Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«С ярушкой можно играть или чему-то учиться»

Как мастер из Липецкой области создает новый художественный промысел
Владимир Лактанов
3 мин
Глиняная ярушка Татьяны Тереховой. Фото: Софья Милютинская / "Русская планета"
Возможно, скоро в Липецкой области наравне с романовской игрушкой будут считать своим особым сувениром глиняную ярушку — авторскую разработку мастера-ремесленника Татьяны Тереховой. Ее скульптурные композиции имели большой успех на международной выставке «Золотые руки мастеров», всероссийском фестивале «Жар-птица» и ярмарке «Ладья». Работы Тереховой выставляются во многих музеях России, многие из них имеют официальный статус изделий признанного художественного достоинства. «Русская планета» поговорила с создателем игрушки и поняла, почему ярушка — такая теплая.
– Откуда такое название?
– Ярушкой ласково называют реку в моем родном селе Крутом Добровского района. Слово «яр» означает не только обрыв, но и жар, огонь, свет. В моем понимании, игрушка-ярушка должна, во-первых, напоминать о том, откуда она родом — ведь глину я беру в родном Крутом, на склонах реки. А во-вторых — нести людям кусочек света. Недаром я использую только яркие, сочные яичные краски. И роспись, в отличие от дымковской (а романовская игрушка вообще не расписывается), не орнаментальная, а природная: ягодки, цветочки, веточки. Сюжеты ярушки радостные, часто сказочные.
– Когда вы стали заниматься ярушкой?
– Первая скульптурная композиция родилась около 20 лет назад, в середине 90-х годов. Это было трудное время для ремесленников и вообще творческих людей. На наши работы практически не было спроса, люди в первую очередь думали о выживании. Я трудилась в кооперативе дымковской игрушки. Выходило красиво, однако меня не отпускала мысль, что это не совсем мое дело. Однажды в воображении возник юный пастушок около березки, пасущий овечек и барашка. Про себя я назвала его Лелем. Образ был такой живой и не похожий ни на какой известный мне стиль, что я сразу села за работу.
После Леля скульптуры стали рождаться одна за другой: Емеля на печке, дети верхом на косолапом мишке, Снегурочка около елки, «снежная» лошадка с соломенным хвостом и многие-многие другие. Сейчас их уже несколько сотен, если говорить только о крупных композициях. В шутку я называю их «Танюшкины ярушки».
Татьяна Терехова. Фото: Софья Милютинская / "Русская планета"
Татьяна Терехова. Фото: Софья Милютинская / "Русская планета"
– Вы чаще придумываете героев и сюжеты или «подглядываете» в русских народных сказках?
– По-разному получается. Бывает, приеду в родное село, полюбуюсь закатом или рассветом — и столько рождается образов, только успевай воплощать! Бывает, прочту книгу или увижу картину. А бывает, узнаю какую-нибудь житейскую историю, познакомлюсь с человеком — и появляется скульптура как отражение чьей-то судьбы. Так однажды я узнала о сельских школьниках Липецкой области, которые сами, без совета и вмешательства взрослых, создали маленькое общество защиты животных. Назвали «Неизвестные». Взяли на попечение галку, хромую собаку и котенка. Ухаживали за ними и вылечили. Сегодня многие говорят о том, что дети поголовно сидят за компьютерными играми. А тут — пример совершенно другой жизни, по-хорошему несовременной. Я вылепила скульптуру «Неизвестные»: мальчишек и их уже поправившихся питомцев. Попросила знакомую, от которой узнала эту историю, передать ее ребятам как знак моего уважения. Очень хотелось доставить этим школьникам радость.
– Ваши сюжеты — только веселые?
– Как правило. Но есть композиция, которую так не назовешь. Родилась она тоже «из судьбы». Варвара Григорьевна Жданова из села Русановка Долгоруковского района зимней ночью 1941 года возвращалась домой, в оккупированное фашистами село, с младенцем на руках и слепой свекровью. В эвакуации Ждановы не могли прокормиться, а дома было припасено сено для коровы. Свекровь с малышкой сидели в санях, рядом шла истощенная корова, которой эти сани были уже не под силу. А впряжена была... сама Варвара.
Около полуночи, уже на подходе к Русановке, сани окружили голодные волки. Тогда Варвара в отчаянии сказала зверям: «Вы же русские, как и мы! Пропустите нас!» Всю ночь она разговаривала с волками и молилась. А к рассвету стая ушла, Варвара с семьей благополучно добрались до дома. Она пережила войну, вырастила пятерых детей, подняла внуков и умерла уже в глубокой старости.
Эту историю я узнала из газеты. Вскоре родилась большая композиция: волки окружили сани с женщиной и младенцем, корову и девушку с поднятыми вверх руками. Скульптуру передали Варваре Григорьевне. Действительно, она была безмерно удивлена и тронута.
– Судя по всему, вы любите дарить другим радость...
– Да, как, наверное, и любой мастер. Особенно приятно, когда твоим работам радуются дети. У той же дымковской или романовской игрушек возможности для этого не такие, все-таки они созданы не для игры, если, конечно, речь идет не о свистульках. А ярушку можно сделать так, что с ней будет интересно играть или чему-то учиться: к примеру, слепить полянку-подставку и отдельно зверюшек. Все дело в фантазии. Однажды ко мне обратилась липецкая учительница, руководитель научного общества, ученики которой оканчивали школу. Она готовилась провести в научном обществе небольшой выпускной. Придумала сюрприз для ребят, попросила меня воплотить его: полянка, учительская доска, пенечки-стулья, учитель-еж и ученики-ежата. Все детали — отдельно, кроме большого ежа и доски. На выпускном учитель вынесла эту композицию и подарила каждому ученику по ежонку. На подставке-полянке остался у доски учитель-еж, будто в ожидании новых учеников. С тех пор, когда ребята собираются вместе, они приносят с собой эти скульптурки, снова собирают композицию воедино. Так у них родилась красивая традиция.
– А что вы скажете о современном покупателе? Изменился ли он за последние годы?
– Да, изменился, и в лучшую сторону. Ушла некая зашоренность. Где бы я ни представляла ярушку — на престижной выставке в Москве или небольшом парке Липецка, — около стола всегда толпятся люди. Конечно, иногда находятся и недовольные, но без этого не бывает, всем не угодишь. Зато обратите внимание, сколько людей сегодня занимаются разными художественными промыслами! Это говорит о многом. Значит, поднимаются наши мастера. Есть для этого благодатная почва.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин