Новости – Титульная страница












Титульная страница
Примут с сохой, оставят с ГОКом. Часть 2

На митингах всегда полно людей в форме // © Артём Бобров
Противники добычи никеля в Воронежской области требуют референдума
5 апреля, 2013 14:18
4 мин
Невзирая на разлад внутри движения, противники добычи никеля недавно перешли в решительное наступление. 8 февраля на участок, где работает компания «Воронежгеология», прибыли около 30 казаков, во главе которых стоял Константин Рубахин, координатор движения «В защиту Хопра». Как сообщает Интерфакс, они избили гендиректора компании Юрия Копейкина и его заместителя Валерия Копейкина нагайками. По факту нанесения телесных повреждений уже возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное причинение легкого вреда здоровью».
Читайте также: Примут с сохой, оставят с ГОКом. Часть 1
Евгений Брагин, заместитель генерального директора УГМК, заявил журналистам, что, несмотря на случившееся, компания продолжает поисково-оценочные и геологоразведочные работы на Еланском участке под усиленной охраной.
Евгений Брагин, заместитель генерального директора УГМК, заявил журналистам, что, несмотря на случившееся, компания продолжает поисково-оценочные и геологоразведочные работы на Еланском участке под усиленной охраной.
– Мы имеем всю необходимую документацию для проведения работ, и вся она была предоставлена Константину Рубахину после его требования, хотя он и не имел на это никакого права, — сказал Евгений Брагин. — Ситуация с избиением людей является провокацией, физическая расправа абсолютно недопустима, и мы впервые сталкивается с этим за все время работы компании.
Несмотря на явные разногласия, Константин Рубахин солидарен с Брагиным в одном — случившееся на участке являлся провокацией. Только, по мнению координатора движения «В защиту Хопра», под удар были поставлены противники никелевых разработок.
– Этот инцидент раздувается с целью обоснования давления на экоактивистов, — сказал Константин Рубахин корреспонденту «Руси». — Если бы Копейкина били нагайками 30 человек, он бы пресс-конференцию на следующий день не давал. Мы работаем в правовом поле, где УГМК допускает нарушение за нарушением. Они работают на землях сельхозназначения — в соответствии с договором аренды земли в сельхозцелях бурятся поисковые скважины, из которых разливается подземная вода, повреждая почвы. Реакция людей на такое пока сдерживается. Если организаторы перестанут уговаривать людей, то ситуация станет неуправляемой.
Через месяц, 10 марта, на митинге против добычи никеля в Новохопёрске Валерий Телегин, атаман 2-го Хопёрского округа Всевеликого войска Донского, вступил в словесную перепалку с представителями ЧОП «Патруль», охранявшими геологов, что работают на месторождении. В ходе этой перепалки атаман недвусмысленно угрожал расправой представителям охранного предприятия. Уже на следующий день против атамана было возбуждено уголовное дело по статье «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью».
История получила свое развитие 17 марта, на Прощеное воскресенье. Как сообщает воронежское информационное агентство Abireg.ru, Валерий Телегин написал письмо губернатору Алексею Гордееву, в котором попросил прощения за свои действия на митинге. По информации, имеющейся у агентства, атаман пишет, что казаков 2-го Хопёрского округа ВВД «спровоцировали чужаки из Москвы и ряженые казаками торгаши из Урюпинска». Также в письме он признает, что УГМК действует в рамках закона, и заверяет, что он и его казаки поддерживают губернатора во всех его действиях.

Казачий сход в Новохопёрске 10 марта. Фото штаба 2-го Хопёрского округа Всевеликого войска Донского
Комментируя это, атаман заявил корреспонденту «Руси», что письмо не писал и что оно — дело рук сил, стремящихся «пробить» никелевую тему в области.
– Это письмо появилось, как только против меня возбудили уголовное дело. Одновременно с этим возле моего дома стали околачиваться какие-то люди, а на мой телефон — поступать непонятные звонки. Я считаю, что кому-то просто очень нужно выбить казаков из протестного движения и всех нас рассорить, чтобы мы забыли нашу основную цель. Полагаю, что это только начало и таких пасквилей будет еще очень много.
Со временем ситуация вокруг воронежского никеля становится все более напряженной и запутанной.
Но пока применяется физическая сила, звучат угрозы и заводятся уголовные дела, над проблемой продолжают думать ученые. Касательно воды, подстилающей месторождение, в одном из изданий было опубликовано мнение академика Николая Чернышова. Он рассказал, что для того, чтобы добраться до руды, горнякам предстоит пройти шесть водоносных горизонтов. Один из них очень опасен, потому что вредных элементов в нем примерно 70 граммов на литр — то есть больше, чем соли в крепком рассоле. С такой же водой, скорее всего, будут сталкиваться и при самой добыче никеля. Откачивать ее наружу, как считает Николай Чернышов, нельзя, потому что она испортит чернозем. Кстати, вопрос политизирован настолько, что в последнее время ученые попросту отказываются обсуждать его. Не исключено, что этого и добивались игроки в данном деле — решать вопрос не на научном уровне, а на политическом, путем использования агрессивных PR-технологий.
По словам экспертов из «Уральской горно-металлургической компании», проект не предусматривает откачки и последующего сброса шахтных вод, поэтому никакого воздействия на чернозем оказано не будет. Современные технологии заморозки и бетонирования ствола шахты позволяют изолировать водные горизонты и избежать стока воды в шахту. Незначительное количество воды из шахты собирается и после очень серьезной очистки используется в системе замкнутого водооборота предприятия.
В УГМК подчеркнули, что проект рассчитывается таким образом, чтобы не допустить смешения вод из различных водных горизонтов и попадания воды в шахту. Значительного технологического потребления воды также не планируется благодаря замкнутому циклу водооборота. Таким образом, будет предотвращено как загрязнение чистой воды, так и падение уровня грунтовых вод.
Что касается способа добычи, на месте разработки будет вырыт котлован, глубина которого — 3,5 метра, а диаметр — 16 метров. Он необходим для строительства шахты. В его дно будут вбиты сваи, их зальют бетоном и установят необходимые металлические конструкции. Далее котлован засыплют землей. Таким образом, это будет всего лишь временный объект, необходимый только для строительных работ.
Обогащать добытую из-под земли руду планируется на месте. Это будет делаться для того, чтобы не возить по железной дороге из Воронежа на Урал много пустой породы, поскольку это невыгодно. УГМК обещает создать новую инфраструктуру, в том числе, при необходимости, подъездные железнодорожные пути. Эти вопросы решаются при разработке проекта освоения месторождения.
Вместе с тем Виктор Ступин, руководитель Росприроднадзора, отметил, что отрасль переживает кризис — за последние годы мировые цены на металл упали в 2,5 раза. Возможно, ничего строить в Воронежской области не станут.
Противники добычи никеля хотят добиться проведения референдума, на котором бы раз и навсегда решился вопрос о разработках месторождений. Движение «В защиту Хопра» сообщает, что идею референдума поддержал Совет по правам человека при Президенте РФ. 28 марта в Новохопёрске побывал Андрей Юров, один из членов Совета. Там он встретился с представителями местных правоохранительных органов и экоактивистами. По словам последних, Совет по правам человека еще два месяца назад порекомендовал губернатору Воронежской области провести референдум. Под рекомендацией подписался Михаил Федотов, председатель Совета. Референдум рассматривается как наиболее цивилизованный способ разрешить конфликт, что сложился между экоактивистами и компанией УГМК. С другой стороны, эта форма принятия решения как раз предусматривает, что победит та сторона, которая будет громче всех агитировать, а не та, что будет располагать разумными аргументами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости