Новости – Титульная страница












Титульная страница
В Тагиле нашли подлинного Рубенса

Художник-реставратор Антонина Наседкина с картиной «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» фламандского живописца Питера Пауля Рубенса // Фото Марии Кузнецовой
Это выяснилось при реставрации картины с помощью скальпеля и утюга
13 апреля, 2013 15:55
2 мин
В Нижнем Тагиле сейчас гостит картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, которая с 1976 года считалась копией. Но в прошлом году реставратору удалось выяснить, что это полотно — подлинник. Строго говоря, открытие было сделано в городе Ирбите, где в местном государственном музее изобразительных искусств хранится картина. Но сделала его Антонина Наседкина, единственный в Нижнем Тагиле художник-реставратор из местного музея изобразительных искусств.
В Ирбитский музей картина (1615–1620 годы, размер 180 на 152,5 см) была передана в 1976 году из Эрмитажа, а до этого она находилась в собрании известного петербургского врача А. В. Якобсона. Директор музея Валерий Карпов обратил внимание на красную опись век и прозрачные слезы Марии Магдалины — черты, характерные для кисти Рубенса. Было решено провести процесс атрибуции (установления авторства).
Работа Антонины Александровны — это что-то среднее из профессий химика, физика, врача и следователя. В ее кабинете полно разных баночек, скляночек и даже утюгов, и старинных чугунных, и современных электрических. Они нужны, в частности, для того чтобы провести сложный реставрационный процесс дублирования картины на новый холст (если старый окончательно пришел в негодность) без морщинок, складочек и пузырьков. Каждый этап реставрации фотографируется и скрупулезно фиксируется в специальном паспорте.

Художник-реставратор Антонина Наседкина // © Мария Кузнецова
– Картина поступила к нам в более-менее приличном состоянии, — говорит Антонина Наседкина. — Главное, что скрывало и искажало авторский колорит — плотный слой потемневшего от времени лака, который очень осторожно пришлось утоньшать. Для этого используются различные растворители, с их помощью осторожно, маленьким ватным тампончиком на кончике кисти, а где-то — скальпелем я снимала плотную лаковую пленку, оставляя тонкое лаковое покрытие. Кроме того, в процессе реставрации мы брали нити холста, грунт, основные пигменты — белила, охру, зеленый, синий, красный — и отправляли на анализы в Санкт-Петербург. Оттуда пришло заключение, что все пробы соответствуют эпохе, материалам и краскам Рубенса.
Картина, по словам Антонины Наседкиной, — сложная структура или, если хотите, тот же слоеный пирог: холст, грунт, имприматура, подмалевок, краски, лак… В той или иной мере — от неправильного хранения, перевозки, температурных колебаний — страдает каждый слой. Не удивительно, что при транспортировке из Ирбита тагильский реставратор постаралась максимально защитить полотно от повреждений. Например, по его краям, чтобы они не осыпались, сделала так называемые профилактические заклейки из тонкой бумаги. Сам клей, кстати, изготавливается ни много ни мало из осетровых пород рыб, это пищевой, биологический чистый и абсолютно натуральный продукт. Варится в кастрюльке на водяной бане на обычной электроплитке.
– Очень люблю работать с такими классическими вещами, как «Кающаяся Мария Магдалина», — признается Антонина Наседкина. — Становится радостно, когда ты освобождаешь картину от многочисленных наслоений, грубых записей, и она начинает дышать. Бывает, в ходе реставрации мы обнаруживаем подпись или монограмму. На этом полотне ничего такого не нашли, но, судя по профессиональной, мощной, красивой, мастерски выполненной живописи, можно говорить, что оно принадлежит кисти большого мастера.
Директор ирбитского музея изобразительных искусств Валерий Карпов планирует отправить полотно в Санкт-Петербург, чтобы в современной лаборатории провести заключительное фундаментальное исследование и поставить на нем имя художника. После этого «Магдалина» вернется в Ирбит.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости