Новости – Титульная страница












Титульная страница
Не вытанцовывается

Дмитрий Медведев и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посещают Астраханский государственный театр оперы и балета. РИА Новости, Михаил Климентьев
В новом театре оперы и балета стоимостью 5 миллиардов не хватило денег на постановку «Дон Кихота»
15 мая, 2013 10:24
3 мин
Совсем недавно в Астрахани с большой помпой открыли театр оперы и балета. Строительство этого здания обошлось федеральному бюджету более чем в 5 млрд рублей. Но учреждение культуры начало свою работу как раз с финансовой проблемы: не хватило денег на постановку балета «Дон Кихот».
В масштабах провинциального города здание нового театра поражает воображение. Его площадь составляет 52,64 тыс. м2. Для сравнения, до реконструкции Большой театр в Москве мог похвастаться лишь 30,3 тыс. м2 площади. То есть размеры сопоставимые. Новое здание театра, стилизованное под архитектуру Серебряного века, кажется роскошным замком. Внутри — ажурные росписи «под Русь», несколько репетиционных залов, в том числе большой балетный, несколько буфетов, музей и два концертных зала.
Высится махина Астраханского театра оперы и балета, прозванная в народе «пирамидой Хеопса», на фоне обшарпанных «хрущевок» и совсем уж дореволюционных домишек. Астрахань, как говорится, — город контрастов.
Торжественное открытие учреждения культуры прошло в октябре 2011 года. Тогда состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра (г. Санкт-Петербург) под управлением маэстро Валерия Гергиева. Но, как обычно бывает, после даты официального открытия в здании театра еще год продолжались работы по наладке механизма сцены, внутренней отделке помещений, обустройству прилегающей территории. Театр заработал по-настоящему только в конце 2012 года, его первым спектаклем стала опера П. И. Чайковского «Пиковая дама».
Астраханцы, как водится, обсуждали: зачем нужно тратить 5 млрд рублей на строительство этой громадины, когда средства можно было направить на решение более актуальных проблем региона. Большой зал театра способен вместить 1200 зрителей. Сложно представить себе такое количество местных балетоманов, каждые выходные стройными рядами идущих на спектакль. Руководство театра понимает, что единственная возможность привлечь зрителей — это максимально разнообразить репертуар, постоянно выпуская новые спектакли.
– Увы, материальное обеспечение спектаклей является тормозом для расширения репертуара, — заявил корреспонденту «Русской планеты» художественный руководитель театра Валерий Воронин. — К сожалению, закрыть нынешний сезон балетом «Дон Кихот» Людвига Минкуса, как мы планировали, не получится: не хватает денег.
Театр был построен в основном на федеральные средства. А финансирование его работы зависит от областной казны. Каждый месяц на эксплуатацию здания, зарплату сотрудников и сопутствующие расходы необходимо около 2 млн рублей. Еще нужны декорации, костюмы, оборудование и многое другое. До самоокупаемости учреждению культуры еще очень далеко. Билет в большой зал стоит порядка 650 рублей, в малый — 400. Многие астраханцы просто стесняются туда прийти: слишком уж помпезное здание.
Как пояснили корреспонденту «Русской планеты» в пресс-службе регионального министерства культуры, деньги на постановку «Дон Кихота» будут, но во второй половине года. Особенности бюджетного финансирования таковы, что нужно еще дождаться налоговых поступлений в областную казну от предприятий и организаций. И лишь средства поступят, их сразу же распределят, как и обещано.
В прошлом году общее финансирование астраханской культуры впервые перевалило за миллиард. В 2013 году этот показатель равен 1 млрд 200 млн рублей. Но пока учреждения получили лишь 15% от положенной суммы — немногим более 200 млн. Так уж повелось, что основные бюджетные платежи всегда приходятся на второе полугодие.
Сейчас астраханские зрители могут увидеть два балета («Лебединое озеро», «Наяда и рыбак») и три оперы («Мадам Баттерфляй», «Пиковая дама» и «Борис Годунов»), а также детский спектакль «Черевички». Но пока большая часть театральных вечеров проходит на малой сцене. Там звучат романсы, старинная музыка, мелодии из оперетт и кинофильмов. На 1 июня намечена премьера еще одного балета на музыку Мориса Равеля, «Вальс белых орхидей». Уже готовые сцены из «Дон Кихота» демонстрируются зрителям одноактного спектакля «Наяда и рыбак» в качестве дополнения.
Главной статьей расходов при постановке балетных и оперных спектаклей является стоимость внушительных декораций. Порой она зашкаливает за 5 млн рублей. Например, декорации к балету «Вальс белых орхидей» были созданы в Москве. На их оплату и транспортировку денег у театра хватило. А декорации к «Дон Кихоту», заказанные в Санкт-Петербурге, учреждение культуры пока не потянуло.
В целом три премьеры за один сезон — это неплохо для провинциальной балетной труппы, где средний возраст артистов — 21 год. Труппа состоит из вчерашних выпускников Московской академии хореографии, Академии русского балета им. Вагановой, Новосибирского, Казанского, Уфимского и Пермского хореографических колледжей. В Астрахани у молодых ребят и девушек есть возможность проявить себя, танцуя первые партии. Не секрет, что в других театрах им пришлось бы дожидаться такой творческой самореализации не один год.
Кстати, несмотря на молодость этого астраханского театра, творческие страсти здесь кипят нешуточные. Например, в прошлом году на художественного руководителя балетной труппы Константина Уральского было совершено нападение. Мужчина несколько раз ударил его кастетом по лицу в подъезде собственного дома.
– Нападавший пойман и осужден. Получил год условно. Может, я реагирую как человек, который пострадал, но нападение было спланировано, продумано, я знаю, по какой причине оно было организовано. Там прослеживается прямая связь с театром, с моей профессиональной деятельностью, — рассказал Константин Уральский корреспонденту «Русской планеты».
А вот среди успехов молодого коллектива — номинации на национальную театральную премию «Маска», которых удостоились сразу два спектакля. В сезоне 2011–2012 годов это опера Пуччини «Мадам Баттерфляй». А в нынешнем — «Пиковая дама».
В масштабах провинциального города здание нового театра поражает воображение. Его площадь составляет 52,64 тыс. м2. Для сравнения, до реконструкции Большой театр в Москве мог похвастаться лишь 30,3 тыс. м2 площади. То есть размеры сопоставимые. Новое здание театра, стилизованное под архитектуру Серебряного века, кажется роскошным замком. Внутри — ажурные росписи «под Русь», несколько репетиционных залов, в том числе большой балетный, несколько буфетов, музей и два концертных зала.
Высится махина Астраханского театра оперы и балета, прозванная в народе «пирамидой Хеопса», на фоне обшарпанных «хрущевок» и совсем уж дореволюционных домишек. Астрахань, как говорится, — город контрастов.
Торжественное открытие учреждения культуры прошло в октябре 2011 года. Тогда состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра (г. Санкт-Петербург) под управлением маэстро Валерия Гергиева. Но, как обычно бывает, после даты официального открытия в здании театра еще год продолжались работы по наладке механизма сцены, внутренней отделке помещений, обустройству прилегающей территории. Театр заработал по-настоящему только в конце 2012 года, его первым спектаклем стала опера П. И. Чайковского «Пиковая дама».
Астраханцы, как водится, обсуждали: зачем нужно тратить 5 млрд рублей на строительство этой громадины, когда средства можно было направить на решение более актуальных проблем региона. Большой зал театра способен вместить 1200 зрителей. Сложно представить себе такое количество местных балетоманов, каждые выходные стройными рядами идущих на спектакль. Руководство театра понимает, что единственная возможность привлечь зрителей — это максимально разнообразить репертуар, постоянно выпуская новые спектакли.
– Увы, материальное обеспечение спектаклей является тормозом для расширения репертуара, — заявил корреспонденту «Русской планеты» художественный руководитель театра Валерий Воронин. — К сожалению, закрыть нынешний сезон балетом «Дон Кихот» Людвига Минкуса, как мы планировали, не получится: не хватает денег.
Театр был построен в основном на федеральные средства. А финансирование его работы зависит от областной казны. Каждый месяц на эксплуатацию здания, зарплату сотрудников и сопутствующие расходы необходимо около 2 млн рублей. Еще нужны декорации, костюмы, оборудование и многое другое. До самоокупаемости учреждению культуры еще очень далеко. Билет в большой зал стоит порядка 650 рублей, в малый — 400. Многие астраханцы просто стесняются туда прийти: слишком уж помпезное здание.
Как пояснили корреспонденту «Русской планеты» в пресс-службе регионального министерства культуры, деньги на постановку «Дон Кихота» будут, но во второй половине года. Особенности бюджетного финансирования таковы, что нужно еще дождаться налоговых поступлений в областную казну от предприятий и организаций. И лишь средства поступят, их сразу же распределят, как и обещано.
В прошлом году общее финансирование астраханской культуры впервые перевалило за миллиард. В 2013 году этот показатель равен 1 млрд 200 млн рублей. Но пока учреждения получили лишь 15% от положенной суммы — немногим более 200 млн. Так уж повелось, что основные бюджетные платежи всегда приходятся на второе полугодие.
Сейчас астраханские зрители могут увидеть два балета («Лебединое озеро», «Наяда и рыбак») и три оперы («Мадам Баттерфляй», «Пиковая дама» и «Борис Годунов»), а также детский спектакль «Черевички». Но пока большая часть театральных вечеров проходит на малой сцене. Там звучат романсы, старинная музыка, мелодии из оперетт и кинофильмов. На 1 июня намечена премьера еще одного балета на музыку Мориса Равеля, «Вальс белых орхидей». Уже готовые сцены из «Дон Кихота» демонстрируются зрителям одноактного спектакля «Наяда и рыбак» в качестве дополнения.
Главной статьей расходов при постановке балетных и оперных спектаклей является стоимость внушительных декораций. Порой она зашкаливает за 5 млн рублей. Например, декорации к балету «Вальс белых орхидей» были созданы в Москве. На их оплату и транспортировку денег у театра хватило. А декорации к «Дон Кихоту», заказанные в Санкт-Петербурге, учреждение культуры пока не потянуло.
В целом три премьеры за один сезон — это неплохо для провинциальной балетной труппы, где средний возраст артистов — 21 год. Труппа состоит из вчерашних выпускников Московской академии хореографии, Академии русского балета им. Вагановой, Новосибирского, Казанского, Уфимского и Пермского хореографических колледжей. В Астрахани у молодых ребят и девушек есть возможность проявить себя, танцуя первые партии. Не секрет, что в других театрах им пришлось бы дожидаться такой творческой самореализации не один год.
Кстати, несмотря на молодость этого астраханского театра, творческие страсти здесь кипят нешуточные. Например, в прошлом году на художественного руководителя балетной труппы Константина Уральского было совершено нападение. Мужчина несколько раз ударил его кастетом по лицу в подъезде собственного дома.
– Нападавший пойман и осужден. Получил год условно. Может, я реагирую как человек, который пострадал, но нападение было спланировано, продумано, я знаю, по какой причине оно было организовано. Там прослеживается прямая связь с театром, с моей профессиональной деятельностью, — рассказал Константин Уральский корреспонденту «Русской планеты».
А вот среди успехов молодого коллектива — номинации на национальную театральную премию «Маска», которых удостоились сразу два спектакля. В сезоне 2011–2012 годов это опера Пуччини «Мадам Баттерфляй». А в нынешнем — «Пиковая дама».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости