Новости – Люди












Люди
«Сегодня такое могут позволить себе немногие»

Фото: из архивов музея-квартиры М. Горького. Фото в тексте: Анастасия Швецова.
Интерьеры музеев-квартир Нижнего Новгорода глазами профессиональных дизайнеров
17 февраля, 2015 19:56
8 мин
Влияет ли цвет обоев на настроение писателя и почему рабочее место должно стоять спиной к входу? «Русская планета» изучила интерьеры известных музеев-квартир, обратившись за комментариями к тем, кто понимает в этом лучше других — профессиональным дизайнерам интерьеров.
10 просторных комнат в доме на улице Семашко — съемная квартира, которую занимала семья Горького в период с 1902 по1904 годы. Квартира была своего рода клубом, где делились местными общероссийскими общественно-политическими и художественными новостями, где горячо обсуждались события русской жизни, разнообразные проекты. Площадь у апартаментов Горького — шикарная: две столовые, буфетная, отдельный кабинет и несколько комнат для гостей. Такое жилье мог позволить себе в те времена не каждый. Но интерьер квартиры на первый взгляд может показаться даже аскетичным. Но дизайнеры же так не считают.
– Человек, создавший эту обстановку, обладал хорошим чутьем. По масштабу данное помещение похоже на современные, но как много внимания уделено зонам для отдыха, чтения, размышления. Кресло-качалка, диваны, — комментируют дизайнеры Светлана Сухорукова и Наталья Куковерова.
Детали интерьера, которые кажутся обычному гостю музея-квартиры невзрачными, вызвали живой интерес у дизайнера Константина Сычева:
– Вы только посмотрите, какие замечательные здесь полы! Я таких кладок не встречал. И сам рисунок, и состояние паркета достойны внимания. Сохранилась текстура дерева. Забавно, что, передвигаясь от входа в дальние комнаты, рисунок постепенно становится более оригинальным. Не знаю, была ли это задумка такая или просто совпадение. Продолжает этот деревянный лейтмотив великолепная резная мебель, которая, кстати, была недешевым удовольствием тогда, да и сейчас тоже. Это всегда красиво и интересно смотрится. Детализация, ручная работа. Просто восторг!
Рабочий кабинет Горького — особая часть в квартире, литературный эпицентр. Здесь писатель проводил большую часть своего времени.
– Алексей Максимович завершил здесь работу над пьесой «На дне»: внес последние коррективы, переписывался с режиссерами из разных стран, обсуждая варианты постановки этого произведения. Работал над повестью «Мать», пьесой «Дачники», написал философскую поэму «Человек», — рассказывает сотрудник музея-квартиры А.М. Горького Александра Цветкова. Именно это место вызвало особый интерес у дизайнера Екатерины Степанищевой:
– Интерьер кабинета я бы назвала удобным, комфортным именно для работы. Есть мебельные доминанты — письменный стол, ямщицкий стул в углу и резная полка на левой стене. На них сразу обращаешь внимание. Диван как цветовой акцент хорошо вытягивает зону с библиотекой. Ошибкой, на мой взгляд, является то, что рабочее место расположено спиной к входу, но, возможно, это помогало писателю творить, не отвлекаясь даже в тот момент, когда кто-то посторонний появлялся в кабинете.
2 этажа, 6 комнат, 10 детей и 3 взрослых. Это место, где прошло детство и юность будущего публициста: годы ученичества, первая любовь, период подготовки к поступлению в духовную школу.
– На мой взгляд, в этой квартире больше женского духа, чем мужского. Прежде всего, это видно в мягком убранстве: длинные в пол шторы с кистями, скатерти на столах, много расписной посуды, и особенно впечатлила фисгармония в гостиной. Значит, здесь любили музицировать и придавали этому значение, — комментирует Екатерина Степанищева.
Светлана Сухорукова и Наталья Куковерова, прежде всего, обратили внимание на обстановку:
– Много деревянных, витиеватых предметов со своей атмосферой и душой. Но складывается впечатление, что этой мебели душно в таких пространствах. Посмотрите, как близко все располагается друг к другу, например, кровать — к витиеватым ножкам рабочего столика у окна. Сама текстура дерева прекрасна, особенно хорошо ее можно увидеть на резной спинке кушетки. Такие вещи мы теперь называем «музейными», сегодня такое могут себе позволить немногие.
Дизайнер Константин Сычев, вдохновившись анализом обстановки дома прямо заявил:
– Этот дом очень «живой», здесь приятно находится. Оптимальные пропорции помещения — не маленькие, и в то же время не большие. Грамотное распределение комнат: для гостей, работы и отдыха — верхний этаж, для обеденных трапез — нижний. Деревянная крепкая лестница между ними. Немного удивило то, что высота перил здесь ниже, чем обычно, поэтому чтобы достать до них нужно немного наклониться, но все становится понятно, когда вспоминаешь, что средний рост человека в середине ХIХ века был 165 сантиметров.
Четыре комнаты и кухня. Инвентарная мебель, среди которой самое ценное — рабочий стол Андрея Дмитриевича Сахарова, отремонтированный когда-то на спех им самим. В этой квартире (номере специальной гостиницы) знаменитый ученый и правозащитник ХХ столетия провел свою ссылку с 1980 по 1986 годы. Все это время он находился под пристальным наблюдением сотрудников КГБ.
– Контроль был просто тотальный, — рассказывает научный сотрудник музея-квартиры Сахарова Татьяна Миронова. — По всей квартире были расставлены видеокамеры и прослушивающие устройства. У входа в квартиру круглосуточно был дежурный надсмотрщик. В одной из комнат поначалу жила хозяйка этой гостиницы, которая тоже была сотрудницей КГБ. В ее обязанности входило впускать через окно сотрудников КГБ, когда Сахарова не было дома, чтобы они производили обыски.
Место ссылки никогда не сможет стать родным. Это напрямую отразилось на интерьере помещения. Дизайна тут практически нет.
– Простой безвкусный стандартный интерьер: шаблонная мебель из ДСП. Ее можно было встретить практически в каждой квартире того времени. Нет главного — уюта. Все только самое необходимое. Главным в этом доме был однозначно мужчина. Человек сильный духом, который знает, что он хочет от жизни, и четко идет к своей цели. Подтверждает это, прежде всего надпись на двери кабинета — Per aspera ad astra («через тернии к звездам»), — считает Екатерина Степанищева.
Светлана Сухорукова и Наталья Куковерова попытались по-другому посмотреть на ту же самую квартиру:
– Это место многие интуитивно поймут лучше, смогут заметить как положительные, так и отрицательные моменты. Ведь эти стулья, кресла, кровати с простыми спинками стояли в квартирах наших бабушек, родителей, а некоторые из них до сих пор с нами в быту. Даже растения в рядок на подоконнике — такие знакомые и «современные»: кактусы, диффенбахия. Рабочее место — стол с двумя креслами. Если сравнить его с предыдущими квартирами: это совершенно другое отношение к пространству. Такая ситуация часто возникает, когда предметы в квартире появляются стихийно: «что получилось достать». Большой стол не помещался в комнату, и поэтому его прижали к стене, заставив двух человек за ним смотреть в стену, что очень некомфортно с точки зрения психологии пространства.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости