Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

«Это была болезнь — попасть на фестиваль КАИ»

Фото: vk.com/xop_kai
Геннадий Торлупа — о «золотом веке» художественной самодеятельности в Казани
Наталия Федорова
6 апреля, 2015 07:37
13 мин
Казанский авиационный институт (КАИ) в советские годы привлекал весь СССР не только как школа авиаторов, но и как крупнейший центр художественной самодеятельности. Лучшие выпускники советских школ, поступавшие туда, оказывались не только способными инженерами, но и хорошими музыкантами и актерами, на выступления которых было не достать билетов в многотысячном зале.
Геннадий Торлупа, заслуженный работник культуры Татарстана, почти 50 лет работает в КАИ. Он был сценаристом и режиссером основных мероприятий вуза, художественным руководителем студенческого клуба, до сих пор работает дирижером и хормейстером смешанного хора КАИ. Откуда взялось выражение «КАИ — пуп Земли» и что случилось со всеми коллективами после распада Союза, Торлупа рассказал «Русской планете».
Геннадий Васильевич, расскажите, как формировались коллективы художественной самодеятельности при институте?
– Был комсомол, была партия, был очень серьезный и активный профсоюз. И все они оказывали большую помощь студенческому клубу. Был даже создан специальный факультет общественных профессий (ФОП), где внеучебной занятостью студентов занимался целый штат сотрудников под руководством декана. ФОП отслеживал, чтобы каждый студент был как-то занят в самодеятельности. Каждое полугодие руководитель самодеятельного коллектива выставлял студентам оценки за работу. Эти оценки поступали на ФОП и играли роль при подсчете баллов студента: порой от них зависело, получит ли он общежитие, стипендию.
Самым успешным в своих направлениях выдавали удостоверение, в котором говорилось, что они могут работать в своем жанре как дипломированные специалисты. Некоторые потом устраивались на работу в школы, предъявив этот документ. И вся эта система существовала вплоть до 1989 года.
Как вы оказались в этой среде?
– Я поступил в казанскую Консерваторию им. Жиганова уже после армии и музыкального училища, поэтому имел опыт работы с хорами. КАИ в то время жил своей активной жизнью, участвовал в весенних студенческих фестивалях. И существовало тогда глупое правило: за два месяца до фестиваля каждый факультет был обязан собрать хор и выступить.
За такой короткий срок, конечно, трудно было сделать что-то достойное. В феврале 1966 года мои коллеги в консерватории, видя мой опыт, предложили мне продолжить работу с хором на третьем факультете. У нас получилось удачное выступление, нас заметили. Поэтому, когда я на каком-то совещании предложил создавать не хоры-времянки, которые не представляют высокого творческого уровня, а постоянный хор КАИ, меня поддержали. Так был создан смешанный хор, который достойно представлял институт на гала-концертах.
Видя вокальные результаты с хором, ко мне стали обращаться ребята из вокально-инструментальных ансамблей, чтобы я помог им в постановке голоса. Это была бескорыстная инициатива. Первый ансамбль, с которым я работал — «Менестрели», очень известный в те годы. Потом были коллективы «Свей», «Крылья», «Алые паруса». Я проводил с ними репетиции, делал аранжировки, выстраивал инструментальный баланс для выступлений на республиканских гала-концертах, зимних эстрадах. В 1972 году я был приглашен режиссером 40-летнего юбилея КАИ, и после успешного проведения мне предложили должность художественного руководителя студклуба.
Фото: vk.com/xop_kai
В коллективы трудно было попасть? Система отбора была строгой?
– В сентябре мы вывешивали огромное объявление, где писали, что студенческий клуб приглашает исполнителей всех жанров. Нам нужны были все, кто есть в музыкальном мире: вокалисты, инструменталисты, танцоры, актеры, циркачи, артисты клоунады. В зале сидело жюри — я и музыканты института, в основном студенты старших курсов, которые уже в чем-то преуспели и могли оценить уровень выходящих на сцену. Тесно работали с комсомолом, профсоюзом. Каждый староста обязан был привести всю свою группу в актовый зал, где мы рассказывали о студклубе, мероприятиях. После этого всех «прогоняли» через рояль. И так мы сразу во все коллективы набирали людей.
Кроме того, в приемной комиссии на каждом факультете сидела группа студентов, которые вели собеседование и заполняли бланки довузовской жизни абитуриентов, откуда можно было узнать об их талантах. Я забирал себе огромную кипу этих анкет с каждого факультета, сидел, изучал и пытался понять, наш это человек или нет. Поиск был тщательным.
Какие еще коллективы были в студклубе?
– В студклубе было не меньше 20 коллективов. У ансамбля скрипачей был шикарный руководитель — Петр Каплуновский. Ансамбль баянистов-аккордеонистов создавал ныне известный российский дирижер Анатолий Шутиков. Студия эстрадного танца «Палас» под управлением балетмейстера Люции Гайсиной была самой сильной в Поволжье. Студия «Куклы и люди», театр-студия пантомимы «Блики», ансамбль чтецов «Баллада» под руководством актеров Театра им. Качалова. Народная хореография, бард-группа «Уленшпигель». В КАИ была создана первая рок-группа Казани «Зеркало». На каждом факультете было по два ВИА, свои танцколлективы. Самым популярным в городе был наш Студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ). Развито было такое направление, как культпоходы — наши студенты и преподаватели постоянно ходили в музеи, театры.
Мы запустили проект «Клуб по интересам». В его рамках развивалось очень сильное бардовское направление, благодаря которому идея обрела всесоюзный масштаб. В СССР не было ни одного барда, который не побывал хотя бы раз в КАИ. Были и Татьяна и Сергей Никитины, и Вахнюк, и Визбор, и Александр Дольский. К нам приезжал Боярский перед выходом на экраны фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», были также гениальный джазовый пианист Леонид Чижик, Елена Камбурова.
В рамках этого проекта позднее мы создали очень популярный в городе джаз-блюз-рок-клуб. Мероприятия этого клуба проходили при переполненных залах, казанцы впервые могли познакомиться с музыкой западного мира, причем в том числе в форме лекций.
Расскажите о концертах, которые устраивал сам институт и в которых он принимал участие.
– Весенние студенческие фестивали КАИ — это глубокая историческая традиция, из которой выросли известные профессиональные артисты России, режиссеры, певцы. Многие «каисты» после вуза либо параллельно работали по специальности и выступали, либо полностью уходили в искусство.
Наши мероприятия всегда привлекали все руководство вуза, профсоюза, обкома комсомола. Неудивительно, что не хватало билетов. Это была болезнь — попасть на фестиваль КАИ!
Один из наших интересных проектов — «Праздник песни и юмора». Это ежегодные пять концертов в декабре в Молодежном центре Казани. Они вызывали ошеломляющий успех у казанцев. За два месяца билеты было не достать. Участие в концертах принимали не только студенты КАИ, но и ведущие коллективы других вузов, и даже иностранцы, которые не могли попасть в институт, так как наш вуз тогда был закрытый. Потом эти праздники мы стали проводить в Казанском цирке. Представляете, две тысячи мест — и ни одного пустующего.
Вообще, КАИ в то время проводил много мероприятий: комсомольские, партийные съезды, слеты боевых комсомольских дружин. Мы формировали агитбригады в студенческих строительных отрядах, концертные бригады ездили по путевкам ЦК комсомола — по Казахстану, на кораблях по маршруту «Красноярск — Дудинка» и даже несколько раз на атомоходах «Арктика» и «Ленин». Мы посещали все фестивали СТЭМов в Ижевске, Харькове, Донецке, Москве. Не будет преувеличением сказать, что это был золотой век КАИ.
– Почему именно авиационный институт стал эпицентром художественной самодеятельности Казани?
– Время работало на КАИ. С начала 1930-х годов авиация в нашей стране была одной из самых перспективных областей. Но авиационных вузов в СССР было мало — всего пять, и поступить в них могли только самые сильные выпускники школ. Профессия летчика, авиатора, конструктора давала уважение общества, хорошую зарплату. 1930–50-е годы снабдили институт студентами высокого уровня, которые впоследствии стали крупными учеными. Эта плеяда крепких абитуриентов создала авторитет КАИ. При этом на авиацию выделялись хорошие средства. В Казани работают Казанский авиационный завод, вертолетный завод, аэроклубы. В городе зрел интеллектуальный, технический и культурный потенциал. В нашем институте работали Сергей Королев, Туполев. Создателем КАИ был сильный советский ученый Николай Четаев. Это были интеллигентные люди, которые владели и спортом, и музыкой, и литературой, были прекрасными ораторами.
Большое влияние на развитие творческой направленности студентов в 1960-е годы оказал знаменитейший СТЭМ КАИ под руководством Семена Каминского. Тогда это была творческая вершина Казани, которая задала городу высокую планку. Наши СТЭМовцы выступали на первом Всесоюзном фестивале СТЭМов в Москве, и Аркадий Райкин стоя аплодировал нашему коллективу. На их программы, которые проводились в зданиях вуза, невозможно было попасть. Весь город скандировал: «КАИ — пуп земли!» СТЭМ представлял собой многожанровый театр из 100 человек. Это — биг-бэнд, джаз-оркестр, женский квартет, пять певцов, группа миниатюристов, конферансье, профессиональные фотографы и осветители. Именно эти СТЭМовцы влюбили в самодеятельность студентов, которые потом стали доцентами и профессорами КАИ и всячески поддерживали это направление.
В 1982 году студклуб КАИ запустил известный фестиваль студенческих театров малых форм «Икариада», который проходит до сих пор. Расскажите, как это было.
Это была мечта наших СТЭМовцев-«шестидесятников». Мы нашли описание их идеи среди старых пыльных документов, в год 50-летия КАИ решили ее осуществить и открыли первый фестиваль «Икариада». Сначала это был фестиваль театральных миниатюр авиационных вузов страны. Выступили коллективы со всех пяти вузов: помимо Казани, из Харькова, Самары, Москвы, Уфы. Потом мы расширили этот фестиваль до авиационных и политических вузов страны, а в конце концов, он стал фестивалем театров вузов страны и СНГ. То есть география сумасшедшая: Хабаровск, Красноярск, Иркутск, Тюмень, Томск, Ижевск, Екатеринбург, Сургут, Таганрог, Рига, Киев... Сотни городов. В состав жюри мы каждый раз приглашаем какого-то известного человека из Москвы. Были Роман Карцев, Аркадий Арканов. В последние годы республика взяла на себя проведение этого фестиваля, а раньше мы проводили его в складчину. КАИсты были влюблены в этот фестиваль, и мы собирали на это деньги внутри вуза, а деньги немалые — 1,5–2 млн рублей.
Фото: vk.com/xop_kai
Кстати, как оплачивался труд участников художественной самодеятельности?
По итогам года, крупных мероприятий, были приказы по линии профсоюза, обкома комсомола, ректората, награждали грамотами, сувенирами, почетными значками. В основном все было от души и бескорыстно.
Партия вмешивалась в дела студклуба?
Проблемы были, но мы их решали. В КАИ не было вседозволенности, но кое-что нам разрешали. Два направления находились под особым контролем — СТЭМы и джаз-рок-клуб. Цензура была внутренняя и внешняя. Наши внутренние цензурные органы за нас вступались, воевали.
Как повлиял на художественную самодеятельность распад СССР?
В 90-е годы из-за неразберихи все растерялись — и государство, и вузы, и студенты. В советское время все студклубы были на балансе профсоюзов. В 90-е профсоюзы сняли клубы со своих балансов. Не знаю, как это пережили в других вузах, но наш институт сразу взял клуб под себя, поэтому работа как-то продолжалась. Марку КАИ в самодеятельности в те годы держал СТЭМ «От винта» — им руководил Дима Платонов. Потом он перерос в СТЭМ «Добролет», они ставили прекрасные буффонады. В других вузах, благодаря энтузиастам, тоже оставалось достаточно коллективов.
Но если прежде самодеятельность имела финансовую, моральную поддержку со стороны комсомола, партии, профсоюзов, то сейчас, к сожалению, помощи меньше. Конечно, ежегодно проводится очень много мероприятий, на которые приглашаются руководители вуза. Конечно, главные межвузовские фестивали проводит городской комитет Министерства по делам молодежи, и там присутствуют и мэрия города, и ректорат. Но масштаб самодеятельности сегодня, конечно, уже не тот, как был в советские годы.
Понимаете, раньше наши фестивали привлекали разные поколения. Воспитанные на наших СТЭМах преподаватели вузов водили на концерты своих детей. Но сейчас все студенческие мероприятия в основном молодежные. Я думаю, что сегодня нельзя вернуться к прежним стандартам. Всему свое время. В наши дни Казань стала привлекательным городом для туристов. Но мне бы хотелось, чтобы она оставалась таковой и для преподавателей и студентов, для взращивания интеллектуального поколения, чтобы казанцы чаще улыбались друг другу, больше читали и ходили в театры.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ