Новости – Люди












Люди
Художник юрского периода

Фото с сайта Кемеровского областного краеведческого музея.
Андрей Атучин из Кемерова реконструирует динозавров для ученых всего мира
23 мая, 2014 11:48
8 мин
Андрей Атучин работает в своей кемеровской квартире. Место его официального трудоустройства — океанариум во Владивостоке. Андрей — представитель очень редкой профессии. Он — палеоиллюстратор: профессионально занимается реконструкцией образов древних рептилий, в том числе динозавров. Корреспондент «Русской планеты» поговорил с Андреем Атучиным о том, как он это делает.
Андрей открывает дверь и впускает меня в свою небольшую квартиру. Мы проходим в его рабочий кабинет, который расположен на балконе. Рабочий стол, компьютер, большой монитор, небольшой подоконник, на котором в ряд выстроились макеты целых динозавров и их частей.
– По сути, каждый рисунок, каждое изображение древних рептилий — это своеобразная реконструкция, — говорит Атучин. — То есть, для того чтобы нарисовать динозавра, необходимо восстановить его внешний вид, имея под рукой отдельные кости рептилии. Разумеется, существуют определенные алгоритмы, как по каким-то фрагментам скелета можно восстановить мышечный каркас и в целом внешний вид животного, но работа это достаточно кропотливая, требует времени и знаний, разумеется.
Андрей Атучин — профессиональный биолог, окончил биофак кемеровского госуниверситета. Даже написал научную работу для степени кандидата наук, но не стал защищаться. Говорит, это требовало много времени, а он уже вовсю занимался динозаврами.
– По большому счету, я начал рисовать рептилий еще лет в 17, даже раньше. Но в 17 — по-серьезному. Книги читал, изучал анатомические особенности конкретных динозавров. И, как выяснилось вскоре, информации на эту тему не очень много. В этом смысле появление интернета стало серьезным этапом в моем профессиональном развитии. Все-таки доступ к информационным ресурсам всего мира очень помог. Собственно, моя профессиональная карьера началась именно с интернета, когда я сначала просто стал рассылать свои рисунки по разным сайтам. Но первый заказ я получил именно в кемеровском университете. Правда, касался он не создания изображений динозавров. Тогда я иллюстрировал «Определитель амфибий и рептилий Кемеровской области», живущих в настоящее время в регионе. А первым сайтом, с которым удалось посотрудничать в плане изображения древних рептилий, стал интернет-ресурс Московского палеонтологического института.
Так Андрей начал входить в достаточно закрытый и малочисленный «клуб» палеоиллюстраторов. По словам Атучина, профессионально занимающихся этой работой людей в мире — 40-50 человек. Первой серьезной работой кемеровчанина на международном уровне стали иллюстрации для британской энциклопедии, вышедшей в Лондоне в издательстве «Anness». Атучин в этой книге изобразил в числе прочих тварей стегозавра, тродона и гиганотозавра.
– Ирония определенная состоит в том, что эта энциклопедия издавалась для авторитетного палеонтолога Дугласа Диксона, по книгам которого я когда-то познавал азы своей будущей работы, рисовал первых динозавров. Его издание «Динозавры» стала настольной книгой для меня на многие годы. Энциклопедия с моими иллюстрациями вышла в 2004 году. Так что сейчас в каком-то смысле юбилей — ровно десять лет.

В областном краеведческом музее, с которым кемеровчанин тоже сотрудничает, тоже есть динозавры, нарисованные Атучиным. Это 3D-проекции, которые транслируются на специальном прозрачном стекле-экране. На экране метра в полтора длиной и около метра высотой вращается почти живой динозавр. Настолько объемный, что хочется его потрогать руками. Кажется, что это вполне реально.
– Сейчас в Кузбассе намечается очень интересный палеонтологический проект, в котором мне предложили поучаствовать, — рассказывает Андрей. — Не так давно краеведческий музей получил лицензию на проведение палеонтологических раскопок, и летом планируется экспедиция в Шестаковский комплекс, который находится в Кемеровской области. Здесь может быть очень интересно, поскольку исторически именно в этом районе речной водой сносились останки погибших животных. В том числе динозавров. Например, томичам, которые вели здесь раскопки в прошлые годы, удалось найти два хорошо сохранившихся скелета. У нас со своими специалистами-палеонтологами сложнее, поэтому возглавит экспедицию московский ученый. А мне предложили принять в ней участие. Думаю пока. Но в целом лично для меня это может быть очень интересно. Тем более, что опыт участия в подобных экспедициях у меня уже есть. Два года подряд я ездил «копать» в Благовещенск. Там нашли амурозавра и олоротитана. Последний, например, большой растениеядный динозавр, который в длину достигал 9 метров, а в высоту — 3 метров.
Атучин работает в основном за компьютером, но рисует также и гуашью, и карандашом. Однако, если, например, рисунок нужно отправлять заказчику для создания 3D-модели, то, разумеется, рисовать ее стоит сразу на компьютере.
– Недавно мы закончили цикл рисунков из почти пятнадцати работ, который создавали вместе с моим коллегой из Самары Владом Константиновым. Влад делает сами модели, я — текстуры. Модель — это белая форма будущего динозавра. Текстуры определяют «внешность» — цвет, форма чешуек и другое. В последнем очень важны различные нюансы, которые на первый взгляд могут не бросаться в глаза. Главное, чтобы животное выглядело максимально реалистично. Для этого я часто создаю сначала объемные модели из пластичного материала. Потом смотрю, как, например, играют на ней светотени, а уже потом рисую.
В настоящее время работать с кемеровским палеоиллюстратором хотят многие — и частные коллекционеры, и научные учреждения, и музеи.
– Например, недавно закончилась работа на серией изображений для музея в Квисленде (Автралия). Еще одна из недавних работ — для Солт-Лейк-Сити (США, штат Юта). В последнем делал большую модель на компьютере динозавра из семейства тираннозаврид. Изображение, которое в длину составило около 3 метров, будет размещено в местном музее. Кроме того, предполагается сделать его объемную модель с помощью 3D-принтера. Одной из моих творческих удач считаю изображение тираннозавра, которое попало на обложку русской версии журнала «National Geographic».
Палеоиллюстраторов в мире немного, потому что в этой профессии хорошо рисовать одного умения рисовать недостаточно.
– Я уже говорил, что, с одной стороны, необходима определенная научная база. Каждый рисунок — это своего рода реконструкция. С другой стороны, особая часть моей работы — это сотрудничество с заказчиками. И тут все по-разному бывает. И, разумеется, каждая ситуация абсолютно индивидуальна. Необходимо учитывать какие-то новые научные открытия. Даже, рисуя животное, которые уже изображал раньше, должен, например, уточнить: а не изменились ли данные относительного его внешнего вида. Бывает и так, что заказчик сразу предупреждает: есть новые раскопки, согласно которым, например, хвост был чуть длиннее. И все это очень важно. Ведь соблюдение тех же пропорций — это дополнительная подлинность в изображении. Именно учет подобных нюансов в конце концов определяет профессионализм палеоиллюстратора. Например, создание максимально точных образов динозавров, позволило мне победить в трех международных конкурсах.
Андрей говорит, что очень многое в изображениях — плод творчества. Например, какого цвета был тот или иной динозавр пока доподлинно установить нельзя. Есть общая теория цвета, есть определенные градиенты: например, если животное жило в воде, то брюхо — более светлое, спина — более темная. Сочетаемость цвета и окружающей обстановки тоже учитываются. В последнее время найдена зависимость между фрагментами клеток, которые удается обнаружить на останках динозавров, и возможным их окрасом — путем сравнения с внешним видом современных родственников древних рептилий. Но все равно динозавр — отчасти все-таки фантазия художника.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости