах. С 2012-го по 2015-й — в Best of Russia, в 2013 году — в AdMe Photo Awards и PinWin в номинации «Современная архитектура».
– То есть вы работаете не по одному направлению?
– Нет, конечно. Да это и невозможно. На одном направлении глаз замыливается. У меня и фотопортреты, и свадебная съемка, и съемка с высоты, и пейзажная, и репортажная. Пейзажная и съемка с высоты мне очень интересны. Когда я в первый раз снял с борта вертолета, понял, насколько это удивительно. Разные направления требуют разного подхода.
В событийную съемку я не вмешиваюсь, просто снимаю. Съемка в студии требует жесткой постановки. У репортажа своя специфика.
– От чего зависит удачное фото?
– От настроения, возможностей, фантазии. От твоего видения факта или события. Все мы видим одно и то же, только по-разному. И оцениваем по-разному. Возьмем, к примеру, мою серию снимков «Геометрия осени». Люди, которые рассматривали ее, начинали фантазировать. Там, где хвойный зеленый лес пересекает золотая полоса, многие были уверены, что на лес упал луч солнца. А на самом деле это осенние лиственные деревья среди хвойных.
Константин Толоконников. Фото из его личного архива
– Как складывалась серия «Геометрия осени»?
– Идея пришла не во время конкурса. Снимки делались в разное время. Когда Российское географическое общество объявило конкурс, мои друзья стали настаивать на моем участии в нем. Я отобрал шесть снимков. И понял, что их объединяет. Не только осенняя тематика, но и некая геометрическая направленность. Вот так все и сложилось. Я горжусь этой победой. Помимо денежной премии, она предусматривает мое участие в одной из ярких экспедиций РГО. А это новый опыт и новые снимки.
– Есть у вас любимые проекты?
– Есть проекты, которые длятся годами. Вот, например, я с 2006 года снимаю серию «Вечерний Воронеж». И она будет продолжаться. Это только мой взгляд на любимый город. «Воронеж с высоты крыш» — тоже давний проект. И тоже бесконечный. «Воронеж с высоты птичьего полета» — проект вообще удивительный.
– Воронеж и природа — главные герои ваших произведений?
– Люблю свой город, а воронежская природа, я считаю, явление просто уникальное. Как же можно здесь не снимать?
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости