Новости – Титульная страница












Титульная страница
Трамвай уничтожен. Нужен трамвай

Скоростной трамвай на станции Ельшанка волгоградского метротрама // © РИА Новости, Кирилл Брага.
До 2020 года в Воронеже потратят миллиарды рублей на воссоздание рельсового транспорта
23 апреля, 2013 14:48
3 мин
Скоростной трамвай отличается от обычного тем, что его рельсы проходят по обочине проезжей части, а чаще изолированы от нее. В Воронеже уже готова схема семи наземных и подземных маршрутов скоростного трамвая. К ней, как и к новой «рациональной» сети автотранспорта, приложили руку москвичи. Это ЗАО «МГЦ-групп» («Мостгеоцентр»). Сергей Остапенко, председатель совета директоров компании, уже продемонстрировал схему губернатору Алексею Гордееву.
Маршруты скоростного трамвая практически повторяют старую трамвайную сеть. Московские проектировщики посчитали, что она была оптимальной, поэтому предлагают, как и раньше, связать рельсами основные жилые районы города, а главной трамвайной улицей снова сделать Кольцовскую. Поэтому воронежцы отметили, что все опять проходит по излюбленному русскому сценарию — сначала подчистую уничтожить, а потом восстановить с нуля.
Директор «Мостгеоцентра» предлагал реализовать в Воронеже систему легкорельсового сообщения еще в 2009 году. Она должна была связать правый берег с левым и соединить вокзалы, однако проект остался среди несбывшихся планов.
Кстати, первый трамвай появился на воронежских улицах в мае 1926 года, но сообщение между двумя берегами удалось наладить только в августе 1954-го. А в 1985 году построили единственный в Европе двухъярусный бетонный мост — Северный. Он закладывался с перспективой строительства метрополитена или скоростного трамвая.
Лихие 90-е воронежский рельсовый транспорт смог пережить без серьезных потерь — ни одна из линий закрыта не была. Даже поступило около 30 б/у вагонов из Германии. В 2001 году в городе действовал 21 маршрут, общая протяженность путей составляла 173,5 км.
Но потом на выборах мэра города победил Александр Ковалев, и трамвайные маршруты стали закрываться, а пути — демонтироваться. Все это новый градоначальник объяснял тем, что нужно расширить проезжую часть для автомобилей. Мэр считал, что трамвай — это бесперспективный, затратный и малоэффективный вид транспорта, а еще — «экологически очень грязный».
Окончательно трамвай исчез с воронежских улиц 15 апреля 2009 года. На тот момент действовало два маршрута из 21, а на линию выходило всего лишь четыре вагона из трехсот. Не прошло и полгода после «отмены» трамвая, как вагоны принялись распиливать на металлолом, а рельсы — разбирать.
Опрос, проведенный в марте 2009 года консалтинговым центром «Квалитас», показал, что против закрытия трамвайного движения выступают 52% воронежцев, при этом больше трети населения города отнеслись к этому равнодушно. Горожане не получили экономического обоснования действий властей. Не был учтен опыт соседних городов, имеющих трамвайные системы, — Липецка, Курска и Старого Оскола. Не приняли власти во внимание и предложения жителей города, которые активно обсуждали данный вопрос в Интернете и приводили разумные доводы против закрытия движения рельсового транспорта.
Транспортная система любого крупного города представляет собой сумму нескольких видов транспорта, различных по своим эксплуатационным характеристикам. Каждый из них — будь то автобус, маршрутное такси, трамвай или троллейбус — занимает свою особую нишу. Когда в Воронеже закрыли классический трамвай, занимаемая им ниша опустела, при этом ничего эволюционно нового так и не появилось. Это привело к тому, что в городе втрое снизилась подвижность населения, дефицит транспортного обслуживания вырос на 40%, а автомобильные заторы стали обычным делом. И с каждым годом ситуация становилась все хуже и хуже.
Когда в декабре 2012-го родился миллионный житель Воронежа, в столице Черноземья на полном серьезе заговорили о строительстве метро. Но в администрации города решили, что «подземка» — слишком дорогое удовольствие. К тому же для метрополитена Воронеж не обеспечивает нужного пассажиропотока.
– Речь можно вести только о разновидности скоростного рельсового транспорта, — говорит Олег Беляков, замруководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области.
Как сообщают в администрации города, для связи двух берегов скоростным трамваем планируется использовать существующую эстакаду на Северном мосту через русло реки Воронеж. Через мост пройдет один из пилотных маршрутов. При этом, как рассказал Владимир Анисимов, руководитель управления мэрии, придется провести большую работу: оборудовать остановочные пункты высокими платформами, обеспечить подвоз пассажиров к железнодорожным станциям и организовать удобные пешеходные переходы.
Вместе с тем запланировано строительство и новых железнодорожных путей, часть из которых по примеру волгоградского метротрама будет проходить под землей (речь идет об участке линии от Политехнического института до перекрестка Плехановской и Кольцовской улиц).
Но пока скоростной трамвай в Воронеже не запущен, есть большие сомнения в том, что это случится.
– По ряду предложенных направлений возникают сомнения в целесообразности строительства линий, — комментирует Андрей Фурсов, руководитель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт». — Так, например, в районе окружной автомобильной дороги нет достаточных пассажиропотоков для легкорельсового транспорта — на данном направлении будет достаточно запустить обычный автобус. Возникают вопросы по линии на улице 20 лет Октября, которая в проекте пройдет через Вогрэсовский мост. Техническое состояние самого моста сегодня не удовлетворяет требованиям, которые предъявляются при строительстве трамвайных линий. Потребуется отдельная программа для капитального ремонта мостовой переправы, что существенным образом повысит стоимость строительства.
Вопрос о деньгах, вернее, об их нехватке, также является одним из ключевых.
На встрече губернатора с председателем совета директоров «Мостгеоцентра» было озвучено, что проект обойдется в миллиарды (и это несмотря его на дешевизну по сравнению с метрополитеном). По данным МОО «Город и транспорт», один километр наземной линии скоростного трамвая стоит около 500 млн рублей (учитывая затраты на подвижной состав, энергосистему и прочие сопутствующие расходы), а подземной — почти 2 млрд.
– Вместе с тем, — продолжает Андрей Фурсов, — мировая практика показывает, что строительство линии скоростного транспорта дает новый толчок к развитию того района, где она пролегает. Вокруг нее начинают возводить объекты торговли, промышленности, жилого фонда. Поэтому на данный момент времени нельзя с полной уверенностью сказать о том, как именно изменятся пассажиропотоки, когда будет построена новая система скоростного транспорта.
Кроме того, власти не исключают превращения после 2020 года скоростной железнодорожной линии в линию «легкого метро».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости