Новости – Титульная страница
Титульная страница
«Народный гараж» по антинародной цене
Народный гараж. Фото: Олеся Ященко.
В Томске строят экопарковки, платные стоянки и гаражные комплексы
27 ноября, 2013 16:19
4 мин
В городе около 500 тыс. жителей и 163 тыс. автомобилей. Треть жителей ежедневно решают одну и ту же проблему — где припарковать машину. В будни сложно найти место у торгового или офисного центра, по вечерам и в выходные водители конкурируют друг с другом за парковку во дворе.
– Каждый вечер — битва за парковочное место. Если позже приехал домой, не успел занять, машину приходится оставлять на дороге, за домом и так далее, — рассказывает Андрей Безухов, житель микрорайона Подсолнухи. — У нас в доме 128 квартир, практически у каждой семьи — автомобиль, а мест во дворе максимум на 40–50 машин. И у соседних домов тоже дефицит пространства.
Такая ситуация характерна для многих томских дворов. Автомобили нередко паркуют на газоне, на детской площадке или у мусорных баков. В каждом дворе жители решают проблему парковок по-своему. Например, устанавливают шлагбаумы на въезде во двор, чтобы чужие не парковались.
– У нас правление ТСЖ поставило шлагбаум на въезде, каждый желающий выкупил брелок от него за 700 рублей, — рассказывает Елена Вачева, жительница дома по улице Рабочей. — Но я, например, работаю допоздна, возвращаюсь домой после 21 часа и от этого брелока мне нет никакой выгоды — все места уже давно заняты. В итоге паркую машину за соседним домом, у дороги.
Жители других дворов засыпают газоны, лишь бы было где поставить машины. Недавно за таким разрешением — обустроить вместо газона асфальтированную автостоянку — к городским властям обратились жители дома по улице Алтайская, 120. Мэрия предложила объединить газон и стоянку, обустроив экопарковку. Это зеленый травяной газон, в который помещена специальная георешетка, устойчивая к механическому воздействию.
«Обустройство экологической парковки во дворе позволяет сохранить красивый зеленый газон, а цена этого вопроса будет не дороже, чем асфальтовое покрытие. Такая практика успешно применяется в некоторых регионах России», — считает начальник управления охраны окружающей среды и природного комплекса Сергей Аушев.
Технологию обустройства экопарковки в мэрии представят на одном из ближайших заседаний ландшафтной комиссии.
Брать деньги за парковку предложили томские общественники на заседании Совета общественных инициатив при областной думе. Галина Шрайнер, член Совета, представитель благотворительной организации «Союз выпускников детских домов Томска», считает, что можно пополнить доходную часть бюджета за счет владельцев припаркованных авто во дворах жилых домов. Идея вызвала дискуссию среди горожан. Автомобилисты ее не одобряют.
– Припарковаться проблемно и во дворе, и у офиса, и в центре города. Хотелось бы уже достучаться до властей, чтобы они хоть как-то начали решать эту проблему. Пусть предоставят альтернативу, а потом деньги берут, — считает автомобилист Анна Бокова.
– Найти свободное место на парковке, особенно в выходные или в конце рабочего дня, — это действительно проблема, — говорит Максим, инструктор тренажерного зала медицинского центра, водитель с шестилетним стажем. — Думаю, платные парковки ее решат, если стоимость будет не слишком высокой.
Платные парковки распространены во многих городах мира. С июля этого года платная парковка введена в центре Москвы.
«Невозможно в городе построить столько парковок, чтобы все могли бесплатно пользоваться ими. Cколько ни строй, спрос превысит предложение. Плата за парковки нужна вовсе не для того, чтобы кто-то наживался. С ее помощью отрегулируем количество автомобилей, которые ездят в центр города и в другие оживленные места, где свободного места хватает не всем. Тут не работает философия «сначала сделайте альтернативу, а потом уже запрещайте». В этом деле невозможно сделать никакую альтернативу, попытки решать проблемы пробок строительством дорог и парковок превращаются в сжигание денег без получения какого-либо результата», — пишет в своем «Блоге о городах» известный московский урбанист и общественный деятель Максим Кац.
На днях мэр города Иван Кляйн подписал постановление, фиксирующее методику расчета платы за одно парковочное место. При расчете учитывается площадь машино-места, стоимость содержания одного м² в сутки, территориальный коэффициент, зависящий от района города и от категории автомобиля. Полученные средства, согласно постановлению, будут зачисляться в городской бюджет.
– Методика была разработана после представления прокуратуры, которая потребовала исполнения изменившегося федерального закона. Этот документ не означает, что следующий шаг — создание платных парковок. Ведь орган местного самоуправления должен обеспечить альтернативную, бесплатную парковку. Пока нет ни одного места, где организована платная парковка, — пояснил корреспонденту РП заммэра по особо важным поручениям Александр Цымбалюк.
Пока платную парковку в Томске организовывает только бизнес. Так, с начала этого года у крупных торговых центров «Смайл-сити» и «Зеркальный риф» появились паркоматы — терминалы, внешне похожие на банкомат или мультикассу, выдающие жетоны. Два часа на парковках у этих магазинов — бесплатные. За все, что свыше, надо будет заплатить. Так владельцы борются с водителями, которые живут или работают неподалеку и стремятся занять парковку не по назначению.
Обеспечить томичей парковками в жилых кварталах городские власти планировали еще в 2010 году. Первый заммэра Евгений Паршуто поручил разработать программу «Народный гараж», согласно которой в Томске построили бы доступные гаражные комплексы. Первый из них — многоуровневый паркинг на 300 машин — почти достроен в микрорайоне Зеленые горки. В нем есть только крыша, стен нет. В конце октября на подъездах домов микрорайона разместили объявления о продаже мест в новом комплексе. Стоимость одного машиноместа размером 5,7 на 2,5 м — 550 тыс. рублей. Есть беспроцентная рассрочка на три года, с первоначальным взносом 200 тыс. рублей.
При этом автомобилисты будут нести и постоянные расходы — ежемесячную плату за электричество и уборку территории.
– Какой смысл покупать место на открытой парковке, где нет стен и все продувается? Машина здесь будет замерзать так же, как и у подъезда, по утрам все равно придется отряхивать с нее снег и прогревать ее. Да и место на каждый автомобиль рассчитано очень маленькое — хранить запчасти или колеса будет негде, — считает Никита Мунсаров, житель Зеленых горок.
– У нас машина стоит в два раза дешевле места в «Народном гараже». Да и у соседей в основном бюджетные автомобили, ведь здесь живут молодые семьи, которые купили квартиру в ипотеку, — согласна с мужем Татьяна Мунсарова.
По словам Наталии Быковой, члена правления Лиги профессиональных риелторов Томска и замдиректора агентства недвижимости «Лагуна», цена на место в новом паркинге сопоставима с теплыми боксами в старых гаражных комплексах.
– Цена на бокс в старых комплексах в густонаселенных районах — Кировский район, Каштак, Дом книги — колеблется от 450 до 550 тыс. рублей. Это средневзвешенная цена на гаражное место эконом-класса в таких районах, там это востребовано. А вот в новом гаражном комплексе в начале Иркутского тракта цена бокса — 600–700 тыс. рублей.
По ее мнению, стоимость места в паркинге урегулирует рынок: если спроса не будет, застройщик снизит цену.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости