Титульная страница
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Титульная страница
Русская планета

Все вместе

Общение с другими детьми помогает ребенку-инвалиду адаптироваться в обществе. Фото ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин

Инклюзивное обучение в Чите развивается только за счет спонсоров и родителей

Елена Коваленко
6 декабря, 2013 23:50
5 мин
Инклюзивное образование (от фр. Inclusif — включающий в себя. Примеч.авт.) подразумевает возможность обучения детей с особыми потребностями (например, инвалидов) в обычных общеобразовательных школах.
– С первого сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании», в котором инклюзивное образование закреплено на законодательном уровне, — сообщила корреспонденту РП начальник отдела общего, дополнительного образования и воспитания краевого министерства образования, науки и молодежной политики Валентина Чипизубова. — Раньше при строительстве школ у нас не предусматривалось никаких приспособлений, чтобы люди на инвалидных колясках, например, могли беспрепятственно проехать в здание. Сейчас такие уже есть в Чите, Краснокаменске и в других районах, но это пока единичные случаи. Наша задача создать условия для инклюзивного образования, начиная от дошкольных учреждений, заканчивая высшими учебными заведениями.
Недоступная среда
Читинка Елена испытала все трудности поиска школы для своего сына, страдающего заболеванием опорно-двигательного аппарата ребенка. Дистанционное обучение на компьютере для мальчика не подходит: есть проблемы со зрением и моторикой. Кроме того, оно может пагубно сказаться на его социализации. Поэтому Елена решила отдать сына, в обычную школу.
– Мы отдаем ребенка в школу не для того, чтобы он там просто сидел в классе, а чтобы чему-то реально научился, объясняет ситуацию «Русской планете» Елена Лаврентьева. Сейчас ни в одной школе края нет педагога, который бы сидел с ребенком на уроках и в доступной форме объяснял, что надо делать. Денег на оплату труда таких людей не выделяется.
Дело в том, что ребенку с ограниченными возможностями может быть трудно даже открыть тетрадь. Ему нужен отдельный помощник. В такой ситуации найти удачный вариант для инклюзивного обучения непросто. Но Елене повезло: вместе с родителями других детей с подобными проблемами, а также с помощью спонсоров и краевого министерства образования на базе «Центра образования» для детей-инвалидов удалось организовать класс для шести человек. Теперь Елена опасается, что из-за недостатка финансирования проект может в любой момент завершиться.
– Ребята рады коллективу, до школы в центре города добираться удобно и обучение бесплатное. Здесь специалисты знают заболевания наших детей и строят учебу исходя из этого. Но люди работают на энтузиазме, заинтересованности власти в этом не чувствуется. Считаю, что надо скоординировать работу чиновников и родителей.
Доступность всех возможностей для учеников, вне зависимости от их физического здоровья, изначально было идеей самого ГОУ «Центр образования».
– Сегодня в центре успешно социализируются дети с разными заболеваниями, в том числе те, кто раньше считался необучаемым, отметила в разговоре с корреспондентом РП заместитель директора центра по научно-методической работе Ольга Григорьева. Сегодня Центр является площадкой по разработке примерных учебных программ для пробного внедрения различных моделей специального, инклюзивного и альтернативного обучения. Уже наработаны методики и технологии специального обучения детей с нарушением слуха, интеллекта, коррекции раннего развития, осваиваются технологии обучения детей с ДЦП, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом.
Однако, потребность даже относительно небольшого города как Чита, «Центр образования» удовлетворить не в состоянии. И родители детей — инвалидов вынуждены искать другие варианты для своих чад.
Частным образом
– Когда я говорила словосочетание «инклюзивное образование» в начале 2000-х годов, в Чите мне приходилось это понятие объяснять, — рассказывает «РП» директор читинской частной школы Надежда Кочеткова. Сейчас это модно, только часто не знают, что с этим делать на практике. Мы всегда стараемся помочь детям адаптироваться в обществе, дать им насыщенную школьную жизнь.
Частная школа занимает первый этаж жилого дома, куда переехала несколько лет назад. Некоторые родители сразу оценили плюсы здания: первый этаж, нет порогов и ступенек, а значит, ребенок на костылях или в инвалидной коляске будет проще передвигаться. Здесь считают, что обычным детям и тем, чьи возможности ограничены, надо обучаться в одном коллективе и с ранних лет привыкать помогать друг другу. Но иногда, по словам директора Надежды Кочетковой, в помощи нуждается и сама школа.
– Со дня основания, с 1992 года, несмотря на хаос в стране, нам неплохо помогало государство: оплачивать коммунальные услуги, выдавать зарплаты учителям. Помощь позволяла нам давать существенные льготы родителям детей с ограниченными возможностями здоровья — они платили только за питание. С 1 января 2005 года госфинансирование резко прекратилось, и только буквально год назад снова стали нам перечислять деньги, хотя уже не в таком масштабе. Теперь выделяемой нам суммы не хватает даже на уплату налогов.
Вообще, чтобы полностью оборудовать здание школы под потребности детей с ограниченными физическими возможностями, нужны солидные средства, а также желание руководства. Последнее далеко не всегда имеется у директоров обычных школ. Мама четвероклассника Ильи Ольга Соловьева рассказала «Русской планете», что когда она искала школу для своего сына, ей везде предлагали индивидуальное обучение на дому.
– Меня это не устраивало, потому что ребенок интеллектуально развит нормально, но ему трудно много двигаться. Каждый ребенок требует общения с другими детьми, и если он будет сидеть дома, как он сформируется в этом мире как личность? — рассказывает Ольга.
Папа шестиклассника Ромы считает, что каждая семья сама делает выбор между финансовой стороной вопроса и ощутимым эффектом инклюзивного образования.
– Нельзя сказать, что мы вообще никаких денег не пожалеем — если бы это было очень-очень дорого, сын учился бы, наверное, дома и мы еще какие-то варианты искали бы, поделился с корреспондентом «РП» отец мальчика Роман Пахно. — У нас это не пробивает брешь в бюджете, и мы довольны школой. Администрация всегда идет навстречу: ребенок с ДЦП, не может писать рукой, мы ему купили специальную клавиатуру, мышь, ноутбук и принтер, закрепили все на специальной парте — учителя принимают у него работы в печатном варианте.
Родители Ромы замечают эффект от учебы в коллективе — у сына появились друзья. Особенно заметна разница между школьным и домашним обучением во время долгих каникул, когда ребенок скучает дома один и мучается от безделья. Во время учебного года расписан каждый день — сперва уроки в школе, затем занятия на специальных тренажерах, иногда дистанционные уроки по некоторым предметам, по которым что-то не успевает.
Не хватает учителей
В средней общеобразовательной № 3 обучение бесплатное. Девочка-аутист Надя приходит заниматься сюда с сентября.
– Я просто привела ребенка в школу по месту жительства и была удивлена состоянием кабинетов индивидуального обучения, рассказывает мама Нади педагог по образованию Ольга Тыжинова. — Не было ни особых учебных пособий, места для релаксации, мало игрового материала. Я поняла, что надо что-то делать и стала искать спонсоров. Благодаря им удалось купить оборудование для двух кабинетов.
Впрочем, уже то, что в школе№3 есть кабинеты индивидуальной работы — немалое достижение. Большинство средних учебных заведений не могут похвастаться и этим. Это произошло в рамках государственной программы «Доступная среда», направленной на помощь людям с ограниченными возможностями. Она сейчас реализуется в регионе.
Сейчас в школе №3 учится 837 человек, 25 из них имеют медицинское заключение и рекомендацию психолого-педагогической комиссии на индивидуальную программу обучения.
– Работать очень сложно — сама ищу материал в интернете, все новое, рассказывает «Русской планете» учитель начальных классов Елена Шахова. — Это ведь не обычные дети, с которыми ежедневно работаешь, тут нужен особый подход. Кабинеты еще в стадии создания, не оборудованы.
И все же за три с небольшим года, что школа № 3 находится в программе «Доступная среда», многое изменилось. Среди достижений директор школы Марина Садыкова называет разработку специальной программы  по работе с детьми с ограниченными возможностями, полученное оборудование для сенсорной комнаты, тренажеры и спортивные комплексы, установку пандуса. Финансирование шло из бюджета края. Сегодня в школе работают три педагога-дефектолога, один тефлопедагог занимается со слепым ребенком, с детьми работают социальный педагог, психолог и, конечно, учителя.
– В Чите много специалистов, но нужных нашей школе и готовых работать в таких условиях — очень мало, — отмечает Марина Садыкова. — Есть люди, которые имеют диплом дефектолога. Но кроме того нужно еще быть фанатом своего дела, с особым душевным порывом и желанием помочь этим детям.
По словам учителей и родителей детей с ограниченными возможностями, независимо от того, частная школа или государственная, без сотрудничества администрации образовательного учреждения, родителей и спонсоров инклюзивное образование останется не более чем «модным словосочетанием». Системного, на государственном уровне решения проблемы, просто нет.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ