Новости – Титульная страница












Титульная страница
Холманских создал «Тагильский клуб»
Плакат с Уралвагонзавода // Фото Марии Кузнецовой
На первом заседании его участники пытались, но не смогли ответить на вопрос, о чем молчит человек труда
15 апреля, 2013 15:49
2 мин
В Нижнем Тагиле прошло первое заседание «Тагильского клуба» — круглый стол под председательством полпреда президента РФ в УрФО Игоря Холманских. На нем искали образ человека труда в российском общественном сознании. Подискутировать на эту тему собрались известные журналисты, политологи и общественные деятели из Москвы и Екатеринбурга.
Образом «человека труда» Игорь Холманских озаботился не только потому, что он возглавляет всероссийское движение «В защиту человека труда». Широкую известность нынешний полпред приобрел, будучи начальником цеха Уралвагонзавода и являясь в ту пору примером, собственно, человека труда. В декабре 2011 года во время прямой линии с президентом страны Владимиром Путиным Холманских выразил желание приехать в Москву и «вместе с мужиками выйти и отстоять свою стабильность».
После этого, уже в новой должности, он вместе с челябинским губернатором Михаилом Юревичем всячески возрождал конкурс ГТО, пока наконец эта инициатива снизу не получила горячую поддержку российского президента. А летом 2012 года Холманских предложил даже возродить звание «Герой труда», что не так давно и сделал Владимир Путин.
Тем не менее в своей нынешней должности у большинства обывателей «Уралвагонполпред» слабо ассоциируется с трудящимся. Среди членов «Тагильского клуба» таковых вообще не обнаружилось. Вследствие этого одно только анонсирование заседания сопровождалось массой едких комментариев и колких замечаний типа «Люди труда стоят за станками и зарабатывают на кусок хлеба, в то время как…» Впрочем, сам полпред объявил встречу знаковым событием для всего УрФО и пообещал сделать такие заседания традиционными.
Назвав Нижний Тагил символом трудовой России и местом зарождения движения «В защиту человека труда», Холманских остановился на проблемах. По его словам, это, в частности, намеренный раскол российского общества, создаваемый так называемым креативным классом, а также навязывание обществу сомнений в его стабильном развитии и «принижение» народного большинства, которому не дают права высказывать свое мнение.
В ходе заседания возник вопрос, к какой категории можно отнести человека труда и в чем вообще заключается суть этого понятия. «Мы никогда не говорили, что человек труда — это только тот, кто работает на заводе», — положил начало дискуссии Игорь Холманских. Известный российский журналист Максим Шевченко предложил взглянуть на эту проблему с точки зрения политической философии.
– Самое ценное, что есть у человека, — это его жизнь и время, — сказал Шевченко. — Труд в данном случае выступает эквивалентом жизни, когда человек ежедневно в течение сорока лет работает по восемь часов в день за 20–30 тыс. рублей, возвращаясь после трудового дня домой в страшные блочные кварталы. Подобная ситуация в XIX веке, кстати, привела к революции. А «хозяин» получает в тысячи раз больше, при этом порой работая меньше. Почему жизнь и труд одних — тяжелы и ничтожны, а других — важны и приносят огромные доходы?
Отметив, что сегодня самосознание русского человека просыпается после долгого забытья, Максим Шевченко подчеркнул, что стоящий на повестке клуба вопрос актуален для всего человечества. «Мир пришел к такой чудовищной социальной несправедливости, какой не знали ни Древний Вавилон, ни Древний Египет», — заявил журналист.
По мнению публициста и блогера Кирилла Шулики, термин «человек труда» сегодня размыт по сравнению с советским прошлым, когда было четко ясно, кто — рабочий, кто — крестьянин, а кто — научная интеллигенция. «Почему человек труда не получает сегодня должной защиты?» — спросил у участников круглого стола Шулика. И сам же ответил на свой вопрос: «Потому что у нас категорически слабые профсоюзы». В России практически не проводится никаких акций, протестных действий под эгидой профсоюзов, в отличие, например, от западных стран, считает Шулика. Он высказал пожелание, чтобы движение «В защиту человека труда» в каком-то смысле заменило собой ФНПР.
Политолог Тимофей Шевяков заметил, что сегодня утрачен культурный код, который бы определял человека труда. В СССР, напомнил он, был огромный пласт массовой культуры, связанный с этим понятием, — фильмы, книги и т.д. Сейчас ничего подобного нет. «Задача — заново выстроить этот культурный код», — заявил Шевяков.
Политтехнолог Алексей Чадаев обратил внимание собравшихся на парадокс. «Как вышло так, что опорой системы стали те, кому живется хуже, а против нее выступили те, кому лучше?» — задался вопросом Чадаев, вспомнив о протестных митингах в столице. Однозначного ответа на этот вопрос участники круглого стола дать не смогли. Как, впрочем, не смогли они ответить и на главный вопрос заседания: «Кто же все-таки он такой, человек труда?»
Дискуссия будет продолжена на следующем заседании «Тагильского клуба».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости