Новости – Люди












Люди
«У нас нет чудесного красного овоща»

Сельма Ксу. Фото: Страница Сельмы Ксу в Facebook
Иностранцы поделились впечатлениями о жизни в Удмуртии
1 апреля, 2015 13:20
10 мин
Учащиеся из Венгрии, Германии и Китая рассказали «Русской планете» о своих впечатлениях от столицы Удмуртии. Жители Ижевска, по словам иностранок, громко говорят, пропускают гостей из-за рубежа без очереди и даже не подозревают, насколько им повезло, что у них растет свекла.
– Я приехала из Няньчана, это город на юге Китая. Я изучаю журналистику в университете, в России я оказалась благодаря международной программе AIESEC. Сначала я хотела попасть в Москву или Санкт-Петербург, но теперь ничуть не жалею о том, что живу именно в Ижевске. Многие мои знакомые говорили, что Москва и Санкт-Петербург — это не Россия, и с подлинной жизнью миллионов россиян можно познакомиться только за пределами двух столиц.
Когда я узнала, что еду в Удмуртскую Республику, я решила, что это другая страна — мы привыкли к тому, что, например, Чешская Республика — государство, а оказалось, что республик в России очень много, и все они являются несамостоятельными.
У меня несколько ярких впечатлений об Ижевске. В первую же неделю моего пребывания в городе я стала свидетельницей очень странного обряда. Дело было ночью, на Ижевском пруду выстроилась огромная очередь из желающих войти в чудовищно ледяную воду. Мужчины и женщины в купальниках окунались в воду, мерзли, но все равно при этом выглядели воодушевленными. Оказалось, это один из важнейших христианских праздников — Крещение.
Второе, что меня поразило, — ваша служба такси. Когда я приехала в Ижевск и моя знакомая вызвала такси, чтобы добраться до хостела, я удивилась, что такси приехало настолько быстро, и водитель привез нас прямо к подъезду — в Китае такой сервис вряд ли встретишь.
Когда я пришла в супермаркет, я удивилась тому, сколько разных сладостей можно там найти. В китайских магазинах есть только шоколад, и он занимает одну полку. А здесь — отдельно полка с шоколадными конфетами, печеньем, вареньем… У вас вообще своеобразный вкус, я, признаться, никогда не видела, чтобы пельмени ели с томатным кетчупом. Или чтобы блины можно было бы есть с несладкой начинкой.
Из удмуртских блюд мне очень понравились перепечи, я бы хотела отведать еще какие-то блюда вашей кухни, но оказалось, что негде. В Татарстане есть рестораны татарской кухни (она, кстати, очень вкусная), а в Удмуртии заведений с удмуртской кухней нет. Я вообще заметила, что удмуртам сложно сохранить свои традиции и язык.
Мне очень импонирует ваша молодежь. Молодые люди в России гораздо более самостоятельны, чем их сверстники в Китае. Мы зависим от родителей (по крайней мере, пока учимся в университете) и финансово, и морально, а многие из вас после школы съезжают от мамы с папой, снимают квартиру, подрабатывают во время учебы. Кроме того, я заметила, что среди вас очень много творческих людей — помимо учебы и работы у всех есть какое-то хобби: театр, музыка, рисование. Но меня расстраивает всеобщее стремление покинуть родной город, уехать в Москву или Санкт-Петербург, а ведь об этом грезят очень многие.
Молодые люди всегда имеют свое мнение, а в Китае положено разделять мировоззрение родителей. Зато молодежь здесь далеко не всегда стремится к совершенству, не придает большого значения тому, чтобы сделать работу на отлично. А в китайцах это есть, может быть, в этом таится причина нашего экономического чуда и больших достижений в спорте.
Ижевчане очень общительные и открытые. Мы постоянно ходим в кафе, на концерты и спектакли. Друзья познакомили меня с борщом, это потрясающе вкусное блюдо, и я даже научилась его готовить. Правда, боюсь, что повторить его в Китае у меня не получится — у нас нет чудесного красного овоща, который придает супу цвет.

Фото: Страница Тины Фрике «Вконтакте»
– Интерес к финно-угорским регионам у меня возник, когда в 16 лет я по обмену уехала жить в Венгрию. После окончания школы я изучала финноугристику и славистику в Университете Геттингена. Это и есть главная причина, по которой из всех предложенных мне регионов я выбрала именно Удмуртию. Здесь, в Удмуртском университете, я преподаю немецкий язык и учусь. Предполагалось, что в Ижевске я пробуду пять месяцев (один семестр), в течение этого времени я получала стипендию. Близилось время отъезда, и я поняла, что хочу больше узнать о жизни в Ижевске, поэтому решила остаться еще на один месяц. А сейчас я думаю, что пробуду здесь до июня. Мне хочется задержаться, потому что я едва успела привыкнуть, да и столько всего еще неизведанного. Я часто выбираюсь из города, езжу с друзьями в интересные удмуртские места (такие как Лудорвай или Резиденция Тол Бабая), хожу в театры, на концерты — они здесь намного дешевле, чем в Германии.
Когда я собиралась сюда ехать, я и представить не могла, что Ижевск — такой большой город. Большинство людей в Германии никогда ничего не слышали об Ижевске и Удмуртии, поэтому мне казалось, что я еду в далекую-далекую провинцию. Оказалось, что в Ижевске живет более 600 тысяч человек, в то время как в Геттингене — всего 120 тысяч. По европейским меркам ваш город отнюдь не маленький.
Переехав в Россию, я стала совсем по-другому воспринимать расстояния. Когда мне говорят, что до Екатеринбурга надо ехать 10 часов на поезде, я понимаю, что это недолго. А если мне предложат ехать 10 часов из Геттингена, я смогу составить целый список стран, куда можно добраться за это время.
Если поезда в России ездят по расписанию, то городской общественный транспорт — как попало, и никто не знает, когда приедет твой автобус или трамвай. Но это еще полбеды. Я не знаю, куда едет автобус, в который я села, потому что нет карты, нигде не указано, куда он идет. Поэтому я всегда спрашиваю у других людей.
Мое любимое место в Ижевске — переход у университета. Мне кажется, это ваша фишка. Переход интересен не тем, что он весело и ярко разукрашен, а тем, что внутри много маленьких ларечков — такого в Германии я еще не видела. Еще я очень люблю набережную, и, несмотря на близость к воде, зимой там не очень холодно и светло даже вечером в отличие от остальной части города.
Первое время, когда я ходила по магазинам, я не могла ничего выбрать. В России на всех продуктах написано, когда они произведены. В Германии — когда заканчивается срок годности. Об этой разнице я поначалу не знала и брезгливо откладывала «испорченные» товары, потому что мне казалось, что их срок годности подошел к концу вчера, или месяц, или полгода назад.
Я заметила, что в России студенты более беспечны. В Германии любят все планировать. Когда я набирала группу из желающих изучать немецкий язык, многие сказали: я приду, если смогу, но еще не знаю. Я подумала про себя: почему ты еще не знаешь, если это уже завтра? Что может помешать? Возможно, таким образом студенты проявляют вежливость и вместо «не хочу» говорят «не могу». В Германии точно сказали бы или «да» или «нет».
Может быть, это связано с различием в системе образования. В Германии дети учатся в школе по 12–13 лет, и после школы обычно не сразу идут в университет, а работают, путешествуют, думают, чем хотят заняться в будущем. Многие начинают учиться в 21–23 года, а в России все студенты очень молодые. Как-то раз одна студентка, говоря о другой, сказала что-то типа: «Моей сокурснице уже 28 лет, и она такая старая».

Фото: страница Жофии Сираки «Вконтакте»
– Я аспирантка Будапештского университета имени Лоранда Этвеша, изучаю венгерский язык, литературу и финноугристику. Это не первый мой приезд в Удмуртию: четыре раза, начиная с 2007 года, я каждое лето приезжала на курсы удмуртского языка, в 2013 задержалась сразу на два месяца — выиграла стипендию, и, наконец, в сентябре 2014 начала работать в Удмуртском госуниверситете преподавателем венгерского языка. В этот раз я планирую пробыть в Ижевске три года — поработать и написать диссертацию на тему удмуртский суеверий, связанных с болезнями.
Я не скучаю по родине — со мной в Россию приехал мой муж, а с остальными родными легко связаться через Интернет. Здесь я чувствую себя как дома, мне нравится Ижевск и его жители.
Несмотря на то, что в Венгрии климат значительно теплее, чем здесь, я люблю погоду в Ижевске. Правда, местные жители пугали меня суровой зимой, но я вовсе не замерзла.
Я люблю гулять по городу. Однажды я загорелась идеей пройтись вдоль Ижевского пруда. Пройдя пешком около 10 километров, я поняла, что самое красивое место у пруда — это не благоустроенная набережная, а маленький лес за парком имени Кирова. У вас здесь вообще много деревьев, меня радует даже небольшая аллея у второго корпуса УдГУ.
Будапешт — это древний город с богатой историей, на порядок красивее и чище, чем промышленный Ижевск. Да, там больше возможностей для развития и развлечений. Но и в Ижевске много чего происходит. Только на прошлой неделе я побывала на презентации поэтического сборника Богдана Анфиногенова, на удмуртской дискотеке, на органном концерте в филармонии, на англоязычном фильме в кинотеатре «Дружба». На следующую неделю у меня тоже куча планов, и я не понимаю людей, которые говорят, что в Ижевске нечем заняться.
Иногда я ловлю себя на мысли, что в России люди говорят громче, чем в Венгрии. Вы более эмоциональны. Может, поэтому люди умиляются, когда понимают, что я не разговариваю по-русски. Мне это очень помогает, когда я стою в очереди — меня тут же пропускают вперед. Главное приятное открытие для меня — джентльмены на дорогах. У вас очень милые водители. Они всегда останавливаются, когда видят, что человек хочет перейти дорогу.
У русских и удмуртов немного разный менталитет. Но я не думаю, что удмурты спокойные и тихие, как принято считать. Они просто скромные и не любят привлекать к себе много внимания.
Когда я услышала о санкциях, мне было страшно, что теперь я не смогу есть то, что привыкла. Однако на деле ничего не изменилось: в магазине все те же бренды и продукты. Правда, мне кажется, что сербские яблоки на самом деле не оттуда — разве маленькая Сербия может поставлять столько продуктов в огромную Россию?
Большая проблема для меня — салаты. Они у вас продаются только в больших супермаркетах и стоят очень дорого. Я видела много теплиц около Ижевска, неужели нельзя выращивать салаты там? Остальные овощи я покупаю на Центральном рынке, около цирка часто стоят бабушки с тыквами и морковками.
В Венгрии я жила в деревне. Но у нас площади не такие, как в Удмуртии. На участке стоит дом и, к примеру, две елки — и все. А здесь у многих деревенских людей свои огороды и скотина. Сразу видно, что Россия — огромная страна.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости