Новости – Титульная страница












Титульная страница
Украина демпингует и выигрывает

Шахтерская смена перед спуском в забой //© РИА Новости, Сергей Венявский
Шахты Ростовской области терпят убытки из-за дешевого импортного угля
19 апреля, 2013 12:29
3 мин
А как красиво все начиналось… Компания «Донуголь», одна из нескольких, возникших на месте промышленных монстров советского времени — трестов «Ростовуголь» и «Гуковуголь», первой не только в российском Донбассе, но и во всей России «с нуля и под ключ» построила и сдала в эксплуатацию шахту нового поколения — «Шерловскую-Наклонную».
27 февраля 2007 года прошла торжественная церемония запуска шахты в работу. В своей приветственной речи тогдашний губернатор Ростовской области Владимир Чуб заявил:
– Почти 15 лет новых шахт в Ростовской области не открывалось. Сегодня это произошло. Мы рассчитываем, что эта шахта не только даст работу нашим горнякам, топливо для электростанций и населения, но и будет обеспечена успешная производственная деятельность предприятия на многие годы.
Ключевые слова здесь — «топливо для электростанций». Ведь всего в каких-то 50 километрах от шахты — Новочеркасская ГРЭС, одна из крупнейших в России, обеспечивающая 15% от общей генерации электроэнергии в Северо-Кавказском регионе. Ее и строили 50 лет назад специально для эксплуатации на местных углях — они не столь калорийны, как украинские. К тому же станция эта до сих пор единственная в России, приспособленная для работы на штыбе — угольной пыли. Новочеркасская ГРЭС — гарантированный рынок сбыта для «Шерловской-Наклонной» шахты проектной мощностью 650 тыс. тонн угля в год. По данным областного Минпрома, из 5,2 млн тонн, добытых на Дону в 2011 году, ровно половина поставлена Новочеркасской ГРЭС.
Горняки ни о чем не беспокоились, шахта даже перекрывала плановые объемы добычи, а «Донуголь» начал достраивать еще две, заброшенные с советских времен. Но так можно работать, если иметь дело с социально ответственными и честными партерами по бизнесу.
Однако летом и осенью прошлого года НчГРЭС первый раз ввела ограничения на поставки донского угля. Тогда представитель собственника ОАО ОГК-2 Дмитрий Филатов заявил в местной прессе следующее:
– Одна из причин сокращения закупок в Ростовской области — возможность покупать более дешевый украинский уголь. Но мы не будем полностью разрывать контракты с местными горняками — оборудование рассчитано на местное топливо, и украинские угли можно сжигать только в смеси с донскими. Будем договариваться, искать баланс поставщиков.
Тогда же было объявлено, что на 2013 год НчГРЭС потребуется не менее 3 млн тонн угля.
Но уже в феврале и марте нынешнего года энергетики опять приостановили приемку угля. Они объяснили это затовариванием: угольщики перевыполняли планы. В апреле поставки возобновились, но лишь временно. Действующие контракты на поставку угля на ГРЭС закончились 31 марта. Объявлен новый конкурс, но донские шахтеры в нем участвовать не хотят.
Роман Штейнцайг, представитель собственника другой крупной шахты — «Садкинской», планировавшей поставить на ГРЭС 1,4 млн тонн угля, говорит, что условия, предлагаемые энергетиками, невыгодны:
– Они требуют снизить цены на 15%, а это ниже себестоимости. Работать себе в убыток ни одна компания не будет. Уже сейчас только на складах «Садкинской» лежит 250 тыс. тонн угля. Не сегодня-завтра шахтеры выйдут на забастовку, как в 90-е. Инвестпрограммы мы сворачиваем. На других шахтах ситуация похожая.
Вот что горняки «Шерловской-Наклонной» пишут министру энергетики России Александру Новаку:
– При обсуждении возможности заключения нового договора на поставку угля со стороны ОАО «ОГК-2» поставлены беспрецедентно жесткие условия: не использовавшиеся ранее дополнительные штрафы за качество поставляемой продукции, снятие с покупателя гарантий определенного объема закупки угля и прочее. Одним из условий является значительное (не менее 10%) снижение цены закупки на энергетический уголь. При этом следует отметить, что цены, тарифы (в т.ч. на электроэнергию!) и ставки социальных отчислений для предприятий подземной добычи угля неуклонно растут, что уже привело к убыточности нашего предприятия в 1-й половине 2012 года и в первые два месяца текущего года».
Шахта «Шерловская-Наклонная» — на грани остановки. В конце 2012 года у предприятия были перспективы по наращиванию темпов добычи угля и строительству новой шахты, а сегодня ОАО «Донуголь» вынуждено в оперативном порядке сокращать объемы производства, устанавливать сокращенную рабочую неделю, сокращать численность работающих, разрабатывать мероприятия по остановке шахты.
Председатель Ростовской территориальной организации Росуглепрофсоюза, депутат трех созывов Госдумы, ныне председатель Комитета по социальной политике, труду, здравоохранению и спорту Законодательного собрания Ростовской области Владимир Катальников высказал еще в октябре прошлого года серьезную озабоченность:
– Скажу прямо: мы имеем дело с настоящей экспансией украинских углей на территорию Ростовской области. По моим данным, за сентябрь к нам поступило из Украины более 130 тыс. тонн антрацита марки АШ и более 70 тыс. тонн сортовых углей. Мягко сказать, что мы, донские угольщики, обеспокоены этой ситуацией — она вызывает у нас величайшую тревогу. Ведь если у наших предприятий нет реализации угля, значит, не будет и средств на выплату зарплаты людям, уплату налогов во все уровни бюджетов, на подготовку новых очистных забоев. Все это грозит усилением социальной напряженности в шахтерских коллективах.
– Между тем на Украине угольная отрасль дотируется государством, а крупнейший украинский поставщик донских энергетиков — корпорация ДТЭК — еще в 2011 году получила в концессию два мощных шахтоуправления и теперь может не закладывать в цену своего угля инвестиционную составляющую — ее просто нет, — уточняет Алексей Кошман, представитель собственника «Шерловской-Наклонной».
В ОГК-2 объясняют свою позицию так:
– Донской уголь менее калорийный, чем украинский. Мы вынуждены «подсвечивать» его газом. Отсюда дополнительные затраты, кроме того, быстрее изнашивается оборудование.
Но это лукавство. Новочеркасская ГРЭС изначально рассчитана на донские угли. Никакой «подсветки» газом не требуется. Кроме того, у украинского угля выше зольность, что не проходит бесследно для экологии.
Другое дело, что собственник ОГК-2, куда входит НчГРЭС, — «Газпром энергохолдинг» — перевод мощностей на газ начал еще в 2004 году, и сейчас три энергоагрегата из восьми работают только на газе.
Более того, на заседании ростовского отделения Всероссийского электропрофсоюза в начале апреля представители ОГК-2 заявили, что темпы роста цен на электроэнергию значительно ниже темпов роста цен на уголь. Это, по их словам, приводит к «неэффективности угольной генерации, особенно на фоне ввода блоков атомных электростанций». И если не удастся понизить цену на уголь, то энергетики обещают окончательно вывести все угольные блоки ГРЭС из эксплуатации.
Угольщики на это отвечают: потребуются огромные затраты, что скажется на стоимости электроэнергии. А в случае с НчГРЭС — еще и на тарифах на отопление и горячую воду в ряде населенных пунктов Ростовской области.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости